Ганс

Валерий Головизин
   В некотором царстве в некотором государстве жил да был мелкий немецкий служащий Вельгельм фон Остен. Был он низкорослым добрым и толстым так как очень уважал крепкое баварское пиво. И в свои неполные тридцать лет служил Вельгельм учётчиком у хозяина бакалейной лавки. Жены детей у него не было и жил он на окраине города в маленьком домике со своей матушкой. И вот однажды в воскресный погожий денёк летом тысяча девятьсот четвёртого года он взял с собой удочку, большую бутылку баварского пива и отправился на рыбалку. Пришёл Вельгельм на берег тихой реки, забросил в неё удочку в надежде поймать крупную рыбу, сварить из неё вкусную уху и порадовать ей свою матушку. А пока рыба решала кушать или нет червячка на крючке рыбака, Вельгельм фон Остен откупорил бутылку отпил из неё глоток другой пива, да так увлёкся этим неблаговидным людским занятием что не заметил как захмелел и крепко уснул.
   Приснилось ему что стоит возле него человек похожий на цыгана и ржёт как лошадь насмехаясь над ним. Открыл Вельгельм свои сонные глаза и видит, что происходит всё наоборот, стоит над ним конь чёрной масти и ржёт над ним говоря человеческим голосом:
 - Эй! Рыбак, ты на рыбалку пришёл или в таверну пиво пить?! Смотри утянет тебя рыба на дно и скушает там за милу душу. Просыпайся рыбак! Да угости меня своим пивом в благодарность за то что спас я тебя от холодной речной купели.
   От этих слов коня Вельгельм окончательно пришёл в себя, встал на ноги и угостив коня пивом равнодушно сказал:
 - Какой я сон необычный вижу. Наверное он вещий и надо будет обязательно рассказать его своей матушке. Вдруг этот сон приснился мне к богатству?
 - Да, да к богатству. Это ты сейчас верно подметил – ответил ему конь – да кстати давай знакомится, меня звать Ганс – сказал он подавая рыбаку своё копыто – а как звать тебя?
 - Меня то, Вельгельм фон Остен – ответил ему зевая рыбак.
 - Буду звать тебя коротко и просто, Остен – сказал рыбаку конь оскалив белые зубы в своей лошадиной улыбке – да кстати я тебе не снюсь, я существую наяву. Понял меня?
 - Да не может быть такого! Чур меня! Караул! Помогите люди кто может! – Завопил от ужаса Остен – бес в коня вселился! – И чуть было от страха рыбак не шлёпнулся в реку.
   Но конь ловко поймал его за курточку своими зубами и, оттащив подальше от реки, сказал:
 - Что орёшь как полоумный, Остен! Никакой бес в меня не вселялся!
 - Тогда почему ты говоришь человеческим языком?! – Крикнул рыбак икнув от ужаса и вытаращив на коня свои глаза.
 - Да потому что я сам недавно был человеком и звали меня Ганс – с грустью произнёс конь – а если быть немного точнее, то был я очень плохим человеком: много пил курил лгал воровал дрался ругался и делал ещё очень много других весьма неблаговидных дел. Вот Господь Бог и покарал меня за это, вселив мою душу в тело этого коня для её очищения и исправления. Да кстати Остен, а какой я породы?
 - Ты то – сказал рыбак внимательно осматривая коня со всех сторон – по моему ты Ганс обыкновенный Орловский рысак. 
 - Почему это я обыкновенный? – Обиженно произнёс конь – я очень даже необыкновенный. Мои родители хоть и были цыгане, но дали мне хорошее школьное образование и я умею читать писать считать. Да не один конь в мире этого делать не умеет!
 - Ладно не обижайся на меня Ганс – сказал примирительно Остен – а пойдём ка лучше ко мне домой. Матушка моя нам пирогов наверное испекла.
 - О! Пироги, я их очень люблю! – Радостно заржал конь прыгая от восторга – особенно с капустой! А то эта трава надоела мне уже, она какая-то горькая  и совсем невкусная. И как только её коровы кушают? 
   А примерно через час подошли они к небольшому кирпичному домику с зелёной черепичной крышей.
 - Вот и мой дом – сказал Остен коню – да не стучи ты копытами так громко – недовольно проворчал он – не то матушку мою разбудишь, ругаться она будет.
 - А за что ругаться то будет?
 - За то, что ты конь.
 - Если я конь, это не значит что я хам и невежа. Я может уже перевоспитался?
 - Да помолчи ты хоть немного Ганс! Тарахтишь как сорока.
   Так разговаривая они прошли в небольшую комнату Остена.
 - Будешь спать у этой стенки Ганс. Туалет во дворе. Вода для питья в бочке возле дома. Обед в виде зелёной сочной травки за калиткой.
 - Но, я люблю пироги с капустой, Остен.
 - Я на тебя пирогов не напасусь. Ты кушаешь Ганс, извини за выражение, как лошадь.
 - С кем это ты там разговариваешь Остен? – Послышался из другой комнаты голос его матушки.
 - С другом мама. Он поживёт у нас немного? Ему ночевать негде.
 - Пускай живёт. А друг-то у тебя хороший? Озорничать не будет?
 - Нет мама. Он смирный трудолюбивый, и пахать на нас будет.
 - Я пирогов испекла, на кухне они, в алюминиевом протвине лежат. В самоваре горячий чай. Сахар на столе в вазочке.
 - О, сахар! Я его так люблю – плюхаясь на коврик у стенки произнёс мечтательно конь – тащи его сюда скорей Остен. У меня живот урчит услышав про него.
 - Но вдруг дверь в комнату открылась и вошла мама Остена низкорослая пожилая седовласая женщина в длинном тёплом халате и с разносом горячих пирожков в руках.
 - Зачем это ты коня в дом приволок, Остен?! – Изумлённо крикнула она.
 - Мама не ругайся, это и есть мой друг – сказал он улыбнувшись наивной улыбкой – это необыкновенный конь, он говорящий.
 - Как говорящей? Разве кони умеют говорить? Да это только в сказках бывает.
 - Иногда и не в сказках – ответил конь мило улыбнувшись старушке.
   Отчего она чуть не упала на пол. Но её вовремя поддержал Остен и поставив разнос с пирожками на стол разъяснил:
 - В этого коня мама, Бог вселил человеческую душу для её очищения и оздоровления. Звать коня Ганс и он будет помогать нам по хозяйству.
 - Но только пахать землю я не буду – возмущённо добавил Ганс – я буду работать в цирке математиком. И пожалуйста никому не говорите что я говорящий, не то люди меня на сувениры разберут.
 - Не бойся Ганс – сказала матушка вытерев платочком слезу – ты будешь частью нашей маленькой семьи и мы некому не выдадим твоей тайны.
   А через минуту в комнате Остена при свете керосиновой лампы за столом раздался громкий конский хруст сахара, чавканье пирогами с капустой и хлюпанье чаем из большого эмалированного  тазика.
 - Ну, накормили вы меня – сказал насытившись Ганс, скушав и выпив всё что было на столе – завтра пойдём устраиваться в цирк на работу. Надо мне вас хоть как-то отблагодарить за хорошее ко мне отношение.
 - А как ты видишь эту свою работу в цирке?
 - Да очень просто Остен, я был там однажды в далёком своём детстве. Я буду считать: складывая вычитая умножая деля числа отстукивая результат копытом, а ты будешь получать за это хорошие деньги и кормить меня пирогами с капустой. Ну что молчишь? По рукам что ли?
 - По копытам – усмехнувшись ответил Остен собирая грязную посуду и унося её для мытья на кухню.
   А на следующий день рано утром они отправились в цирк.
 - Неужели твой конь умеет считать? – Сказал директор цирка, в меру упитанный добрый мужчина, в чёрном новом костюме угощая Ганса кусочком сахара – сколько будет дважды два? А? Милое Божие создание – вежливо спросил он у Ганса.
   И конь стукнул в ответ копытом о пол четыре раза.
 - Молодец! Умница Ганс! – Воскликнул удивлённо директор – а сколько будет десять разделить на пять? – И конь стукнул копытом два раза.
 - Феноменально! – Вновь воскликнул директор – да вашему коню цены нет! Сколько вы хотите за него?
 - Конь не продаётся, господин директор – ответил ему Вельгельм фон Остен в полупоклоне.
 - Жаль, очень жаль – сказал он печально – тогда разрешите мне задать вашему коню ещё один математический вопрос? Но только он будет чуточку посложнее.
 - Конечно господин директор, задавайте.
 - А сколько будет Ганс, если число сто пять разделить на пять?
   И конь ударил по полу копытом двадцать один раз.
 - Это просто невероятно – в изумлении прошептал директор – ну что же, пускай ваш конь поработает на моей арене цирка. А я буду платить вам за каждое выступление Ганса, допустим – и он наморщил свой лоб, высчитывая что-то в уме, а через минуту сказал – двадцать марок за каждое выступление коня, это вас устроит? 
 - О! Двадцать марок! Это просто великолепно! – Восторженно воскликнул Остен, потирая ладони.
   Но конь недовольно топнул копытом.
 - Нет, пожалуй этого будет маловато – сконфузившись произнёс Остен – давайте ка остановимся на цифре в двадцать пять марок.
   Конь недовольно заржал и снова топнул копытом, а затем взял зубами большой кусок мела и аккуратно вывел на доске число двести.
 - О! Он даже и так умеет! Воистину ваш конь является самым одарённым животным в мире. Пускай он получает в моём цирке запрошенную им сумму в двести марок, за каждое своё выступление. А где он будет жить?
 - Жить он будет у меня дома. Видите ли в чём дело господин директор, моему коню нужны особые математические тренировки. А потому после каждого циркового представления я буду забирать Ганса к себе домой для его учёбы. А к началу следующего представления я буду приводить коня снова в ваш цирк.
 - Ну что же, это очень правильное решение – сказал довольный директор крепко пожимая Остену руку.
   Но вдруг к ним подошёл конь и бесцеремонно подал директору своё копыто.
 - Вы даже и этому своего коня обучили – смеясь произнёс он пожимая копыто Ганса – похвально, похвально. Ну что же, к завтрашнему представлению я с нетерпением жду вас в цирке в котором состоится первое выступление вашего математически одарённого коня Ганса.
   На следующий день все местные афиши города и даже стены многих домов были обклеены большими цирковыми плакатами на которых красовалась огромная лошадиная голова, а под ней крупными буквами было написано:
 - Внимание! Внимание всех жителей нашего города! В нашем цирке завёлся необыкновенный конь-математик который с превеликим удовольствием умножит сложит вычтет и разделит придуманные вами числа! Спешите посетить наш цирк сегодня и порадовать себя и ваших детей необыкновенными способностями учёного коня!
 - На этих плакатах не моя морда! – Возмущённо сказал Ганс своему хозяину шагая с ним утром по дороге в цирк – вы только посмотрите, кого они намалевали на плакатах?! Да это же настоящий верблюд с вытаращенными глазами и редкими зубами. Ты только посмотри на эту ужасную лошадиную рожу Остен! Да я бы своими копытами и то лучше её нарисовал. Смех да и только.
 - Да не расстраивайся ты так, Ганс – равнодушно ответил ему Остен ведя коня в поводке – ты лучше думай о том какими вкусными пирогами с капустой я тебя сегодня накормлю получив от директора твой первый заработок.
 - Заработок этот будет для меня далеко не первый – сказал ему Ганс тряхнув удилами – в моей человеческой жизни было их так много, что я сбился со счёта. Но все они были так сказать не честными заработками. Я выигрывал их жульничая в карты, в напёрстки, на тараканьих бегах в общем не одного честного заработка у меня не было. А этот заработок в цирке, как ты думаешь Остен, он будет для меня честным?
 - Ну конечно Ганс. Правда мне кажется что ты запросил с директора цирка слишком большую сумму в двести марок за каждое своё выступление. Но я думаю, ты её отработаешь.
 - Конечно отработаю Остен! – Крикнул радостно Ганс громко заржав и перепугав редких прохожих на улице – и я съем сегодня десять пирогов с капустой которые испечёт для меня твоя матушка!
   А через несколько минут Остен с конём подходил к воротам цирка где их радостно встречал с распростёртыми объятиями сам директор.
 - О! Как я рад этой нашей долгожданной встрече! – Торжественно воскликнул он пожимая руками поданное ему конём копыто и руку его хозяина – сейчас начнётся наше представление и первыми выступят наши клоуны, затем слоны мартышки, ну а после выступит со своими математическими этюдами ваш чудо конь Ганс. Садитесь на любое кресло первого ряда – сказал директор обращаясь к Остену и входя на арену цирка – ну а я пройду с вашим конём в гримёрку, причешу его там и освежу самым лучшим лошадиным одеколоном. А в гриву его  я вплету разноцветные ленточки с цифрами.
   И директор с конём поспешил в гримёрку, ну а Остен уселся в кресло и стал ждать начала представления. Постепенно зал заполнился зрителями. Вдруг грянула весёлая музыка и на арену цирка выскочили забавные клоуны жонглёры в сияющих в свете прожекторов одеждах, канатоходцы с длинными шестами в руках и весёлое представление началось. Затем на арену вышли огромные важные слоны и стали играть со зрителями большими разноцветными шарами. Ну а после  на арену вышел директор цирка держа за уздечку Ганса. И поначалу своего коня Остен даже не узнал до того он был великолепен в блестящих ленточках в разноцветных блёстках и с разнообразными цифрами в чёрной сверкающей яркими искорками гриве.
 - Господа! – Торжественно воскликнул директор – вам выпало небывалое счастье лицезреть самого талантливого коня в мире с громким именем Ганс! Он умеет делить умножать вычитать …
 - Из нашего кармана деньги! – Крикнул кто-то громко из зала под громкий смех зрителей.
 - А так же – добавил директор – этот конь умеет складывать всевозможные двухзначные числа…
 - И наши деньги! – Выкрикнул снова кто-то громко из зала под одобрительный смех публики – в карман администрации цирка!
   Но директор не обращал внимания на шутки зрителей и продолжал с улыбкой свою речь:
 - И так господа! Кто хочет первым задать математический вопрос Гансу, прошу пройти на арену.
 - Я выйду! Я задам Гансу пример! – Раздались крики из зала.
 - Господа! Я ещё раз повторяю! – Крикнул директор – выходите на сцену и не более десяти человек. Так как времени у нас немного, ибо готовится следующий акробатический номер с участием дрессированных кошек и собак.   
   И вскоре перед Гансом стояло десять улыбающихся счастливых зрителей.
 - Ганс! Сколько будет пять умножить на пять? – Задала свой вопрос пожилая женщина с авоськой в руках.
   И конь спокойно отстучал копытом о деревянную подставку двадцать пять раз.
 - А сколько будет Ганс – сказал усмехнувшись молодой парень – если восемьдесят пять разделить на пять?
   И конь невозмутимо отстучал копытом семнадцать раз.
 - Да не может быть такого! – Выкрикнул кто-то недовольно из зала – лошади не умеют считать! Наверное коню подсвечивает кто-то фонариком из зала! Это господа обыкновенный цирковой фокус!
   Тот час по распоряжению директора два нарядных клоуна притащили большую ширму и загородили ею коня со всех сторон.
 - А сколько будет Ганс – задал свой вопрос старик в больших круглых очках – если сто пять умножить на пятьсот?
 - Господа! – Недовольно крикнул директор – я бы попросил вас задавать коню математические примеры с двухзначными числами с ответами чуть больше десяти, что бы коню было меньше стучать копытом. Времени у нас немного господа. Я предупреждаю, что у нас уже ожидают выхода на арену цирка дрессированные собачки и кошечки! 
 - Так с – капризно произнёс всё тот же старичок в больших роговых очках выслушав директорские наставления – тогда я задам коню другой свой пример. А сколько будет Ганс, если восемьдесят четыре разделить на четыре?!
   И конь невозмутимо стукнул копытом о подставку ровно двадцать один раз.
 - Это просто невероятно! – Воскликнул изумлённый старичок.
 - Да фокус это всё! – Крикнул недовольный голос из зала – циркачи как-то подсказывают коню правильные ответы!  А давайте-ка переместим коня в центр арены!
   Но сколько Ганса не перемещали по арене, закрывали ему ладонями глаза уши, он всегда шокировал публику своими правильными ответами и этим завоевал у них полный аншлаг. Зрители громко хлопали в ладоши ликовали осыпая коня цветами. Затем Ганс покатал на спине их маленьких детей, а после довольный директор повёл коня в свою гримёрную.
 - Это просто чудеса – сказал директор подошедшему к ним Остену – над решением этих математических задач и человек бы задумался. А Ганс решал их с лёту. Откройте пожалуйста мне секрет своего фокуса с конём.
 - Здесь нет никакого фокуса господин директор. Ну почему вы не можете поверить в то, что мой конь просто гениальное животное?
 - Да потому что я неисправимый скептик и не верю в сказки! А ваш конь, господин Вельгельм фон Остен, кроме решений всевозможных математических задач умеет ещё читать писать понимает немецкий язык. И я совсем уже не удивлюсь если услышу от Ганса человеческую речь. Что упрятано в теле вашего коня, Остен? Уж не человеческая ли душа?
 - Господин директор я ещё раз повторяю вам, что мой конь просто талантливое животное и давайте закончим на этом наш утомительный разговор.
   Домой они уже шли в окружении многочисленной детворы. Конь Ганс в одночасье стал городской знаменитостью.
 - Ганс, а сколько будет дважды два?! – Кричали дети наперебой – а сколько будет если к пяти прибавить десять?
   Но конь устало и равнодушно шагал со своим хозяином, не обращая внимания на маленьких человечков, лишь только на окраине городка они отстали от путников и разошлись по своим домам.
 - Фу! – Громко выдохнув воздух сказал Ганс – мотнув головой и посмотрев украдкой не бежит ли кто из детей за ними – какая всё же это тяжёлая ноша, слава! С одной стороны это вроде бы и хорошо! Купаешься эдак в её лучах, купаешься.  А потом, бац! И приходит отрезвление, и уже начинаешь думать, а зачем она нужна мне эта самая слава? Она так утомляет своим постоянным присутствием ненужным беспокойством тягостной надоедливостью и уже начинаешь искать укромное тихое местечко что бы спрятаться от неё. А сколько сегодня я заработал пирогов с капустой? А? Остен? Что молчишь?
 - Да думаю я, Ганс. Директор цирка подозревает, что в тебе упрятана человеческая душа.
 - Да пусть себе подозревает. Нам то что до этого Остен. Нам главное, что бы деньги он исправно нам платил.
   Незаметно, с цирковыми выступлениями Ганса пролетело лето, наступила осень. Конь Остена стал необычайно знаменит. На его цирковые выступления приезжали посмотреть даже жители других городов. И вот однажды вечером в дверь его домика вежливо постучали.
 - Кто там! – Крикнул Вельгельм фон Остен – мы уже поужинали и ложимся спать!
 - Я известный немецкий философ и психолог Карл Штумпф – послышался писклявый голос из-за двери – приехал из Берлина изучать необыкновенные математические способности вашего коня. Пустите меня в ваш дом переночевать.
 - Сожалею, но мы не можем вас пустить в дом! – Ответил ему Остен – у нас в доме слишком мало места. Я сам живу в одной комнате с конём. Приходите завтра в цирк там и увидите Ганса.
 - Это так зовут вашего коня?
 - Да уважаемый психолог Карл Штумпф, моего коня зовут Ганс. Завтра с утра мы будем в цирке. Всего вам хорошего.
 - До встречи! – Крикнул знаменитый психолог.
   Затем послышалось ржание лошадей, скрип каретных колёс и через минуту всё стихло.
 - Уехал Штумпф. И что нам от этого визита знаменитого психолога следует ожидать? – Спросил Ганс доедая при свете настольной лампы очередной пирог с капустой.
 - Да ничего особенного – ответил ему зевая Остен, ложась спать на кровать – посветит он тебе в глаза фонариком, задаст несколько математических вопросов. Затем поохает поахает и уедет к себе в Берлин писать очередную научную диссертацию.
 - Хорошо бы всё так и было – сказал конь в задумчивости запивая пироги ароматным чаем – боюсь я этих учёных докторов до ужаса. Вечно они уколы всем делают, поят всех своими горькими пилюлями и думают что их лекарства помогает всем на сто процентов.
 - Ложись уж спать Ганс, хватит дискутировать. Завтра нам рано утром на работу вставать.
 - Сейчас лягу на свой матрас из сена – ответил ему конь икнув – вот только последний пирог с капустой доем, запью его чаем. Ты знаешь Остен сколько мне энергии надо что бы возить детей по арене цирка? Насядут они мне на спину на шею даже за хвост уцепятся и таскай их несколько кругов по арене.  Ты скажи директору, пускай мне телегу сделают, вот тогда я их всех прокачу!
 - Ладно, скажу – буркнул равнодушно Остен засыпая под тёплым одеялом.
   А рано утром их разбудила матушка и они отправились в цирк где у дверей их ждал директор и крупный усатый мужчина.
 - Я есть Карл Штумпф – пропищал он улыбаясь Остену – я знаменитый философ психолог и я узнаю все секреты вашего знаменитого коня – на что Ганс саркастически громко заржал.
 - О! Эта ваша лошадь ещё и насмехается надо мной!
 - Это не лошадь – ответил ему шёпотом директор – это конь.
 - Да какая разница! – Сказал возмущённо философ – эти животные должны служить людям, а не насмехаться над ними. К вечеру подойдут тринадцать моих экспертов-единомышленников и мы создадим комиссию по изучению математических способностей вашего коня. А сейчас я пойду в цирк смотреть представление и усядусь в кресло первого ряда. Вы не возражаете на это господин директор?
 - О нет, что вы – ответил он улыбаясь – не часто такие столичные знаменитости посещают наш маленький провинциальный городок.
   А после циркового представления, на ярко освещённой арене собрались учёные люди во главе с философом Карлом Штумпфом и стали ходить вокруг Ганса изучающе заглядывать ему в глаза, смотреть ему зубы.
 - Да это самый обыкновенный конь – сказал улыбаясь один из учёных – здоровый упитанный сильный конь, и ничего особенного в нём нет.  А ну ка Ганс скажи мне сколько будет, если семьдесят семь разделить на одиннадцать?
   И Ганс равнодушно отстучал копытом семь раз.
 - Ну вот я же говорил, что это самый обыкновенный конь. На нём по весне надо пашню пахать, а не математические примеры ему задавать.
 - А вы не находите странным тот факт – в ответ задал учёному свой вопрос философ Штумпф – что этот конь умеет считать?
 - Уважаемый вы наш Карл Штумпф – сказал усмехаясь учёный – нельзя понять непонятное и изучить неподдающеюся изучению эту тайну наших дней. Наука наша ещё не доросла до таких научных высот. У нас нет нужных приборов, что бы выяснить откуда взялся математический талант Ганса. У нас нет абсолютно ничего кроме наших учёных голов. А вот лет эдак через двести, попадись этот конь современным учёным, они бы просветили ему его конскую голову какими-нибудь особыми лучами исходящих из больших плоских ламп и без особого труда выяснили бы откуда взялся этот необыкновенный дар у животного. А посему, мы не будем понапрасну тратить наше драгоценное время на арене этого великолепного цирка и без наших научных дискуссий о мудром коне-математике разойдёмся по своим домам. Да и конь с утра наверное ничего не кушал? Это так, Ганс? – И конь утвердительно громко заржал, мотнув головой три раза.
   На что учёные громко рассмеялись и во главе с философом Штумпфом дружно вышли из здания цирка, расселись по своим каретам и разъехались по своим поместьям.   
 - Как хорошо что я живу в наше время – сказал Ганс выходя чуть позже с ярко освещённой арены и шагая в сумерках с Остеном по едва различимой дороге домой – не то бы стали просвечивать меня учёные будущего всевозможными своими приборами. Не понимая того, что я тоже живое существо и как они нуждаюсь в пище.
 - Ну вот, снова завёлся про еду – недовольно проворчал Остен – сошёл бы с дороги да пощипал зелёную травку.
 - Да не могу я её жрать! – Крикнул Ганс, капризно стукнув о землю копытом – как ты этого не поймёшь! Она у меня в горле комом встаёт!
 - Потому что ты пирогами с капустой закормлен – ответил равнодушно хозяин – а вот если бы ты поголодал денёк другой, то и травка луговая показалась бы тебе сахарной.
 - Когда ты поймёшь Остен, что я особый конь и мне нужна особая высококалорийная пища?!
 - Давай не будем больше спорить по пустякам – сказал в ответ хозяин, недовольно поморщившись – а в знак нашего примирения споём нашу любимую немецкую песенку:
 
                Ах любимый Августин Августин Августин
                Ах любимый Августин всё пропало

   Весело запел своим басом хозяин начало весёлой песни. А конь стал подпевать ему своим баритоном:

                Деньги пропали, девушка пропала
                Всё пропало Августин. Ах любимый Августин
                Августин Августин…

   Так с песнями и выступлениями в цирке прошёл для них ещё один месяц, а к началу зимних холодов в дверь их избушки в сумерках снова громко постучали:
 - Кто там так грохочет, сынок? – Спросила его матушка.
 - Сейчас узнаем – ответил он и громко крикнул – кто там?! Мы уже поужинали и ложимся спать!
 - Это я Оскар Пфунгст ученик знаменитого психолога Карла Штумпфа – раздался за дверью свирепый бас незнакомца – пустите меня переночевать! Или я разнесу вашу дверь вдребезги!
   Вельгельму фон Остену стало жаль своей добротной дубовой двери. Они с Гансом осторожно отворили её, и увидели на крыльце своего дома маленького круглого человечка с выпученными от злобы глазами, с большими загнутыми вверх рыжими усами, в сером пальто в галифе и в чёрных армейских ботинках.
 - Сэр – сказал усмехнувшись Остен – я не могу вас пустить переночевать, ибо в нашем маленьком домике слишком мало места. Я сам ночую в одной комнатке с конём.
 - Так это и есть ваш конь которого кличут Ганс? – Надменно спросил коротышка.
   И конь утвердительно заржал в ответ, выглядывая из-за спины хозяина.
 - Похвально похвально – грозно произнёс Пфунгст пытаясь лучше разглядеть в полумраке коня – хорошее животное упитанное и воспитанное. Надеюсь я завтра увижу его в цирке, проверю все его математические способности и докажу всему научному миру что это просто ваш весьма недальновидный фокус Вельгельм фон Остен! И не более того! – После этих своих слов коротышка кряхтя забрался в свою карету.
   Его возница хлестнул лошадей плёткой и Оскар Пфунгст скрылся в осенней ночи.
 - Я не пойду завтра в цирк Остен – сказал конь недовольно фыркнув.
 - А почему Ганс? Неужели ты испугался этого надменного коротышку?
 - Он неприятный человек Остен. А с такими людьми я не хочу иметь ничего общего.
 - Я буду рядом с тобой Ганс, и защищу от всех неприятностей которые он захочет причинить тебе.   
   На следующий день они снова были в цирке.
 - А где Оскар Пфунгст ученик философа Карла Штумпфа? – Спросил директора цирка Вельгельм фон Остен.
 - О! Этот взбалмошный круглый невежда! – Воскликнул возмущённо директор – он крикнул мне с утра что ненавидит цирк, и прибудет только после представления что бы исследовать вашего коня. И вы доверите ему своё любимое животное?
 - Эти учёные не отстанут от Ганса господин директор, пока не придут к определённому выводу относительно его математических способностей – сказал Остен входя с конём на ярко освещённую арену – и я очень надеюсь, что Оскар Пфунгст будет последним учёным в жизни моего коня.
   А после окончания представления, когда из цирка ушли все зрители, на арену вышел Пфунгст с несколькими своими подчинёнными.
  - Так с, начнём и мы, наше скромное представление – надменно произнёс он – поставьте коня посреди арены. Вот так, нет немножечко левее. Левее я сказал! А сейчас хорошо. Скажи ка мне уважаемый Ганс – сказал Пфунгст подходя к коню – сколько будет если двести двадцать пять разделить на три?
   И конь добросовестно отстучал по подставке копытом семьдесят пять раз.
 - Неплохо неплохо – проворчал коротышка – а сейчас я попрошу всех любопытных, в том числе и хозяина коня Вельгельма фон Остена, выйти из зала на улицу! – Крикнул повелительным тоном Пфунгст.
 - Но там осень! – Пытался кто-то возмущённо возразить – там темно холодно и сыро!
 - Ничего потерпите – ответил  им спокойно коротышка – минут десять потерпите, не больше.
   А когда все лишние наблюдающие вышли из зала и остались на арене только несколько учёных слуги коротышки и директор цирка, Пфунгст весело воскликнул:
 - Ну а сейчас господа приступим к финальной части нашего представления. Одеть коню на глаза стальные накладки! – Приказал он своим слугам.
   Тот час двое из них подбежали к коню с большим чёрным чемоданом. Открыли его и в всевозможных блестящих сверкающих железках отыскали накладки и нацепили их на глаза Ганса.
 - Это для того – мрачно произнёс коротышка – что бы никто, не сумел вмешаться в мой эксперимент. А сейчас Ганс скажи нам, сколько будет если три умножить на пять? – И конь равнодушно отстучал копытом только пять раз. – О! Вы это видели господа! – Воскликнул радостно Пфунгст – конь ошибся в простом примере! А сейчас Ганс ответь нам, сколько будет если к трём прибавить восемь – и конь отстучал копытом три раза – вы это видели господа! – Снова воскликнул Пфунгст – конь продолжает ошибаться! А сейчас вы господа учёные и вы господин директор цирка задавайте Гансу свои математические вопросы и мы с превеликим удовольствием послушаем, что конь на них ответит.
   Но ни на один вопрос Ганс не дал своего правильного ответа.
 - Из всего этого господа! – Торжественно воскликнул коротышка – мы сделаем следующий вывод! Нас просто дурачили! Возможно Ганс натренирован так, что способен улавливать мимику своего хозяина Вельгельма фона Остена, который является хорошим счетоводом и служит учётчиком в бакалейной лавке! И по его мимике конь без ошибочно определяет когда надо прекращать стучать по подставке своим копытом.
 - А возможно кто-то узким лучом фонарика с задних рядов цирка светил Гансу точно в глаз – сказал один из учёных – и тем самым хорошо натренированный конь переставал стучать копытом когда этот фонарик выключали.
 - Возможно, возможно – усмехнувшись произнёс Оскар Пфунгст – и мы успешно выяснили, что Ганс является обыкновенным конём натренированным выполнять или мимические указания своего хозяина или даже световые сигналы. А теперь господа мы ознакомим с нашими ошеломляющими исследованиями всех любопытных которых не было с нами в зале, и с победой вернёмся домой!
 - Что же ты так, Ганс – сказал огорчённо Остен шагая с конём по ночной дороге домой – не смог правильно ответить ни на один вопрос учёных, даже на самый простой?
 - Я просто испугался Остен.
 - Ну чего? Чего ты мог испугаться Ганс? Я был рядом на улице, и через дверь я слышал всё что происходило в зале. В любой момент я бы пришёл к тебе на помощь!
 - Но их было много Остен, и ты бы один с ними ни за что не справился. А слышал я вот что, когда двое служащих коротышки принесли большой чёрный чемодан со всевозможным сверкающим металлическим инструментом, и один из них прошептал другому – если конь и на самом деле окажется таким умным, то наш шеф Оскар Пфунгст продолбит этим инструментом его череп и попытается выяснить отчего конь такой талантливый. Затем они смеясь одели стальные занавески на мои глаза. И я испугался Остен! Впервые за свою жизнь я очень сильно испугался! И решил, что пусть я буду самым обыкновенным конём, но зато живым здоровым и потому стал давать неправильные ответы учёным для спасения своей ничтожной жизни.
 - Ну что же – тяжело вздохнув ответил Остен – с этим мне всё понятно. И отныне дорога в цирк нам с тобою закрыта. Так как завтра все газеты нашего города раструбят то, что мы с тобой обманщики и плуты.
 - А что если нам с тобой организовать свой собственный цирк, и с гастролями ездить в другие города – предложил хозяину Ганс – кроме математического счёта я буду рисовать красками цветы природу и раздавать свои картины зрителям. А ещё я буду катать детей в тележке, решать с ними примеры из их школьных заданий. Я многое ещё могу.
 - Играть в карты например – усмехнувшись произнёс Остен.
 - Ну вот, только не надо меня сейчас попрекать прошлым и ехидничать! – Возмущённо крикнул Ганс топнув копытом – мне и так сейчас тяжело! Друг то же мне называется! Я же сказал тебе, что с прошлым завязал навсегда!
 - Ну ладно, давай не будем больше ссориться – сказал примирительно Остен – и давай ка в знак дружбы споём нашу любимую песенку – и он басом запел:
 
                Ах любимый Августин Августин Августин

   И конь баритоном стал подпевать своему другу:

                Ах любимый Августин всё у нас будет хорошо
                Мы заработаем много денег.
                Остен женится на прекрасной девице
                И всё у нас будет хорошо. Августин Августин…

   Прошло ещё несколько месяцев. Ганс с Остеном стали ездить на гастроли в другие города, заработали денег. Построили на них новый большой кирпичный дом и переселились вместе с матушкой жить в него. Затем Остен женился на умной работящей девушке из их городка, и стали они все дружно жить поживать да добра наживать. Вот и сказочке конец. А кто её всю прочитал, тот у нас и молодец.