О Минусинской котловине, как мне помнится, я впервые услышал в Станции юных техников, куда нас, учеников третьего или четвёртого класса, привели на экскурсию. Директором СЮТ был очень увлечённый человек Иван Леонидович Лакшевич. Он и его помощники провели нам по многим комнатам и залам бывшего кузнецовского дома, а потом рассказали и показали слайды о поездке группы кыштымских школьников-отличников в город Минусинск и в село Шушенское, где с 1897 года трёхлетнюю ссылку отбывал вождь пролетарской революции Владимир Ильич Ленин. Главное, что я тогда усвоил, поездка для них была бесплатной, как поощрение за хорошую учёбу.
Минусинская котловина находится на юге Сибири, а если точнее, то между северными хребтами Кузнецкого Алатау и Саянами, её ещё называют Хакасско-Минусинской котловиной, поскольку это огромный своеобразный прогиб, с холмами, сопками, увалами, равнинами и впадинами.
Там множество озер, как соленых, так и пресных, рек и речушек, есть прекрасные луга, сосновые леса и березняки. А вблизи городов на дачных участках выращивают не только фруктовые деревья, но и арбузы. Почва котловины считается плодородной, пригодной для выращивания многих корнеплодов, пшеницы, для разведения фруктовых садов.
На территории Хакасии котловина удивляет степным пейзажем, которому придают особый колорит курганы, окруженные каменными стелами. С трех сторон котловину, эту огромную своеобразную чашу, обрамляет горная тайга. На территории котловины расположены города Абакан, Черногорск, Минусинск, многочисленные поселки, в том числе самое знаменитое село Шушенское.
Благодаря богатым природным ландшафтам, плодородным почвам, целебным озерам и чистым рекам, котловину можно назвать прекрасной, здесь восхитительные пейзажи, много мест для зимнего и летнего отдыха.
В Минусинске родилась моя жена Аида Николаевна Шауфлер. В Минусинске похоронен её дед. Они из семьи немцев Поволжья. В сентябре 1941 года в связи с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз большую семью Шауфлеров рассеяли по всей стране. Башкирия, Урал, Сибирь, Казахстан. Самый старший Густав Корнельевич Шауфлер, учитель по профессии, оказался в трудармии на Среднем Урале, в Гаринском районе на самом востоке Свердловской области. По возрасту и состоянию здоровья ему разрешили уехать к родственникам, так он оказался в Минусинске, где жила невестка, жена старшего сына Николая Маргарита Александровна с тремя сыновьями: Альфредом, Роландом и Куртом. Старшему было 11 лет. Я знал их всех, собирался записать воспоминания Шауфлеров, получилась бы большая книга, но всё откладывал на потом, думал, что успею. Но так и не успел.
Густав Корнельевич умер в Минусинске 22 августа 1943 года. Время военное, голодное. Пропитания явно не хватало. Он сторожил какие-то поля, и ему удалось накопать свежей картошки и запечь её на костре. Пытался наесться досыта. И, как говорится, сгорел. Моя мать часто рассказывала, как после лебедного 1921 года, когда разразился неурожай и есть приходилось лебеду, вырастили нормальный хлеб. Отец весь хлеб спрятал по амбарам под замки, ключи держал у себя, никого не допускал к пшенице и муке, выдавал понемногу, чтобы худа не было. А многие из соседей не смогли совершить переход от голода к сытости – сгорели именно тогда, когда нормальный хлеб уже был.
Мне не довелось побывать в Минусинске, хотя и были серьёзные намерения. В 1988 году собирались туда всей семьей, но я не мог оставить работу. Уехали Аида с сыном, но срочно вернулись, потому что 16 августа умер прямо на работе её брат. Альфред Николаевич Шауфлер работал в научном институте открытых горных работ, защитил кандидатскую диссертацию, возглавлял группу исследователей. Новый директор института посчитал, что эти исследования, связанные с рекультивацией карьеров, никому не нужны, и посоветовал досрочно оформлять пенсию. В обеденный перерыв у Альфреда остановилось сердце за рабочим столом.
В 2019 году мы с сыном были в Красноярске, оттуда совершили полёт в Китай. Планировали побывать в Минусинске, но расстояния там не шуточные, а общественный транспорт очень не надёжен. К тому же наши планы не совпадали с планами тех родственников, к кому мы могли приехать.
Почему я вдруг вспомнил и заговорил о Минусинской котловине? Не я вспомнил. Министр обороны Сергей Шойгу вспомнил и наметил построить в Сибири несколько крупных городов, может быть, даже с функциями столичных, как это было в годы Великой Отечественной войны. Тогда с целью улучшения управляемости промышленностью некоторые наркоматы располагались вблизи профильных заводов. К примеру, Танкостроительный наркомат (Танкопром) располагался в центре Челябинска, а весь Челябинск неофициально называли Танкоградом.
Первый новый город по предложению Сергея Шойгу построят на границе двух регионов, Красноярского края и Хаккасии, то есть в Минусинской котловине.
Есть утверждения, что президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу в дни весеннего равноденствия (21 марта 2021) в Тыве, то есть в Сибирском федеральном округе, занимались вовсе не отдыхом, они обсуждали мега-план о строительстве в Сибири новых городов, которые бы стали становым хребтом будущего могущества России. Проект этот опирается на царскую и сталинскую стратегию развития России.
Проектом два года занимались в правительстве РФ и в регионах. Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме Путин поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать вопрос использования Минусинской долины, в целом в проект уже предусмотрены инвестиции в три триллиона рублей.
Шойгу в качестве главы Русского географического общества (РГО) в сентябре 2020 года в интервью «Комсомольской правде» и РИА Новости признавался, что его мечта — «построить большой, красивый и очень удобный город в Сибири» и «место есть замечательное — Минусинская котловина». А на встрече с учеными в Красноярске 5 августа уже 2021 года он подчеркнул, что в Сибири нужно построить «три-пять научно-промышленных, экономических центров, городов с населением 300—500 тысяч человек, лучше — до миллиона человек».
Стратегия развития Сибири разрабатывается, в том числе, на основе замыслов еще царских и советских времен. В 1920-е годы крупной общегосударственной задачей стало развитие Ангаро-Енисейской территории, в 1932-м даже было создано спецбюро. Существовала программа «Сибирь», её координировало Сибирское отделение Академии наук СССР.
Теоретические заделы — и царские, и советские — огромны. Ученые РАН и представители Российского географического общества возобновили и завершают эту серьезную концептуальную работу, — таково мнение экспертов из Красноярска.
Идея Шойгу о строительстве новых городов вписывается в планы экс-главы СССР Иосифа Виссарионовича Сталина по развитию Сибири, подтверждает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Тогда было три дороги: еще царский Транссиб, частично построенные БАМ и Трансполярная железная дорога [один из ее участков должен стать Северным широтным ходом в ЯНАО]. Сталин хотел, чтобы три дороги шли с Запада на Восток параллельно, и с ними бы пересекались железные дороги с южных до северных территорий страны. Логика простая: мы построим железную дорогу, вдоль нее разовьется экономика. В центре этих транспортных крестов — новые города», — рассказал эксперт. Под эти цели сейчас введется модернизация Транссиба и началась реконструкция БАМа, старт которой 10 августа дал Шойгу.