Если ехать на север из Нетании, на пути встречается небольшая река Александр. Так она названа в честь Александра Македонского. Какая связь царя Александра с евреями? Немного истории.
Сведения об исторической встрече македонского царя и еврейского первосвященника Шимона праведника приводит Вавилонский Талмуд (Йома, 69а). Согласно талмудической версии, прослышав о приближении греческой армии, самаритяне направили к Александру посольство и убедили его предпринять поход на Иерусалим и разрушить еврейский Храм. Отношения евреев и самаритян не сложились еще во времена Эзры. Самаритяне считали себя потомками десяти колен, тогда как евреи, вернувшиеся из Вавилона, объявили их потомками язычников, переселенных в Израиль Ассирией, и не допустили их к восстановлению Храма.
Узнав о грозящей опасности, первосвященник Шимон облачился в священные одеяние, в которые можно было одеваться только в Йом Кипур, и отправился навстречу царю Александру.
Увидел царь Шимона праведника, сошел с колесницы и преклонился перед ним. Сказали ему: ты — великий царь и склоняешься перед этим иудеем? Ответил им: "образ его шествовал впереди меня в битвах моих и вел меня к победам в сражениях моих". (Йома, 69а)
Александр в сопровождении первосвященника въехал в Иерусалим и посетил Храм, где принес жертву Богу Израиля.
Присоединив Иудею к своим владениям, Александр Македонский оставил жителям внутреннюю их свободу: он позволял им исповедовать свою религию и управляться по своим законам, как было при персидском господстве. По тогдашнему обычаю, все подвластные Александру народы помещали его статуи в своих храмах, но евреи не могли поставить его статую в Иерусалимском Храме, так как религия запрещала изображения.
Взамен статуи евреи обещали давать в честь македонского царя всем своим мальчикам, родившимся в течение одного года, имя Александр. Царь остался доволен этим и даровал евреям новые льготы. Он освободил жителей Иудеи от платежа земельных податей в «субботние годы» (шемита), когда поля не обрабатывались, молодых иудеев, служивших в его войсках, он освобождал от работ по субботам. — Иудея была включена в состав области Келесирия (Нижняя Сирия). Управлять этой областью Александр поручил своему наместнику Андромаху, который жил в городе Самарни. Враги иудеев, самаритяне, недовольные управлением Андромаха, возмутились и убили его. Узнав об этом, Александр жестоко наказал восставших самаритян, изгнал их из Самарии и населил этот город македонцами. Некоторые пограничные самарийские земли он подарил верным ему жителям Иудеи.
Завоевав Египет, Александр Македонский основал там, на берегу Средиземного моря, знаменитый торговый город Александрию, и населил этот город греками и евреями. Многие жители Иудеи добровольно переселялись в Александрию и пользовались там всеми гражданскими правами, наравне с греками.
В трактате «Тамид» (31б) описывается встреча царя Александра в Иерусалимском Храме с десятью «старцами юга», c еврейскими мудрецами, сведущими в Торе и в житейской мудрости.
Десять вопросов предложил Александр Македонский мудрецам Юга.
1) «Что дальше, земля ли от неба, или восток от запада?» — спросил он их. «Восток от запада, — отвечали они, когда солнце находится на востоке или на западе, мы можем смотреть на него, значит, оно тогда далеко от нас; когда же оно находится над нашими головами, мы не можем смотреть на его блеск, значит, оно тогда ближе к нам».
2) «Что сотворено было прежде — небо или земля?» — «Небо; сказано в писании:
вначале сотворил Бог небо, а потом и землю».
3) «Что сотворено прежде: свет или тьма?» — «На это нет ответа», — сказали
мудрецы.
4) «Кто может назваться мудрым?» — «Предвидящий будущее».
5) «Кто может назваться героем?» — «Удерживающий свои страсти».
6) «Кто может назваться богатым?» — «Довольный своей участью».
7) «Что должен человек делать, чтобы жить счастливо?» — «Пусть убивает себя,
т.е. воздержится от излишества».
8) «Что должен человек делать для того, чтобы умереть?» — «Пусть живет роскошно,
широко».
9) «Что должен человек делать для того, чтобы снискать благоволение людей?» —
«Пусть удаляется от почестей и власти». «А мой совет, — сказал Александр, —
лучше вашего: пусть добивается власти и почестей, чтобы благодетельствовать
людям».
10) «Где лучше жить, на море или на суше?» — «На суше, ибо мы видим, что все
мореходы не успокаиваются, пока не выйдут на сушу».
11) «Кто из вас умнее?» — спросил царь мудрецов. «Мы все равны, — ответили они.
— Ты видишь, что все мы одинаково отвечали тебе на твои вопросы». — «Отчего
вы мне воспротивились?» — спросил царь. «Сатана, т. е. дух противоречия,
одолел», — отвечали мудрецы. «Но я велю казнить вас». — «Власть в руках царя,
но не приличествует царю лгать, ты обещал нам безнаказанность за ответы».
Тогда царь велел одеть их в пурпурные мантии и возложить на них золотые цепи.
И сказал царь мудрецам: «Я хочу идти в страну африканскую». — «Но ты не можешь идти туда, — сказали они, — потому что на дороге стоят горы Тьмы, которых нельзя перейти». — «Но я должен непременно идти туда, и я спрашиваю у вас совета, как перейти горы Тьмы». — «Возьми ливийских ослов, привыкших ходить в темноте, и перевези на них свое войско. В том месте, где начинаются горы Тьмы, привяжи веревку и тяни ее до тех пор, пока не минешь царство Тьмы, для того чтобы потом по следу веревки воротиться назад». Царь послушался их, и пришел он таким образом в страну, которая была населена одними женщинами, очевидно, амазонками. Захотел он воевать с ними. И сказали они ему: «Для чего тебе воевать с нами? Если ты одержишь победу над нами, то скажут: он победил женщин! Это не увеличит твоей славы. Если же мы победим тебя, то скажут: герой, побежденный женщинами! Тебе будет стыдно». — «Так вынесите же мне хлеб в знак покорности», — сказал царь. Они вынесли ему золотые хлеба на золотых столах. «Разве едят люди золотой хлеб?» — спросил царь. «А если ты хочешь простого хлеба, то разве его нет в твоей стране, что ты пошел так далеко искать его?» Когда царь вышел из их города, он написал на воротах его: «Я, Александр Македонский, был всю жизнь глупцом, пока не пришел в африканскую страну, страну женщин, и не научился у них мудрости».
В 24-й день месяца Нисана с евреев сняты были наветы их врагов. В этот день африканцы (вероятно пунийцы, карфагеняне) судились с евреями перед Александром Македонским. «Палестина, — говорили они, — принадлежит нам, ибо она везде в Библии называется страной Ханаан, а мы потомки Ханаана, сына Хамова». Тогда Гевига бен Песиса, еврейский мудрец, которого Талмуд изображает горбатым уродом, сказал мудрецам: «Пустите меня судиться с ними пред царем; если они победят, то скажете: вы одержали победу над идиотом, т. е. можно будет послать другого умнейшего еврея состязаться с ними; если же я одержу победу, то скажете: Тора – учение нашего учителя Моисея одержала верх». Ему позволили, и он предстал пред царем. Когда африканцы начали излагать свои притязания, он отвечал: «Откуда приводите вы ваши доказательства — из Торы? – из нее же я докажу вам нашу правоту. В Торе сказано: и сказал Ноах: проклят Ханаан, рабом да будет он своим братьям! Раб же, приобретший имущество, кому принадлежит оно: разве не его господину, т. е. нам, евреям, потомкам Шема, и царю Александру, потомку Яфета? К тому же, сколько уже времени вы не служили нам!» Услышав его слова, царь сказал африканцам: «Отвечайте ему!» — «Царь, — сказали они, — дай нам срок три дня», обдумать ответ. Он дал им время. Но три дня прошли, а ответа они не могли придумать. Тогда они убежали, бросив засеянные поля и засаженные виноградники.
В другой раз египтяне судились с евреями пред Александром: «Возвратите нам золото, серебро и дорогую одежду, которые вы забрали у нас, выходя из нашей страны. Опять пошел судиться с ними Гевига бен Песиса. «Вы приводите доказательства из Торы? — сказал он. — Я тоже из нее приведу доказательства нашей правоты. Сказано в ней, что евреи работали в Египте 430 лет. Заплатите же нам за 600 000 человек. Столько было еврейских мужчин на момент выхода евреев из Египта. «Отвечайте ему», — сказал царь египтянам. Они отпросились на три дня. Когда эти дни прошли, а ответа не было наготове, они убежали, бросив засеянные поля и засаженные виноградники.
В третий раз евреи судились пред Александром с сыновьями Ишмаэля (арабами). «Половина Палестины принадлежит нам, — говорили они, — ибо предок наш Ишмаэль был сыном Авраама так же, как Ицхак, от которого происходят евреи. Опять пошел судиться с ними Гевига бен Песиса: «Вы основываете ваши притязания на словах Торы; из нее же я докажу вам их несправедливость. Сказано в Торе: и отдал Авраам все свое имущество Ицхаку; детям же своих наложниц, к которым относится и Агарь – мать Ишмаэля, Авраам дал подарки и отослал их от себя. Если же отец при жизни разделил своих детей, то разве могут они потом иметь притязания друг к другу?» Так говорил Гевига бен Песиса. «Отвечайте ему», — сказал царь арабам. Они попросили сроку три дня, но дни эти прошли, ответа они не давали; а затем они также убежали, бросив засеянные поля и засаженные виноградники.
Ещё один рассказ (Тамид, f. 31 в)
Во время шествия своего по африканской стране царь Александр сел раз у источника живой воды для трапезы. Были у него соленые рыбки; когда их начали омывать в живой воде, то они ожили и уплыли с течением. «Значит, этот источник идет из рая», — сказал царь и пошел вверх, пока не пришел к вратам рая. Начал он стучаться и кричать: «Отворите мне!» Тогда раздался голос: «Это врата Божие, в них войдут только праведники!» — «Но я царь, имя мое славно на всей земле, дайте мне что-нибудь на память, что я был здесь» Дали ему человеческий глаз. Взял царь этот глаз с собой, и когда он возвратился в свою страну, спросил мудрецов, что бы это значило, на что это указывает. «Глаз этот, — отвечали мудрецы, — есть символ ненасытного корыстолюбия и властолюбия твоего, которые стараются подчинить себе все, что только завидят. Если не хочешь нам верить, возьми и взвесь этот глаз против всех твоих богатств». Царь велел положить на одну чашку весов чудный глаз, а на другую все свое золото и серебро — и что ж? Чудный глаз перевесил все несметные царские сокровища! «Теперь, — сказали мудрецы изумленному царю, — положи на этот глаз немного земли». Царь велел это сделать — и чашка с глазом тотчас упала. Смерть уносит всю алчность и жадность человека.