Часть II. Глава 6. Дети - не поле боя!

Ася Котляр
14 марта 2014 г.
  
Итак, напомню вам, что директор школы получила письмо от родителей, в котором они просят поменять им учителя математики - меня.

Прошло полтора месяца, в классе бушуют страсти, поскольку большая часть родителей класса не разделяет мнение трёх мам, которые банально решили свести со мной счёты. И дело здесь, как оказалось, даже не в отметках. О причине написания этого письма я узнала только недавно. Всё оказалось куда банальнее, чем я предполагала. 

Одна мама страшно обиделась на меня за то, что я предложила перевести ребёнка на упрощённую программу, забрала документы из школы, а три её добрые подруги решили отомстить... Классный руководитель поддержал мам (так иногда бывает) и дал направление, как нужно действовать. В результате всего этого я решила оставить класс, ибо в своем решении я руководствовалась одним принципом: не навредить детям, ибо ДЕТИ – НЕ ПОЛЕ БОЯ! Я не буду бороться с кем бы то ни было, потому что пострадавшими окажутся все.  Сказать, что я ухожу с радостью - неправда. 
Обиды на родителей не держу и понимаю, что ими движет: они хотят, чтобы дети знали математику на «10». Я им желаю этого, хотя понимаю: при всей любви к профессии и предмету редкий учитель может этого добиться.  Учитель в таком случае должен быть гением, а я, уж простите, не гений.

Родители хотят, чтобы дети понимали материал шестого класса без репетиторов и без их особого труда – пусть так и будет. Так и должно быть в шестом-то классе. Ну какие репетиторы им нужны? Для чего? Не понимаю...

Родители хотят, чтобы дети достойно закончили школу и пошли учиться в высшие учебные заведения – поверьте мне, все так и будет! 
Родители хотят, чтобы дети выросли, стали успешными и порядочными людьми?..

Если дети не согласны с их, родительским решением, а они совсем не согласны, о чём пишут мне, говорят при встрече, то это минус в копилку родительской мудрости.  Если же дети будут рады, что придет более достойный учитель, более знающий и умеющий объяснить материал так, что его поймет ВЕСЬ класс – тоже не факт, что в жизни их ждёт успех. Это может показать только время. Но в их сердцах и душах укоренится очень неприглядная истина: ради успеха можно предать. 

Вообще, в этой ситуации, как мне кажется, нет выигравших и проигравших, нет побежденных и победителей, но когда-нибудь родителям придется понять, что дети – не марионетки! Ими нельзя манипулировать ни при каких обстоятельствах! ДЕТИ НЕ НАША СОБСТВЕННОСТЬ! ДЕТИ – ДУШИ, ДАННЫЕ НАМ НА ВОСПИТАНИЕ, причем во временное пользование. И тогда родителям станет немного страшно от того что они натворили. Но эти родители сильные, - они справятся и с этим страхом. 

Я никогда не забуду родительского собрания в одном пятом классе, куда были приглашены работающие в нём учителя. До этого собрания родители посещали уроки, чтобы понять, что там такое происходит. Нужно сказать, что я всегда  приветствую посещение уроков родителями и считаю это замечательной практикой: родители не понаслышке посмотрят на работу учителя и на своего ребенка. Вы скажете, что учитель может подготовиться и покажет все самое лучшее! Радуйтесь: пусть хотя бы один урок будет для ваших детей, праздником. Не верите – приходите ещё и ещё, и тогда вы сможете либо обвинить учителя в его непрофессионализме, либо поблагодарить за хорошо сделанную работу. Важно и то и другое. 

Все родители сошлись в одном по поводу увиденного: они никогда бы не пошли работать в школу! Ни при каких обстоятельствах...

Наконец, встала одна мамочка и сказала, что ей, в принципе, при посещении уроков всё понравилось, но не хватило жёсткости учителей. 
«С детьми нужно общаться жёстко, держать их в ежовых рукавицах, только тогда будет толк...» - такова была её рекомендация.

Ужас какой-то! Пережить беременность, родить в муках, не спать ночами, пройти такой сложный путь, чтобы потом пришла какая-то чужая тетя с лицом дяди и взяла вашего ребенка в ежовые рукавицы! Вы хоть представляете себе, как они выглядят, эти чудные рукавички? На секунду задумайтесь, мамы и папы! О чем вы просите учителей! Подумайте и ужаснитесь этим мыслям, а потом устыдитесь им. Строгость нужна, её никто не отменял, но как можно одновременно любить детей и больно колоть их?

И последнее. Я долго металась в своих поисках истины школы и наконец, выбрав свой путь, успокоилась. Все стало ясно, как божий день – и у нас, взрослых, должны быть свои проводники. Я – горячий поклонник направления в педагогике, которая носит прекрасное название «Гуманная». Дело в том, что я в неё не играюсь - я так живу, так думаю и так мыслю, и по-другому уже не смогу. 

Практика показала, что не все родители пока понимают, что это за педагогика, а многие отрицают, даже не зная её основ.


Сейчас я хочу, чтобы вы внимательно прочитали то, что, на мой взгляд, самое важное в гуманной педагогике. Сопоставьте и сделайте  для себя выбор: что вам ближе. Не говорите об этом выборе никому, разве что шепните тихонечко себе на ухо: мне нравится то, что здесь написано.

 
Три года назад у Шалвы Алекандровича Амонашвили, в Грузии, в его имении Бушети, собрались умные замечательные люди , и придумали удивительную вещь: Манифест Гуманной Педагогики. Я лежала в больнице после операции, мне было, мягко скажем, не очень хорошо: я отходила от наркоза. Те, кто был под наркозом, знают, что такое первые пять часов после того, как операция завершилась. Когда я открыла глаза, увидела свою подругу Ирочку, Ирину Вячеславовну Алексеенко, сидящуу на стуле возле моей кровати и читающую какие-то бумаги. 
– Что это? – спросила я Ирочку. 
– Манифест Гуманной педагогики. Выслали проект, сижу читаю. – сказала мне Ира. 
– Читай вслух! – попросила я ее. 
– Ты уверена? – теперь уже она спросила меня. 
– Читай! – потребовала я. 
Ира начала читать, и я, конечно же, не услышала ни одного слова, потому что заснула. Но когда отходила от наркоза и открывала глаза, я видела читающую вслух Ирочку. 
Прошу вас, читайте не глазами –  Сердцем, размышляйте и сравнивайте… И вы всё поймёте…

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЙ

***
Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.
Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

***
Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.
Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

***
Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.
Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

***
Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

***
Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

***
Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.
Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

***
Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

***
Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

***
Авторитарная педагогика консервативна.
Гуманная педагогика инновационна.

***
Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.

Прочитали? Подумайте, что бы вы выбрали для своих детей? Для своих детей я сделала однозначный выбор…

Продолжение следует...

Продолжение: http://proza.ru/2021/08/18/1055