12 марта 2014 г.
Да, именно так звучит главный вопрос, который я задаю себе много лет, и столько же лет ищу на него ответ. Конечно, я могу прочитать этот ответ в любой педагогической литературе, в любом справочнике. Даже ребенок может ответить на этот вопрос. Но глубина этого вопроса, его философия, не даёт мне спокойно жить, и поэтому я, будучи этим самым учителем, нахожусь в постоянном поиске.
Ради эксперимента, подойдите к любому ребенку на улице, в школе, в детском саду и спросите его, кто такой учитель и вы услышите в 99% случаев: «Учитель – это человек, который учит».
А вот что говорит энциклопедия:
«Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи...»
Нравится? Мне – нет. Для меня ответ ребенка более приемлем, потому что более точен и более прост. Вопрос, чему мы, учителя, должны учить и кого? В определении ребенком профессии учителя дан и ответ. Вдумайтесь, вслушайтесь:
УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УЧИТ.
Учитель – ЧЕЛОВЕК. Значит ничто человеческое ему не чуждо. Всё присутствует в человеке: бушуют страсти, кипят эмоции, торжествует или не торжествует разум. Мы любим, огорчаемся, обижаемся, творим, ошибаемся. Да, да, да: мы, слава Богу, ошибаемся! Всевышний любит грешников точно так же, как и праведников. Но грешников, я думаю, Он любит больше, ибо, когда грешник раскаивается, он всегда обращается к Богу. И Бог, заметьте, всегда прощает. Нам только кажется, что Всевышний наказывает: он учит, посылая нам те или иные испытания, как витамины роста Души.
И что интересно: Бог учит и мы, учителя, тоже учим. Значит ли это, что мы – коллеги? На мой взгляд, безусловно! Но слово «коллеги» звучит как то уж очень заземлённо, вам не кажется? Более точное слово искать не нужно – оно найдено. Впервые я его услышала от Шалвы Александровича Амонашвили: «Мы, учителя – СОРАБОТНИКИ Всевышнего!» Значит ли это, что учитель может быть просто урокодателем? Вслушайтесь, друзья: учитель – урокодатель Бога... Не звучит… Если Всевышний – Творец, то и мы учителя, соработники Творца. Это значит, что мы тоже немного ТВОРЦЫ! Именно принятие того, что каждый из нас ТВОРЕЦ, позволяет мне смотреть на мою профессию как-то по-особенному. И когда принимаешь постулат о том, что у ребенка есть Божественное начало, осознаешь и свое предназначение в этом мире: мы помогаем раскрыться творческому потенциалу ребенка, помогаем высвободить это Божественное начало, чтобы ребенок осознал, для чего он пришел в этот мир.
Скажите, какое отношение ко всему этому имеет отметка по математике, физике, химии, истории?.. Конечно, если мы произошли от обезьян, то да, имеет. Для того, чтобы сбить кокос с дерева, нужно научиться бросать палку. Здесь учитывается все: сила обезьяны, (физика), ее желание покушать (биология), вес палки (математика), земное притяжение, процесс пищеварения и многое другое.
Это не мое! Я хочу быть соработником Творца!
В слове соработник есть корень «раб». Меня это смущает. Может быть, я раб? Помните, что в сказке «Волшебная лампа Алладина» говорит Джин Алладину: «Я – твой друг, но я раб лампы! Я раб лампы, но я твой друг!» На что Алладин ему отвечает: «Ты определись, ты РАБ или ты ДРУГ?» Вот так и мы, учителя, должны четко для себя осознать, кто мы – рабы или, все-таки, друзья?
Понятно, что каждый человек бывает от чего-то зависим: от зарплаты, от начальства, от обстоятельств, от социума, в котором мы все пребываем, от условностей, от государства... Но это всё – внешняя зависимость. Есть еще внутренняя зависимость. Вот она-то и определяет, что мы делаем: служим Высшему началу или кидаем палку.
Я хорошо помню один эпизод из учительской забастовки у нас в городе. Это было очень давно, с тех пор учителя бастовали еще раза три или четыре. Но тот эпизод я запомнила на всю свою жизнь.
В государстве началась инфляция, и учителя, самая незащищенная категория жителей, должны были выживать на нищенское пособие, которое и зарплатой назвать язык не поднимался. Нищета плюс полное отсутствие каких бы то ни было прав толкнули учительский профсоюз на забастовку. Мы, все учителя города, собрались у мэрии. Вокруг суетились журналисты, мы давали интервью, но все это было как-то не по-настоящему, как говорят дети: «не взаправду». Все очень чинно, размеренно, правильно, я бы даже сказала, красиво! Игра в «войнушку» с игрушечными солдатиками, пушечками и снарядами. «Пиф-паф» вроде бы звучит, но дыма нет. Хотя жертвы есть – учителя!
Потом нас собрали на собрание в огромном актовом зале самой старой школы города имени Витаутаса Великого. Зал был забит до отказа, учителя выходили и говорили о проблемах учительства и о своём видении, как эти проблемы должно решать государство. Все их выступления я бы определила так: «Ай-яй-яй!». Ответы оппонентов (тех, кто считал, что учителям больше чем они зарабатывают, не нужно) были тоже красивые: «Не-не-не!» Цирк, да и только: выходит учитель: «Ай-яй-яй!». Выходит оппонент: «Не-не-не!» И так часа два. Уже хотелось только одного: чтобы все это поскорее закончилось.
И вдруг, с конца зала к трибуне твердой походкой направляется удивительной красоты женщина в ярко-красном костюме. В нашей серой общей массе она была, пожалуй, единственной, одетой столь неподходящим образом для такого серьезного собрания. Она взошла на трибуну и зал замер в ожидании чего-то необычного, яркого, как сама эта женщина. Фраза, с которой она начала свое выступление, запомнилась и прочно осела в моей голове: «Раб учитель может воспитать только раба ученика!..» Я не помню, что она говорила дальше, в голове у меня звучала эта фраза, как молитва:
«Раб учитель может воспитать только раба ученика!..»
«Раб учитель может воспитать только раба ученика!..»
Что сделать, чтобы не стать рабом? Только сейчас я поняла: стать СОРАБОТНИКОМ! Другого выхода нет. В скором времени мы с этой удивительной женщиной стали близкими подругами. Это Козицына Ирина Вагизовна, прошедшая свой сложный учительский путь и сейчас работающая со мной в одной школе. Она, как никто другой, всегда была предана учительству и любила всех детей, как своих собственных. И она тоже часто бывает не понятой родителями, потому что понять сложное, глубокое, настоящее, очень трудно и не каждому дано. Понять человека – это серьезный труд души, а принять его таким, какой он есть – это второй шаг.
Ирина Вагизовна показала мне другой путь становления учителя и благодаря ей я поняла, что учитель иногда должен быть борцом. Только терпеть не могу революционные лозунги, друзья! Борьба с невежеством, борьба за наши учительское дело, борьба за детей - это всё присутствовало в жизни учителя на протяжении многих веков.
Некоторые учителя утверждают, что бороться ни с кем и ни с чем не нужно. Возможно. Скорее всего, нужно просвещать. Но ответьте на вопрос: как можно было просвещать Кощея Бессмертного, Бабу Ягу и все то зло, о котором нам рассказывали удивительные сказки всех народов мира? С ним, со злом, нужно было бороться. Поэтому я и считаю, что учитель должен бороться со злом, с невежеством, с непониманием, со всем тем, что не дает проявиться Высшему началу в человеке, ребенке.
Итак, перевожу детское определение учителя дальше: «Учитель – соработник у Творца, призванный учить...» Хочу порассуждать на тему: чему должен учить учитель.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть»…
Это написал великий Александр Сергеевич, где-то в 1823-25 году. Я не литератор и трактую эту фразу следующим образом: учиться можно и так, и никак, но воспитание при этом никто не отменял. Воспитанным человек просто обязан быть! Не имеет права не быть! Поэтому учитель просто обязан воспитывать. На уроках, на переменах, везде. И должен учить жить.
Вот так, уча детей жить, нам, порой, приходится выживать. Учителя и школы сейчас находятся в очень сложном положении: уменьшается количество детей в школах. Школы просто исчезают с лица Земли, как будто их и не было вовсе. Этому есть объяснение: многие люди уезжают, ассимилируются в разных странах, забывая свой родной язык. Часов не хватает. Каждый год перед директорами встает страшный вопрос: кто из учительского коллектива не выйдет первого сентября на работу? Это очень болезненный процесс, мы все знаем. Как тут не стать рабом, скажите? И не каждый может выстоять, не сломаться. Здесь главное – никого не осудить. Понять, что движет учителем, которого жизнь ставит, порой, на колени.
Мой любимый Конфуций сказал: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!» А это уже наш, учительский промысел – помочь ребенку и себе встать на ноги.
Наши дети тоже учатся выживать, особенно те, у кого нет возможности нормально жить. Но учительская миссия в том и заключается: адаптировать детей к жизненным ситуациям через предметы, которые мы преподаем. А это уже воспитание! Воспитание через образование.
И последнее. Отвечая на вопрос, «Кто же ты, учитель?», не могу не вспомнить одну притчу об идеальном учителе.
«Один человек захотел найти идеального учителя. Он побывал в разных школах, учился разным наукам, многое познал. Но ни один учитель не мог удовлетворить его. Тот был слишком тих, другой слишком резок, третий - требователен, четвертый ленив. И вот, повстречал этот человек идеального учителя. Пал он пред ним на колени и сказал:
"Учитель, я исходил много земель, я пытался найти совершенного учителя. Ты – идеал. Возьми меня в ученики!"
Учитель окинул просящего взглядом и ответил:
"Не могу".
"Но почему?"– воскликнул тот.
"Просто Я ищу ИДЕАЛЬНОГО ученика"...»
Прошу вас помнить, мои дорогие, что учитель – «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УЧИТ»! Не ищите идеального учителя, не стоит. Считайте идеальным каждого, кто учит вашего ребенка, и, кто знает, может быть, он таковым станет! Подарите ему такую возможность – учить, поверьте в его добрый посыл, ГОВОРИТЕ с ним, учите его, идите на контакт и вы увидите чудо: он подарит вам вашего ребенка, когда вам будет казаться, что вы его теряете...
Продолжение следует...
Продолжение: http://proza.ru/2021/08/18/967