18 марта 2014г.
В моей жизни, как вы понимаете, произошли некоторые изменения и с этим нужно как-то разбираться, что я и пытаюсь делать. Посредством «Дневника» я разговариваю с собой, но хочется верить, что меня слышат многие. Кто-то понимает и поддерживает, кто-то возмущается и опровергает – это право каждого из вас.
Да, мне сейчас сложно. Сложно – это слишком простое слово для сложившейся ситуации. Но, вместе с тем, небывалый душевный подъем и радость. Казалось бы, чему радоваться, если я осталась без любимой работы? Почти тридцать лет я отдала школе, а это что-то, да значит. Все мои коллеги меня поддержат, если я скажу, что образовательный процесс – наисложнейший механизм, и нужно приложить много стараний и умений, чтобы управлять этим механизмом.
Давайте представим себе завод. Кто из вас был на заводе, тот знает, что это такое: стоят умные, современные машины, запрограммированные выполнять одну и ту же функцию. Рядом стоит человек, мастер, оператор, изучивший программу, позволяющую управлять современным оборудованием. У него уже есть и опыт, и знания. Работа либо приносит ему радость, либо он делает ее, потому что нужно зарабатывать деньги. У всех по-разному. Предположим, что ему повезло – присутствует и то, и другое. Но вот неприятность: программа выходит из строя, и нужен другой специально обученный человек, который знает, как исправить ошибку в данной программе. Такой человек на заводе тоже есть. Он – тоже мастер своего дела: механизм снова начинает работать. Так продолжается до следующей поломки. Все механизмы и мастера – звенья одной цепи, и нельзя исключить ни одно звено, чтобы завод не остановился и продолжил выпускать нужную людям продукцию.
А теперь перенесёмся в школу. Тридцать лет работает мастер (учитель), изучивший программу. Тридцать лет он входит в класс и производит одно и то же действие: говорит «Здравствуйте, дети!», после чего механизм запускается. Мастер (учитель) либо любит свою работу, либо вынужден её делать, чтобы заработать себе на жизнь. Я вам открою "секрет", друзья: за тридцать лет, отданных учительскому делу, на жизнь я не зарабатывала: любовь и зарплата стоят по разные стороны работы учителем, и это подтвердят все учителя, работающие в государственных школах.
Как же происходят "поломки" в школах? Достаточно просто: всегда находится кто-то, имеющий отношение к данной поломке. В одном я уверена: ни один ребенок не способен повредить наисложнейший механизм, называемый образовательным процессом. Даже самый трудный ребёнок, как называем их мы, взрослые, не способен повредить механизм.
Думая над всем, что связано со сломом школьного "механизма", я обнаружил несколько причин, дающих сбой. Попробую разобраться с тем, почему произошла поломка в моем случае. Я не сомневаюсь ни на одну секунду, что такие моменты были, есть и, к сожалению, будут в практике каждого учителя.
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА кроется в том, что человек изначально не любит свою работу. Да, поступил в университет, окончил его, выбрал школу и изо дня в день ходит туда, как на каторгу - отбывает почти пожизненное наказание. И так тридцать лет он мучает себя и тех, кого ему доверили свыше. А через тридцать лет понимает, что всё, больше он так не может. И тогда нужно сказать себе правду:
«Я не люблю свою работу. Она не приносит мне радость, а я не могу донести до детей то, чего во мне нет…»
Как же быть этому учителю, ведь жить на что-то надо? И он, уставший, несчастный, каждый день входит в класс и говорит своё «здравствуйте дети» устало, без восклицательного знака. Механизм поломан, но есть инерция старых путей: колесики еще еле-еле крутятся, а польза от такого труда, так называемый КПД (коэффициент полезного действия) равен нулю.
Это не мой случай, так как я всем сердцем люблю школу. Для меня школа никогда не была и никогда не будет «привычкой», потому что дети привычкой быть не могут. Я буду честна: мне было не важно, на какой факультет поступать, но я выбрала математику, поскольку получила по этому предмету прекрасные знания в школе. С таким же успехом я могла пойти на филологический факультет, или стать учителем музыки. Я просто всегда хотела работать в школе. Всегда! Так что первая причина исключается.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Приходит кто-то извне, и, пока ты не видишь, тихонечко делает диверсию. Кто этот кто-то? Да кто угодно! Скажем, может ли таким диверсантом стать коллега? Вполне. Зависть, конкуренция, желание сделать карьеру и прочие мелкие неприятности могут хорошего человека толкнуть на подлость. Но это тоже не мой вариант: я очень люблю всех своих коллег. У нас в школе замечательный коллектив! Не так. В моей бывшей школе замечательный коллектив: в большинстве своем это коллектив единомышленников, делающих одно большое дело. Меня в школе любят, это я знаю точно. Все, безусловно, любить не могут, но большинство любит, потому что я люблю это большинство. Принимаю всех, но люблю большинство. Я не встречала такого коллектива, на 98% состоящего из женщин, чтобы, практически отсутствовала зависть, чтобы люди ходили по школе, улыбались друг другу и говорили комплименты: «Какая ты сегодня красивая!» Или: «Какое чудесное платье!» Или «Потрясающе выглядишь!» Говорить друг другу хорошие слова стало для нас привычкой. Вы даже представить себе не можете, сколько звонков и писем я получила за эти дни! И пожелание у всех одно: «Вернись! Нам без тебя грустно и плохо...» Дорогие мои девочки! Любимые мои! Я не могу, потому, что если я отзову свое заявление, это значит я подпишусь под каждым словом того страшного письма. Учитель – не марионетка! С нами нельзя так поступать, понимаете? Нас нельзя, как устаревший механизм, по-тихому, чтобы не узнал весь цех, заменить на новый! Где гарантия, что новый будет служить исправно и вечно? Ни одна администрация не даст вам такой гарантии. Я – не тот человек, от которого нужно защищать детей. Так что вторая причина тоже не мой случай.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА, на мой взгляд, кроется в в том, что класс не принимает учителя и все тут. «Не срослось», – как скажут вам умные люди. - Не получилось «семьи»! Опять мимо: в том-то и дело, что срослось и получилось! Знаете, что такое урок-песня? Это когда душа учителя поет от удовлетворения и счастья, и что дело, которому ты служишь, нужное и сделано оно качественно!
Воспитательный процесс начинается задолго до урока. Вечерами, когда я готовлюсь, а готовлюсь я всегда, несмотря на почти тридцать лет стажа, я думаю о том, как пройдет урок. Каким он будет, зависит от многих причин и фазы луны, природные аномалии тоже так или иначе влияют на то, будет ли урок песней.
Иногда урок не получается. Вроде бы и учитель готов, и погода прекрасная, но что-то идет не так, не по твоему плану. И ты начинаешь нервничать: столько часов потрачено на подготовку (чтобы сделать стоящую презентацию к уроку, нужно потратить порой от трех часов до двух дней, проверка работ так далее), а эти «бессовестные» дети никак не хотят брать то, что ты в них хочешь впихнуть: знания. Тогда нужно сделать паузу. Но стоять и орать на учеников, если что-то не сложилось на уроке, недопустимо.
Несколько лет назад я пришла работать в пятый класс. Это был «чудный» класс, и с сентября начались военные действия. Урок стал полем боя на долгие полгода. Нормальными уроки стали только в марте - такого со мной ещё не случалось. Например, в классе был мальчишка из асоциальной семьи, который мог наносить детям физические травмы прямо на уроке. Это так страшно, вы себе не представляете! И за детей, и за него, и за себя, кстати, тоже. Что делать в таких случаях – опять же отдельная тема. Девочка, сидящая под партой, мальчишка, ругающийся матом тогда, когда захочет и многое другое. Но такие классы, скорее, исключения из правил, так что третья причина мне тоже не подходит. Утверждаю со всей ответственностью и я знаю, что мой дневник читают многие мои ребята, поэтому врать не имеет смысла: с детьми семья получилась!
ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА неуспешного сотрудничества – родители. Я не боюсь сейчас об этом писать, потому что за эти дни моей вынужденной отставки я получила столько любви и прямо таки родительской заботы, вы себе не представляете! Милые, дорогие мои родители! Вы – тот самый мастер по ремонту поломанной техники. Вы даете мне столько силы и веры в себя, ваши звонки, ваши письма – мои крылья сейчас! Именно вы оказались сильными и мужественными людьми, сумевшими понять учителя, принять его точку зрения. Дорогие мои, наверное, это время и ситуация даны мне для того, чтобы собирать камни. Вы – прямое подтверждение тому, что педагогика не может быть не гуманной, иначе это не педагогика. Я не могу назвать свое сотрудничество с родителями неуспешным. Три мамы, написавшие жалобу – не считаются. Мелкая поломка, которая может быть запросто исправлена, если исчезнет злость в их сердцах и чувство мести уступит место разуму и пониманию. О причинах написания этого письма, я узнала чуть позже и не пишу о них здесь, чтобы не навредить детям.
ПЯТАЯ ПРИЧИНА кроется в том, как администрация школы реагирует на такие поломки образовательного механизма. Можно отреагировать по-разному: во-первых, встретиться с классом, где что-то не сложилось и поговорить с детьми. Во-вторых, встретиться со всеми родителями без исключения и выяснить: а что, собственно произошло? Но собрания я так и не дождалась: классный руководитель напрочь отказался его собирать. И администрация не стала вмешиваться в процесс. Все чего-то выжидали. Так что, это, видимо, мой случай. Уж не знаю, найдется ли тот Мастер, грамотный, уверенный в себе, высокопрофессиональный и позитивно настроенный, который придет и исправит поломку механизма. Если найдется – производство не остановится. Если нет – один за другим будут ломаться все механизмы и "завод" может встать.
Есть замечательный немецкий педагог, философ, последователь Песталоцци, Адольф Дистервег. Когда-то, готовясь к семинару для учителей, мы с Ирочкой набрели на его учение и стали поклонниками его педагогического мышления. Загляните в Интернет и вы прочтете много интересного об этом удивительном педагоге. Именно ему принадлежит фраза, которую надо повесить на главной стене школы и с которой я полностью согласна. На этой фразе я, с вашего позволения, хочу закончить эту главу, чтобы вам, мои дорогие, было над чем подумать до завтра... Завтра будет новый день и пусть он для всех нас будет Светлым и теплым, не смотря на погодные условия. А Свет и Тепло несем мы сами, напитывая ими учеников, родителей и себя, любимых.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания...» Адольф Дистервег...
Продолжение следует...