Часть III. Глава 11. О самом главном

Ася Котляр
23 марта 2014г.

А жизнь продолжается... Как будто-бы ничего не изменилось: солнце светит, птички поют, весна на улице, все мои родные и друзья со мной… И все же мне грустно... Завтра понедельник. По расписанию у меня четыре урока с перерывом. Третий – «окно». Я люблю окна. Их мало кто любит: говорят, что «окна» расхолаживают. А мне кажется, что пять или семь уроков без «окон» провести сложно. Представляете, что чувствует учитель к седьмому уроку? Я вам расскажу: усталость и раздражение. Поэтому я люблю окна. Звенит звонок с урока, я доделываю свои дела, закрываю компьютер, беру сумочку и спускаюсь в столовую. Здороваюсь с девочками-поварами, они у нас замечательные и очень вкусно готовят, подхожу к Валечке, шеф-повару, заказываю чашку кофе и сажусь за столик для персонала. Именно для персонала школы... Больше я за этот столик не сяду – я уже не персонал. Приходят мои коллеги, друзья, все у кого «окна», собираются за столом персонала. Мы общаемся. Мы интересны друг другу, нам хорошо. Мы отдыхаем и наслаждаемся тишиной в школьной столовой. Нам, учителям, тоже иногда нужна тишина. Кто-то рассказывает анекдот, мы смеемся. Кто-то делится проблемой, мы обсуждаем это. Нам хорошо вместе...

Чем я буду заниматься в понедельник? Утром встану, приготовлю завтрак, покормлю своих любимых мужчин, отправлю одного на работу, другого в школу... Потом уберу спокойно со стола, не спеша уберусь в доме, приготовлю обед. Нет, сначала сяду писать. Сейчас эта книга – мое лекарство, мое спасение, если хотите. Начиная с трех лет я, встречала начало недели так, как сейчас, только летом. Летом никуда не нужно было спешить ни тогда, когда я училась в школе, ни во время моей учебы в университете, ни когда я работала.

Господи! Сколько женщин никогда не ходило на работу? Миллионы! И ничего, живы. И я выживу. Просто нужно привыкнуть. В течение недели три предложения о постановке спектаклей по моим пьесам в разных частях нашей бывшей необъятной Родины. В голове уже зреет новая пьеса и новые планы на жизнь. Если обстоятельства сложились так, как сложились, значит нужно приспособиться к этим обстоятельствам.

Не хочется сейчас разбирать, кто прав и кто виноват, каждый получил, что хотел: родители – другого учителя для детей, школа – учеников, которых три разбушевавшиеся мамы не забрали, как угрожали директору. Я же получила, помимо боли, огромное количество верных друзей и море любви. Только на расстоянии видится истина такая, какая она есть: порой, неприглядная, порой жестокая, а порой настоящая...

Дети мне пишут письма... Как важно говорить друг другу хорошие слова, пока люди рядом! Если бы вы знали, дорогие мои, что я испытываю, когда сажусь с утра писать очередную главу! При всём моём унынии, я бы назвала это счастьем! Счастье осознавать, что вы рядом, что мы стали как-то очень близки, я обрела старых друзей и получила новых... Как вы думаете, стоило ради всего этого пережить стресс? Не уверена…
Я думаю, стрессы никому не нужны. Милые мои, берегите друг друга от этих проклятых стрессов! Мне жаль, что люди тратят на это время. Представляете себе, тратить драгоценное время, чтобы испортить кому-то жизнь?..

У меня никогда не было свободного времени. Большая семья, дом, работа, которая забирает большую часть времени, театр, пение на каких-то городских мероприятиях – день пролетал порой настолько быстро, что мне казалось, он длится всего часов десять, но никак не двадцать четыре. Неделя укладывалась в три дня, но, каким-то образом, я все успевала. Правда, я мало сплю: мне хватает пять-шесть часов для сна. И так долгие-долгие годы моей учительской жизни.

Как все будет происходить дальше – пока не знаю. Думаю ли я об этом? Безусловно, думаю. Что-нибудь обязательно придумается, в чем я ни капельки не сомневаюсь... Я знаю одно и наверняка: ПЕДАГОГИКА ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ НЕ УШЛА И НЕ УЙДЕТ. Ее нельзя выключить, если она есть. У меня она есть. И всегда была, с самого начала, с детства. Жила себе Педагогика в детском сердце и росла вместе с ребенком. И никто не может ее забрать, если она там продолжает жить...

Год назад мы с Ирочкой поехали на семинар Шалвы Александровича Амонашвили в Латвию. Поехали не на весь семинар, на последний день. Семинар идет целых пять дней! В маленьком городке, который скорее смахивает на деревню, стоит себе красивейшая школа, в которой учится только 85 учеников и работает 12 учителей. Видимо все средства, получаемые этим городком на развитие, идут в эту школу: именно так и должно быть в государстве: нужно вкладывать капитал в детей, в образование, потому что это – будущее государства. Мы сидели и слушали Шалву Александровича. Уже который раз слушаем, а слышится всё по-новому. В чем секрет? В том, что мы не стоим на месте, растем. Человек может расти до конца своей жизни. Конечно, я имею в виду духовный рост. Душа человеческая безразмерна и имеет удивительное свойство расширяться до бесконечности. И, что самое интересное, сосуд для Души, называемый телом, вмещает в себя неограниченное её количество! Тяжело ли ее носить? Да, конечно. Она может болеть, может страдать, может становиться меньше: ОНА ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ в зависимости от наших мыслей и поступков...

Я сидела, слушала этого Большого Человека, который в течение пяти дней, работая с полным залом, не присаживается ни на минуту, вещая о самом главном предназначении учителя – быть Учителем. В кого-то попадает сразу, для кого-то должно пройти время, а в кого-то вообще никогда не попадает потому, что его Душе это пока не нужно. Мне нужно, поэтому попадает каждое слово. В конце семинара Шалва Александрович сказал, что будет медитация и попросил учителей закрыть глаза. Это была придуманная им медитация. Шалва дарил ее учителям. Я глаза не закрыла, а стала записывать. Сидящая рядом Ирочка шепнула, чтобы я слушала, а не писала. Но я не могла: мне зачем-то обязательно нужно было записывать. Интересно, а будет ли работать эта медитация без Шалвы Александровича? Я думаю, будет. Сила этой медитации не только в том, кто ее произносит, а ещё и в самих словах! Мощная сила, если вслушаться и вчитаться.

Я сейчас тоже подарю вам эти слова, чтобы вы их прочитали, независимо от того, учителя вы или родители. Вчитайтесь в эти слова и задумайтесь всего на одну секунду: чем больше учителей будут знать эти прописные истины, тем счастливее будут наши дети. Все они НАШИ ОБЩИЕ дети. РОДИТЕЛЯМ ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНИ ВЫБИРАЮТ УЧИТЕЛЕЙ СВОИМ ДЕТЯМ: На самом деле КАЖДЫЙ ИЗ НАС САМ ВЫБИРАЕТ СЕБЕ УЧИТЕЛЯ, ибо Учитель – это проводник, поводырь, называйте, как хотите. Это доказывает и мой уход из класса, три мамы которого решили судьбу своих детей одним росчерком пера. Не только мою судьбу – судьбу детей, которые ждут, надеются и, в чем я ни сколько не сомневаюсь, продолжают любить меня. Любовь никуда не уходит только потому, что кто-то так хочет. Оно возникает независимо от чьего-то желания и в этом секрет и великая тайна ЛЮБВИ.

МЕДИТАЦИЯ «ТЫ ЕСТЬ УЧИТЕЛЬ!»

«Я есть учитель, соработник у Творца. Школа во мне – я и есть школа. Я – носитель лестницы для восхождения духовной сущности ребенка.
Я веду великое служение. Мой труд есть служение!
Вера учителя вмещает сознание двух миров – Высшего и Земного, я – носитель высшего сознания.
Ребенок для меня – ЯВЛЕНИЕ! Ребенок – носитель величайшей энергии духа, но в нем ЗЕМНАЯ ПРИРОДА. Ребенок – союз НЕБА и ЗЕМЛИ, ДУШИ и ТЕЛА. Я принимаю ребенка таким.

Я принимаю Законы служения:
1. Любить ЛЮБОГО ребенка красиво, нежно, мудро.
2. Принимать ребенка таким, какой он есть. Радоваться любому ребенку.
3. Проявлять ДОВЕРИЕ к ребенку.

Я принимаю следующие принципы:
1. Очеловечивать среду вокруг ребенка.
2. Восполниться творящим терпением. Пусть оно не знает границ!
3. Утверждать в ребенке личность, его неповторимость.

Учитель – надобщественное явление, норма человечества. Я буду взращивать в себе доброту, щедрость, великодушие и искренность.

Я принимаю то, каким должен быть учитель:
1. Изящное исполнение педагогических процессов. Быть красивым перед ребенком
2. Стремление к постоянному обновлению. Мир меняется, учитель открыт к новому, лучшему, доброму.
3. Творчество и самосовершенствование. Творчество возвышает а самосовершенствование помогает углубиться в своих духовных дарах.

Я принимаю Заповедь:
Верить в безграничность ребенка, в свою искру Божью.

Я принимаю Мудрость:
УТВЕРЖДАЮЩИЙ БОГАТ, ОТРИЦАЮЩИЙ БЕДЕН!

Я принимаю Призвание:
Помочь детям полюбить СВОЙ духовный мир.

Спросят: «Ты учитель?»
Отвечу: «Я – ученик своих учеников, я половинка каждого из них».
Спросят: «Как их воспитывать?»
Отвечу: «Как яблоня, которая растит в себе семя».
Спросят: «Чему ты учишь?»
Отвечу: «Учу счастью – лучшие знания в сердце моем».
Спросят: «Что главное в труде твоем?»
Отвечу: «Возвышая – сами возвышаемся. То с чем ты родился – подарок Бога, то с чем ты умрешь – твой подарок Богу. Я люблю свою профессию, люблю детей и веду служение перед Творцом».

Вот такая медитация... Ответьте себе, мои дорогие, можно ли сказать лучше?..

Продолжение: http://proza.ru/2021/08/21/62