Бабки шашки, лодыжки, казанки

Александр Ефимов 6
БАБКИ (ШАШКИ, ЛОДЫЖКИ, КАЗАНКИ)

http://proza.ru/2022/06/07/177

см. http://proza.ru/2021/08/17/169

и

Попа-гоняла http://proza.ru/2021/08/17/169

https://krylate.livejournal.com/31517.html

https://krylate.livejournal.com/30402.html

На статую играющего в бабки...
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ
любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
 
Автор: А. С. Пушкин

Игра распространена повсеместно в России и имеет много вариантов. В сельской местности в бабки играли от мала до велика - и мальчишки, и взрослые мужчины. Для игры использовались надкопытные кости коровы или лошади, реже овечьи или свиные кости, которые и называются "бабки" и т.д. Играли летом и весной во дворе, на улице, зимой - на льду. Игра была характерным элементом весенне-летних, реже зимни календарных праздников восточных славян. Игра протекала очень азартно. Каждый хотел показать перед односельчанами ловкость, меткость, смекалку - именно эти качества требовала от игрока игра в бабки. По договоренности, в ряде случаев выбитые бабки победитель забирал насовсем. В других случаях после окончания игры все выбитые бабки возвращались их владельцам, а проигравший был обязан расставить бабки для новой игры. По терминологии, принятой в начале ХХ века в г.Рязани (17) и в г.Михайлове (21), эти два варианта назывались "взуправду" и "взнарошку". "У кого не хватало бабок, тот мог ставить и деньги, если игра была "взуправду". Обычно это было одна, две, три копейки. Делалось это, по описанию А.А.Мансурова, так: "Отставляют в бок от кона одну пару, и игра идет своими чередом. Тот, кто сшибает "копейку", получает с отставившего "на копейку" деньги и дает ему сдачи столько пар, сколько идет на копейку, но удерживает себе в первый кон одну пару, во второй кон две пары, в третий - три. Если на копейку продается три пары, то на третий кон копейка объявляется чистой и сбивший ее получает от отставившего копейку безвозмездно". "Лодыжки редко считали по одной. Большей часть их считали парами. Но слово "пара" не употребляли, существовал другой термин "гнездо". 3-4 гнезда лодыжек имели определенную цену - 1 копейка. Но бывали среди ребят своего рода ростовщики, которые во время игры в лодыжки, особенно во время больших праздников, например, во время Пасхи, когда в играх принимало участие много взрослых и даже женатых, продавали по два гнезда за одну копейку". В с.Сушки Спасского района в 1920-е гг. между играющими существовали такие денежные счеты: за проигранную чужую (взятую в долг) бабку надо было платить одну копейку или получить 2-3 щелкана в лоб" (6). Способ определения очередности в игре обыкновенно был связан с положением, которое занимала бабка при канании. "Эти кости, - сообщал информатор, - по бокам имеют поверхность разную. Передняя называется "тофом"; один бок " плоский - называется "бокам"; другой бок " изогнутый - "синой". ...Хозяева швыряли по одной лодыжке. Лодыжка, легшая на бок, считалась первой, "тоф"- второй, "сина"- третьей" (г.Михайлов, начало ХХ в.). "Сначала бьют те, у кого легло "бложце". Если их легло несколько, то бьет тот, чья лежит дальше всех. После бложц бьют "жоги", а затем с левой руки "тыки" ("ники") (г.Рязань, Козловский вокзал и северо-восточная часть Троицкой слободы). В с.Свинчус Шиловского района в 1910 г. канались аналогичным образом: все играющие отдавали по одной своей шашке одному из участников игры. Он брал шашки в две пригоршни и бросал их на землю. Чьи шашки встанут стоя, те игроки будут первыми в последующей игре. Бросив оставшиеся шашки несколько раз, определяли очередность. "Иногда метание составляло специальную игру. Взяв в руки от другого играющего его лодыжку, подбрасывали ее кверху. Выигрывал тот, чья лодыжка дала "бок". "Тоф" выигрывал, если две лодыжки давали "сину", "боку" он проигрывал" (г.Михайлов, начало ХХ в.). Для игры, кроме того, нужна была бита. Часто в качестве биты использовали более крупную и увесистую кость (бабку). "Некоторые лодыжки по бокам красоты ради подтесывались. Такие лодыжки назывались "стесками" и употреблялись как битки, т.е. ими было хорошо швырять: они в лету были более устойчивы. Просверливая снизу лодыжки, их заливали оловом и получали "биток". Делали форму и заливали ее чугуном, получая чугунную лодыжку ("чугунку"), или свинцом, получая "свинчатку". "Свинчатками" называли и лодыжки, залитые свинцом" (г.Михайлов, нач.XX в.). В с.Свинчус Шиловского района игроки катили по земле в сторону линии бабок деревянный или тряпичный шар или мяч и таким образом сбивали бабки (1910-е гг.). Зимой на льду вместо биты использовали "чугунные пластинки, например, от сковороды, и катки, например, гирю часов" (г.Михайлов) или металлическое кольцо, пущенное по льду горизонтально (д.Сушки Спасского района, 1920-е гг.). В с.Ижевском Спасского района в 1910-е гг. в бабки и рали, ставя в землю на ребро монеты и били по ним чухами - чугунными плитками (6). Согласно описаниям этнологического архива Общества исследователей Рязанского края, сделанным А. А. Мансуровым, бытовало насколько вариантов игры в бабки (6).
Основным вариантом являлась игра под названием "в кон за кон". В г.Михайлове в начале ХХ в. играли так. Бабки расставляли гнездами в одну линию. Расстояние между гнездами на кону равнялось ширине гнезда (две бабки). Линия, с которой наносился уд р, располагалась параллельно линии кона на расстоянии 30-40 шагов. Каждый играющий кидал свой "биток" с этой линии стремясь выбить одну или несколько бабок, расставленных на кону. За коном битки располагались на разном расстоянии, поэтому с другой стороны кона били не по очереди, а начиная с дальней битки, ближний же к кону биток бил последним". Выбитые бабки забирали себе. Бытовали особые термины, обозначавшие способы метания бабок (г.Михайлов, начало ХХ в.). В игре "в кон за кон" из-за кона можно было бросать биту по-разному. "А били из-за кона "шибо", т.е. с размаха, как обычно швыряют или бросают что-либо, когда рука отводится вверх и в сторону. Или "като", когда рука принимает то положение, какое бывает при желании дать катящееся движение предмету, т.е. рука отводится вниз и назад. Во время бросания битка нельзя было смущать, или развлекать бившего, говорили "не подговаривать". ...Был еще удар "в голова" Им пользовались те, чей биток расположен около кона. Удар аключался в том, что били сверху, направляя биток в промежуток между гнездами". "Если от гнезда выбивается одна бабка, выбивший забирает все гнездо. Если выбитыми бабками выбиваются другие бабки, то они ставятся на прежнее место и игрок ничего не получает (это называется "через")". "В кон" играли так же, но из-за кона не били, а забирали биты, возвращаясь в исходное положение, и кидали снова, соблюдая установленную ранее очередность. "В гусек" играли так же, как "в кон за кон" или "в кон", но линия расстановки бабок была перпендикулярна линии, на которой стояли игроки. Гнезда бабок стояли "в затылок" друг другу. "В выставку" играли так же, как и "в гусек", но выбивать бабки надо было с дальнего конца линии гнезд. "Если выбивал кто-нибудь в середине или в конце, ближнем к игроку, то все выбитое становилось на место, а неправильно выбивший доставлял столько гнезд, сколько выбил". "В бабки в кругу" (с.Ижевское Спасского района, 1930-е гг.) играли несколько иначе. Бабки ставили в кругу (диаметр 1 м) гнездами по две штуки в затылок друг другу. Линия, где стояли игроки находилась в 10 м и располагалась параллельно линии бабок Бабка считалась выбитой, если вылетела за пределы круга. В противном случае ее надо была вернуть на место. В те же годы в с.Шилово играли с произвольной расстановкой бабок по кругу, а диаметр круга достигал 2 м. Ставили кто сколько хочет бабок, сбивали плоской металлической битой. Существовали варианты, где не было линии, с которой кидают биты. Место, о которого игрок будет метать, и очередность бросков устанавливали одновременно. Игроки становились возле "кона" или "гуська" и бросали свои биты вперед на некоторое расстояние. Далее били с того места, где упала бита. "Сперва били те, у кого битки ложились в положение "бок", начиная с самого дальнего, потом уж те у кого биток был в положении "сина". Бывало, что биту бросали через голову, стоя спиной к линии бабок. Если при этом бита не долетала до линии бабок, игрок не имел права в э от раз бить этой битой. Однако, если он хотел играть, то должен был доставить 2 гнезда ба бок и тогда мог бросать биту еще раз. Игра в "городской бит" (бытовала в г.Рязани в начале ХХ в.) существенно отличается от других видов шашек. В нее играли не ради выигрыша, как в другие, а ради забавы. Расставляли шашки, как при игре в кон. Затем считались, кому водить. Каждый брал биту, которыми обычно служили поросячьи кости, и били по очереди. Пробившие бежали к кону и останавливались около него. Когда кто-нибудь сшибал шашку, то стоявшие у кона бежали за своими битами и, взяв их, убегали за черту кона, пока водящий ставил на место сшибленные шашки. Водящий имел право, поставив шашки, ловить взявшего биты. Если никто не сшибал свои шашки , то после того как пробивал последний, все бежали к своим битам и старались, схватив их убежать. Если кто-нибудь не надеялся убежать, то мог остаться "при коне", но "при коне" нельзя было оставаться более трех раз. Пойманный или сбивший биту водящего становился на его место. Интересны варианты игры в бабки, бытовавшие в с.Свинчус (ныне Шиловского района). После канания первый из игроков бросал свои шашку как можно дальше. Другие бросали па очереди, стараясь попасть как можно ближе к первой брошенной шашке. Потом и меряли расстояние между шашками. Если "две пялы достанет", то игрок, кидавший позднее, брал себе ту шашку, что была брошена ранее. "Пяла" - расстояние между растянутыми большим и средним пальцами правой руки. Побеждал игрок, выигравший больше шашки. Для некоторых вариантов этой игры характерно было употребление клюшки и овечьих или свиных (а не коровьих) косточек (казанков). Сначала определяли очередность бросков. Играющие клали по одному казанку в шапку, затем их высыпали на землю. Если чей-то казанок вставал, то его владелец бил первым. Если же все казанки после этого лежали, то бросали их еще раз. Если вставали несколько казанков, их владельцы бросали свои казанки повторно. После определения очередности на ровной площадке играющие выкапывали лунку, в которую каждый клал по одному казанку. Это - кон. На расстоянии семи шагов от лунки проводилась черта, с которой пробивали участники игры. Первый из играющих клал свой казанок на черту и ударом клюшки старался загнать его в лунку. Если он попадал, то забирал весь кон, а остальные клали в лунку еще по одному казанку. Удачливый же игрок имел право бить еще раз. Если игрок промахивался, тот казанок, которым он бил, клался в кон, затем бил следующий игрок.
В с.Белоомут Зарайского уезда игра в "шашки" была "сильно распространена", Играли "когда сойдет снег" и дети, и взрослые. Игра эта имела целый ряд разновидностей. Наиболее простой и чаще всех употребляемой из них была игра "в кон". Участники ста или на кон в одну линию "шашки" попарно или поодиночке. Каждый ставил столько пар или "шашек", сколько "бит" он намерен употребить в игре. Затем на расстоянии около полутора аршин от кона отмечала первый барьер - "ника", а аршина на два далее другой - "загон". Потом участники игры брали свои "биты" - наиболее тяжелые и удобные для метания "шашки" - и начинали "гнаться", то есть по очереди бросали "биты". По положению, которое принимала "бита", упав на землю, определялся порядок игры. Первое место имела "плоцка" - положение когда бита ложилась на плоский бок. Вторым бил тот, чья бита занимала положение "жег" или "сок" - ложилась спинкой вверх. Если же "бита" ложилась спинкой книзу, это называлось "ника" и являлось самым неблагоприятным для игрока. В этом случае ему приходилось ждать, пока все пробьют, и затем бить с барьера "ника" и обязательно левой рукой. Сбитые при игре "шашки" поступали в собственность сбившего их игрока. Вторая разновидность игры в "шашки" - "кон-за-кон". Здесь был только один барьер для ударов, который располагался в 8 саженях от кона. Игроки поочередно били в кон, стараясь, чтобы их биты перелетели на него. Когда все пробивали с барьера, переходили на другую сторону кона к биткам и били с этой стороны. Первым пробивал тот, чья бита легла дальше других. Иногда в игре "кон-за-кон" вместо обыкновенных бит употребляли специальные железные или чугунные плитки около фунта весом, приспособленные для игры. В этом случае игра называлась "с плит" и требовала значительной физической силы. Следующая разновидность игры в "шашки" именовалась "в нищие" и была одной из наиболее любимых у детей. "Шашки" в ней расставлялись не в ряд, а гуськом - одна пара за другой. Здесь отмечались "загон" и "ника", игроки "гонялись" так же, как при игре в "кон". Игрок мог воспользоваться сбитыми "шашками" лишь тогда, когда его бита собьет задание пары и притом начисто. В игре "в выставки" игрок обязан был выставить дополнительно столько "шашек", сколько было им сбито не по правилам. Варианты игры в "шашки" записаны в конце Х1Х в. (3О,Л.27-32). В д.Озерки Зарайского р-на в 1910-20-х гг. игра носила название "бабки", кости для игры назывались "шашки", сбивали их чугункой. В д.Великое Поле в 1930-х гг. в бабки играли в доме на столе. Бабками служили маленькие кости, видимо, овечьи. И форматор называет игру "кости". В послевоенные годы при игре на улице бабки выставляли как в ряд, так и фигурками.
В д. Красная Яблонька Сапожковского р-на бытовали следующие игры: "В овечки" - бабки ставили в ряд и бросали по очереди с линии прочерченной на расстоянии 4м. Очередность определялась обычным образом. Право бросать следующий по порядку получал после промаха игрока. Бабки были разные: "овечки" - овечьи (они оценивались за 1 ), "бычок" - свиные (они оценивались за 2 ), "теленок" - телячьи (они оценивались за 3 ), "шашка" - коровья (они оценивались за 5). Требовалось сбивать бабкой того же типа, какую ты поставил на кон и желательно сбивать бабки, бабками того же типа. "Курок" - играли зимой на льду. Ставили "овечки" в ряд (иногда, взрослые , ставили стоймя копейки). Сбивали железным штырем (примерно диаметром 15 и длиной 40). Расстояние с которого бросают определяли по договоренности.