Родителям и специалистам

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущее: http://proza.ru/2022/03/24/435

«Чтобы у детей с трисомией 21 была возможность развиваться, они должны находить адекватную для них среду, что означает адекватную для них коммуникацию. Это может произойти лишь в том случае, если ответственные за них лица перестанут делать из детей объект своей проекции и начнут совместно с ними исследовать то, что продвигает их вперед, и то, что их тормозит. <…> Источником развития не является какое-либо врожденное дарование, проявляющееся в процессе созревания. Источником служит культура, в которой пребывает ребенок»*. Большую роль в обретении самостоятельности и уверенности в себе играет окружение ребенка и его семьи. Изолированность семьи ребенка с синдромом Дауна ограничивает возможности для освоения самостоятельности.
«В фокусе работы должен находиться не нарушенный навык, а вся система навыков, свойственная данному возрастному этапу, что позволяет создавать условия для максимально возможного следования логике этапов развития»**.
Один из критериев цивилизованности общества – это отношение к слабым, уязвимым его членам, в число которых входят люди с синдромом Дауна и вообще люди с особенностями развития. Если заглянуть в отечественную историю, мы увидим, что отношение к больным людям с момента крещения Руси в IX веке достаточно гуманное. Заповедь о любви к ближним чтилась, и отношение к убогим и страждущим людям было терпимым, сочувственным и выражалось в форме милостыни. При монастырях организовывалась помощь таким людям, постепенно развивалась благотворительность. Государственная помощь таким людям сложилась в России далеко не сразу, осознание возможности обучения особенных людей растянулось надолго, начиная с XIII до XIX века. В XVIII веке при Петре I в России сложились основы общегосударственной системы общественного призрения. В начале XX века в России была создана система учреждений, обеспечивавшая детям с ограничением интеллекта медико-педагогическую поддержку. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года ситуация резко изменилась, деятельность многочисленных благотворительных учреждений и обществ была приостановлена. Традиции русского милосердия и благотворительности были прерваны на долгие семьдесят лет. Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья изменилось. Их проблемы редко обсуждаются всерьез, а их трудности стали их личными. Вычеркнуть этих людей из сознания, а если возможно и из жизни – именно такое отношение к людям с инвалидностью всегда прививает тоталитаризм. В Советском Союзе их стремились упрятать в «спецучреждения», что зачастую превращалось в уничтожение. Возможность интеграции особенных людей в российское общество и защиты их прав начала развиваться и рассматриваться лишь в последнее десятилетие XX – начало XXI века. Даже сейчас целые государственные программы направлены на выявление детей с синдромом Дауна на ранних этапах беременности, а с учетом бесплатной системы абортов нетрудно догадаться для чего это делается.

__________________

* Коломейцев П., священник, Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта / Пер. с немецкого А. Шапкиной, А. Шапкиной. – 2-е изд. – М.: Никея, 2017 – С. 123, 124.

** Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет» под редакцией Ю.И. Барашнева. – М., «Триада-Х», 2007 – С. 202

Продолжение: http://proza.ru/2022/04/13/1496