Лукоморье. Явление 15

Лана Павлова
Берендеево царство. Кругом заросли, кусты, колючки, камни. Болото. Фока и Илья обходят всё кругом, перелезают через камни, осматривают кусты.



Илья: Сюда бы газонокосилку и то за год не управимся. А на коленках век ползать можно и это не факт, что мы найдём что-нибудь, кроме мха, камней и колючек. Где этот Федя?

Домовой:(выскакивает из-за куста) Я тут.

Илья: Ну что? Где Маша? Ты её видел? Она в порядке?

Домовой: Всё идёт по плану. Они скоро будут здесь. А у вас как?

Илья: Проще найти иголку в стоге сена.

Фока: Ты уверен?

Илья:(Фоке) Ага. Надо сжечь стог и провести по пеплу магнитом. (Домовому) У тебя случайно не завалялась какая-нибудь волшебная штуковина? Типа всевидящего глаза что ли?

Домовой: Такого точно нет, но вы правильно место определили. Всё произошло именно здесь. Вместо этого болота был фонтан, вместо тех кустов — беседка. И эти странные камни... да это же царь Берендей, он любил сидеть в этой беседке, а это... должно быть Иван-царевич.



Раздаётся лягушачье кваканье.



Домовой: Василиса, царица наша, всё я сделал, как ты велела. Укажи нам, где гребень искать.



Василиса (голос с эффектом эха): Он закопан, он зарыт. От людского глаза скрыт.

Злая сила в нём таится. Вокруг него не пролетит и птица.

Чары может снять лишь тот, кто судьбу чужую сбережёт.



Илья: И это всё?.. Тоже мне помощница. Как же меня достали все ваши загадки.

Фока: Кто-то идёт. Прячемся.



Домовой, Илья и Фока спрятались в кустах. Выходят Яга (старая) и Леший.



Яга (старая):(принюхивается) Они тут. Где-то прячутся. Этот дух я ни с чем не спутаю.

Илья: (полушёпотом) Кажется нам всем не помешал бы душ.

Леший: (оглядывается) А ты уверена? Что мы здесь не видели, кусты да колючки. Пока я искал тут эти кольца, которые наверное вообще не существуют, здесь все кусты выучил.

Яга (старая): Ты ещё и огрызаться вздумал!? (даёт ему подзатыльник)

Леший:(потирает затылок) Ну что ты Ягуша. А драться-то зачем?

Яга (старая): Цыц! Обрубок необтёсанный, вечно тебя отовсюду вытаскивай. Зачем с Кощеем связался?

Леший: Я же хотел, как лучше, думал узнаю все его планы...

Яга (старая): Планы!? У кого, у Кощея? Да у него день недели с трудом узнать можно.

Леший: Сегодня кажется пятница.

Яга (старая): Ты хуже сороки, все наши планы Кощею растрезвонил. Мы остались не только без этого человечка, но и домового упустили.

Леший: А может уйдем отсюда, а? Хватит с ним сражаться, не по зубам он тебе.

Яга (старая): Чего-чего?.. (резко оглядывается) Кто-то идёт. Скорей туда.



Яга (старая) и Леший бегут к тем же кустам, за которыми сидят Илья, Фока и Домовой. Наталкиваются друг на друга. Тут же из-за кустов выскакивают все, кроме Домового.



Яга (старая): А ну все, замри! (Леший, Фока и Илья застывают на месте) Леший отомри.

Илья: И снова здрасьте, давно не виделись.

Леший:(отходит от них) И вам не хворать.

Яга (старая): Вот так удача. А я уж было, чуть не расстроилась.



Выходят Кощей, Маша и Лихо.



Илья: Маша! Ты в порядке?!

Маша: Илья! (хочет бежать к Илье, но Кощей, хватает её за руку)

Кощей: Интересная встреча. Но ты к нему не подойдёшь. (проводит рукой в воздухе между ей и Ильей, и отпускает её руку)



Маша вновь бежит к Илье, но наталкивается на невидимую стену, она ощупывает что-то невидимое, а потом грустно отступает назад.



Яга (старая): Коша, ты как всегда вовремя. Я его поймала. А это кто? (подходит к Маше, осматривает её) Какая красивенькая, молоденькая, и должно быть вкусненькая. Вот теперь пир будет что надо. (трёт нос и чихает) Аааапхчи! (Илья и Фока падают на землю) Аааапхчи! (Кощею)Что ты тут за колючки наколдовал, от них в носу щиплет.

Кощей:(Лихо и Лешему) Свяжите их.



Лихо достаёт из-за пазухи верёвку и вместе с Лешим связывает Фоку и Илью.



Яга (старая):(подбегает и помогает) Покрепче, покрепче. А то они прыткие.

Маша: Леший, милый, ты же не такой, как они.

Леший: Я милый? Спасибо за комплимент. Скажу только, что ты слишком доверчивая.

Маша:(Кощею) Отпусти их.

Кощей: Отдай мне кольца. И они могут идти на все четыре стороны. По-хорошему прошу.

Илья: По-хорошему? А как же тогда по-плохому?

Кощей:(подходит к Маше) Ты не знаешь, от чего отказываешься, глупенькая. У тебя будет всё, что только пожелаешь: золото, драгоценные камни, наряды. Я сам для тебя слугой стану.

Маша:(отступает) Не подходи!

Кощей:(отступает) Как скажешь. Но иного пути у тебя нет. И защитников нет. А где Домовой? Он был тут, я знаю. (оглядывается) Где он?.. Исчез, испарился!.. Он-то, в отличии от вас всех, знает, что со мной бесполезно сражаться. Нет такой силы, которая была бы мне неподвластна!..

Маша: Есть такая сила! Это любовь!

Кощей: Любовь? (смеётся) Нет никакой любви. Любовь — это глупость и слабость. Взгляни-ка на эту каменную глыбу. Никого она тебе не напоминает?..



Маша обходит вокруг каменной глыба, едва напоминающей силуэт человека. В это время Леший вытаскивает из кармана мешочек с сонным порошком. И обсыпает Ягу (старую) и Лихо.



Маша: Это... кто-то живой... я чувствую... бьётся сердце...

Кощей: Пока ещё бьётся... сердце Ивана-царевича...

Яга (старая): Ой, что-то спать захотелось. (зевает, ложится и засыпает)



Лихо зевает и садится рядом с Ягой (старой) и засыпает. Леший хватает меч и разрезает верёвки, которыми связаны Фока и Илья.



Кощей: Ах ты предатель! (направляет ладони на Лешего, гром молния, Леший отлетает в сторону, и падает в кусты)



Фока и Илья хватают мечи. Илья бежит к Маше, но упирается в невидимую стену. Старается пробить её мечом, но ничего не выходит. Фока пробует пройти и тоже упирается в стену.



Фока: Закат уже близится.



Раздалось жалобное лягушачье кваканье.



Кощей: А вот и маменька твоя голосит.

Маша: Как ты так можешь? Она же твоя дочь.

Кощей: Она ослушалась меня. Но ты не такая. Это всё твоё, а если отдашь кольца, станешь повелительницей и в Явном царстве. Отомстишь всем своим обидчикам. Я всё для тебя сделаю. Выйдешь замуж за моего брата Вия. Ты за него засватана, ещё до своего рождения.

Илья: Чего!?? Это страхолюдие — поднимите мне веки — твой брат?!

Кощей: Не смей так говорить о моём брате!  (направляет на Илью ладони и шевелит всеми пальцами, Илья корчится, падая на землю)

Маша: Хорошо! Я отдам кольца!

Кощей:(опускает руки) Отлично. Образумилась, значит. Но ты что-то скрываешь. Я это чувствую.(протягивает руку) Отдай кольца.

Маша: Я отдам, но сначала позволь последний раз обнять его. Убери стену. Прошу тебя.

Кощей: Ох не выношу кошачьих нежностей, но изволь. (взмахивает рукой)



Маша подбегает к Илье, садится рядом с ним на землю и обнимает. Тут же зазвучали трели соловья. Выходит Домовой и начинает кружить вокруг Кощея.



Домовой: Сквозь пространство, сквозь века — любовь с вами навсегда.

Защитить она поможет, стену вкруг Кощея сложит.



Кощей: Ах ты прохвост! (пытается шагнуть к ним, но не может, вокруг него образуется невидимая стена) Давно надо было от тебя избавиться.(стучит по невидимой стене)

Маша: Федя, спасибо тебе. (вынимает из кармана перо и машет им) Ворон-воронок прилети на мой огонёк! Отыщи колдовской гребешок!



Вылетает Ворон, летает вокруг всех.



Ворон: Вправо два шага, один шаг назад! И будет заветному кладу глаз рад!

Но, беда ждёт того, кто гребень возьмёт — он исчезнет навеки, а заклятье спадёт!



Ворон улетает. Маша делает шаги, отшвыривает кусты. Перед ней из земли торчит гребень.



Илья:(Кощею) Что значит исчезнет? Куда? А ну отвечай!

Кощей: Она исчезнет из всех миров, если выдернет гребень. Канет в небытие, перестанет существовать. Только тот, кто наложил заклятье, может от него избавить.

Илья: Тебя мы освобождать не станем. Не надейся.

Кощей:(старается просунуть руку, сквозь невидимую стену) Я скоро сам освобожусь. Время заканчивается.



Маша опускается на колени возле гребня. Кощей продолжает пробивать стену.



Илья: Нет. (берет её за руки, поднимает с колен)

Маша: Прости, я должна это сделать.

Илья: Только не так. Ты же сама говорила, что в сказках всегда счастливый конец.(уводит её чуть в сторону) Ты не должна жертвовать собой.

Маша: Если я этого не сделаю, злом наполнятся все миры.

Домовой: Маша, солнце садится.

Илья: Да что вы все за герои такие? (Домовому) Пообещай, что она вернётся домой.

Домовой: Обещаю.

Маша: Что?.. (Илья отталкивает Машу) Нет! Стой! Нет!..

Илья: Прощай! Не поминай лихом! (подбегает к гребню и выдёргивает его из земли и разламывает)



Треск, грохот падающих камней, гром и молния, всполохи света, туман. Вскоре туман рассеивается. Вместо болота шумит фонтан. Вместо зарослей беседка, на скамейке сидит царь Берендей. Недалеко, опустив голову, стоит Иван-царевич. Фока прижимает Машу к себе, она едва сдерживает слезы, возле них Домовой. Кощей стоит опутанный цепями.



Царь Берендей:(потягивается и зевает) Я спал и мне снилось болото. Ох, да у нас тут гости.

Леший:(выходит из-за деревьев, из его рук, ног и головы растут цветы) Я живой, живой.

Лихо:(выходит из-за беседки, Лешему) О, расцвёл?

Яга:(выползает на карачках, зевает, вскакивает на ноги) Это что такое?!. Ой, царь Берендей (нелепо кланяется, чуть не падает) А мы тут, это... ну, в общем... кхе-кхе... О, Леший, милка моя, а что это ты в цветах, как весенняя полянка?.. Мы, это, пойдём,(пихает Лешего в сторону) столько дел, знаете ли... мы ещё зайдём, позже...

Леший: Ага. Всем до свидания.



Яга и Леший уходят. За ними следом, откланиваясь, и косясь на Кощея, уходит Лихо.



Царь берендей: Я что-то уразуметь ничего могу. (встаёт со скамейки, смотрит на Кощея) Ууух. А тебя кто заковал? (Кощей молча отворачивается)

Иван-царевич:(Берендею). Отец, ты ничего не помнишь.

Царь Берендей: Ах, да-да, припоминаю. (Кощею) Эх ты, колдовал, колдовал, а сам в цепи и попал.



Из-за цветущих деревьев выходит Василиса Премудрая и Илья.



Василиса: Вот добрый молодец, что освободил нас.

Маша: Илья! (бросается к нему и обнимает)

Илья: Я не совсем понял, что произошло, но если я не пропал, то всё в порядке.

Василиса: Чары может снять лишь тот, кто судьбу чужую сбережёт. (домовому) Федя, благодарю за помощь твою. (Маше) Здравствуй девочка моя, какая же ты уже взрослая. (Берендею) Царь-батюшка, это Маша, внучка твоя, и дочь наша. (Маше) Прости меня, что оставила тебя одну-одинёшеньку в Явном мире.

Иван-царевич: Если бы мы этого не сделали, то погибель бы пришла всему Лукоморью, да и Явный мир был бы в опасности. (Фоке) Фока, ты ли это? Вырос, возмужал.

Фока: Я, царевич. Разрешите к братьям идти,(смотрит на всех) столько лет не видались.

Царь Берендей: Ступай. Да скажи, пусть пир готовят, столы накрывают. Праздник сегодня.

Фока: Скажу, непременно скажу. (убегает)

Царь Берендей: (Маше и Илье) Добро пожаловать в наше царство.

Василиса: Добро пожаловать домой, доченька. Разреши обнять тебя.

Маша: Мама... папа...



Василиса и Иван-царевич обнимают её.



Царь Берендей: (хлопает Илью по плечу) А ты справился, хвалю. Достоин ты моей внучки.

Илья: Не всё же ей лезть вперёд меня в пекло.(смотрит на Кощея) А этого в самое глубокое подземелье. Пусть на цепях пару тысяч лет повисит и поразмышляет над выражением «давайте жить дружно».

Царь Берендей:(в сторону) Стража! Увести в подземелье!



Выходят двое стражников и уводят Кощея.



Илья:Я вот тут понять не могу, как же он в цепях оказался.

Домовой: Это ты их наколдовал.

Илья: Я? Ух ты!

Василиса: Ты пожертвовал собой ради всех нас и обратил чары Кощея против него самого.

Царь Берендей: Идёмте-идёмте. Отдохнёте у нас пару недель.

Илья: Э нет. Нам бы домой. (Василисе) Вы нам кольца не одолжите?

Василиса:У меня их нет.

Илья: Как это нет? (смотрит на домового) Ах ты обманщик.

Василиса: Не обвиняй его понапрасну. В этих кольцах великая сила. Их невозможно отобрать, а только по доброй воле взять. Я отдала их Феде, а Федя отдал их Маше. Кольца у неё.

Маша: У меня, но... (засовывает руку в карман и вынимает два кольца)

Илья: И ты всё это время меня обманывала?

Маша: Нет, я клянусь. Их у меня не было.

Василиса: Они появляются только тогда, когда беда минует. Иначе зло могло вырваться и переступить грань наших миров. А этого допустить нельзя.

Илья: Прости. (сжимает её ладони вместе с кольцами) Береги их.

Царь Берендей: Вот и ладно. А сейчас пир да веселье. И гостей на праздник созовём. Идёмте.



Все уходят.


Продолжение: http://proza.ru/2021/09/04/37