О пользе беспорядка

Пётр Вакс
Раз в неделю мама приезжает ко мне в гости, и уже в прихожей переодевается в фартук.
– Так, Никита, посмотрим, сколько гор мусора у тебя на этот раз.
– Мам, опять ты за своё.
– За твоё, мой милый, это же ты грязь разводишь.
– Не грязь, сколько тебе говорить!
Ничего не хочет понимать. Внешние диски, провода, схемы и вся аппаратура, само собой, собирают пыль. Я иногда чищу рабочее место специальным маленьким пылесосом: компьютерное железо должно быть в чистоте. А все, что вокруг, меня не интересует, пусть себе зарастает пылью и паутиной. Это энтропия, так устроен мир, и наведение порядка в нём – бесполезный труд.
– Чай пить будешь? – кричит мама издалека.
Она уже гремит посудой на кухне. Кстати, с посудой то же самое – кажется, только помыл, а на следующий день полная раковина грязной. Откуда она берется, не понимаю.
– Я сам заварю! – кричу ей в ответ, не отрываясь от монитора.
– Нет, раз уж я пришла, то я сделаю.
Не дает за собой поухаживать. Как же я ей в таком случае смогу доказать, что давно самостоятельный и не нуждаюсь в мелочной опеке? Но сердиться на маму у меня не очень получается. Все-таки она у меня веселая и заботливая. Терплю, даже когда она в очередной раз приходит и начинает:
– Нет, все-таки ты феноменальный неряха, сын! Это же ужас что такое. Глаза бы мои не видели!
– Ну и не смотри, – говорю я ей. – И вообще, я имею право на свой собственный бардак.
Это я пытаюсь ей намекнуть, чтобы не лезла в мой монастырь со своим уборщицким уставом. Но мама, как всегда, меня не слышит.
– Какой девушке такое может понравиться? Кстати, сын, тебе ведь уже скоро тридцать.
Я молчу: отвечать бесполезно.
– Смотри, будешь до старости жену искать, бородой обрастешь.
Так она намекает, что у меня щетина. Не понимает, что это модная небритость системы «мачо».
– Давай я тебя познакомлю с дочкой моей сотрудницы? Такая умная, красивая, покладистая. Будет отличной женой.
– Мам, это уже научная фантастика. Таких девушек не бывает. И вообще, у меня своя голова есть. Тебе надо – вот и выходи замуж за дочку сотрудницы.
Однажды у меня в гостях были ребята, засиделись допоздна, футбол по ящику смотрели. Как водится, пиво, чипсы, в азарте разворотили всю комнату. Хорошо, что аппаратуру я заранее отодвинул. Они ушли, я утром проснулся, сделал шаг – и под ногами что-то захрустело. Так. Если мама это увидит, она во мне окончательно разочаруется. Или, еще хуже, будет хвататься за сердце – как много лет назад, ночью, когда я забыл позвонить и заявился на рассвете. Нет, маме нельзя показывать этот первозданный хаос. А ведь она точно придет, у нее особое чутье на беспорядок, я ее знаю.
Торопливо я начал перелопачивать интернет на тему уборки квартир. Крутые и дорогие фирмы сразу отмел, просмотрел частные объявления, обзвонил несколько кандидатов – и вызвал какую-то женщину с редким именем Ульяна, которая согласилась приехать через час.
– У вас есть средство для мытья полов? Чистящий порошок? Жидкость для мытья стекол? Для мебели? – требовательно спросила она, едва переступив порог.
Я стоял с довольно глупым, кажется, видом, потому что она оказалась юной девушкой. Тоненькой, стройной, хрупкой и очень симпатичной.
– Э... Ну, в общем...
– Так, все ясно.
Она махнула на меня рукой и начала доставать из сумки рабочую одежду: тапочки, резиновые перчатки, фартук. Я вспомнил, что в кухне у мамы есть какие-то порошки, ринулся их доставать и вообще всячески засуетился. Ульяна спокойно осмотрела мой разгром, потом меня и проницательно сказала:
– Вы бы посидели в сторонке пока что. Часика два.
Вначале я сидел на кухне, потом перешел в убранную комнату. Это была как будто не моя комната: чистая, аккуратная, при этом все мое техническое железо на месте. Чудеса! Время от времени я потихоньку подглядывал за уборщицей, как она работает. Неловко пялиться, конечно, но она так грациозно двигалась.
Ульяна спокойно приняла деньги и впервые улыбнулась.
– Вы сами никогда не убираете?
– Понимаете...
– Понимаю. Пыль, паутина и беспорядок – это все мелочное и суетное, начнёшь убирать и забудешь о высоком. Да?
Вот тут я окончательно понял, что если это насмешливое чудо сейчас просто уйдет – всё, жизнь на этом закончится. Пришлось мысленно взять себя за шиворот, встряхнуться и включить обаяние на максимум. Я предложил проводить её до метро, по пути мы легко перешли на «ты». Оказалось, что она студентка, просто подрабатывает уборкой.
– Почему? Есть же другие виды деятельности, – удивился я.
– А мне нравится, – пожала плечами девушка. – Люблю, когда становится чище, уютнее. Когда возникает гармония, короче говоря.
Конечно, мы с Ульяной начали встречаться. Чтобы выглядеть нормальным человеком, я теперь не сидел ночами в сети и не отсыпался днем, приобрел здоровый цвет лица. Мама это сразу заметила, как и чистоту в доме.
– Кажется, ты взялся за ум, сын, – сказала она. – Скоро меня с невестой познакомишь?
Я ответил не сразу.
– Чего это ты сразу решила, что я собираюсь жениться?
– Ни разу в жизни не видела, чтобы ты поддерживал порядок, – прищурилась мама. – То есть ради меня ты на подвиги не готов. А вот ради нее...
Надо признать, что мама права. Когда Ульяна бывала у меня, я запрещал ей убирать, она не соглашалась, и тогда мы мыли посуду в четыре руки. Отличное занятие, между прочим. Наши руки всё время соприкасались, вначале случайно, потом нарочно. У нее такая сильная теплая ладонь, что у меня кружилась голова. И в какой-то момент я понял: сейчас просто нельзя не поцеловаться.
И мы целовались.
Но мне не удалось уговорить любимую, чтобы она не занималась уборкой в нашей квартире.
– Милый, прости, но сам ты правильно наводить порядок не умеешь. Не приглашать же уборщицу.
– А почему нет? – наивно ответил я.
Мне казалось естественным беречь силы будущей жены для более важных занятий. А она вдруг заупрямилась. Нет, никогда не пойму этих женщин.
– Еще чего! Ни за что на свете! Одной уборщице ты уже вскружил голову.
Она ревниво нахмурилась и так забавно стала в позу «руки в боки», что я расхохотался.
Шутки шутками, но увы: чувствую, придётся мне ей помогать.