В детстве, гуляя с родителями по Тверской улице (тогда Горького),а её архитектурным шедевром считала - Елисеевский магазин, его вкуснейшими продуктами. Магазинов на улице сохранилось много, но есть и другие интересные постройки.
Первые упоминания о Тверской улице относятся к летописям XII века. Улица начиналась от каменного Воскресенского моста через речку Неглинку у Воскресенских ворот и была похожа на чистое поле с небольшими деревеньками. Тверские ворота на ночь запирали. Город разрастался и, со временем, все кузни были вынесены за пределы Садового кольца, а на площади у ворот Белого города воздвигли Страстной монастырь, вокруг которого стала селиться знать. По Тверской торжественно въезжали в Москву и иностранные послы, и цари. В 1790 году была обустроена Тверская площадь перед домом генерал-губернатора. Интересное описание Тверской улицы мы находим у Александра Сергеевича Пушкина в романе «Евгений Онегин.»:
"Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах".
Со времён Пушкина Тверская сильно изменилась, в 1937 году был снесён Страстной монастырь. Памятник поэту, первоначально помещался через дорогу — на Тверском бульваре. Только в 1950 году памятник Пушкину переместили на место снесенной колокольни Страстного монастыря. С трудом представляю, что памятник поэту стоял на противоположной стороне улицы и не привлекал внимание. В наше время памятник Пушкину это самое популярное место встреч. Правильно выбранное место способствует славе!
К началу 1917 года Тверская улица представляла собой неширокую улочку
(8,5 метра) с изгибами и домами в 2-3 этажные дома, перед которыми были разбиты лужайки. В 1935 году было принято решение о выпрямлении и расширении улицы до 15 метров. Для этого часть домов снесли, а часть, просто передвинули. Советская технология передвижки была разработана инженером Эммануилом Генделем.В 1937 началась реконструкция улицы, в результате здание Моссовета оказалось чуть ли не посередине Тверской. В 1939 дом весом в 20 тыс. тонн был скреплён металлическим каркасом и передвинут на 13.5 м от проезжей части. Переезд готовился 4 месяца, а прошёл за 40 минут. После войны, в 1946-1947 Моссовет был надстроен с трёх до пяти этажей с переделкой фасада и выкрашен в тёмно-красный цвет. На против Моссовета расположена - Тверская площадь. В царские времена она называлась Скобелевская в честь М. Д. Скобелева, русского генерала, героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Но в XX веке памятник снесли и поставили на его месте обелиск Советской Конституции со статуей Свободы, а затем и Свобода кому-то разонравилась, и её снесли в 1941 году. А в 1954 году напротив Моссовета поставили памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.
В результате реконструкции 1937-1939 Тверская была значительно расширена. Последним в 1939 году передвинули Саввинского подворья.Существует легенда, будто бы преподобный Савва Сторожевский явился во сне Никите Хрущёву, который занимал пост первого секретаря Московского городского комитета ВКП(б), и рекомендовал не разрушать подворье, обещав взамен удачу в политической карьере. Четырёх этажное здание весом 23 тыс. тонн было поднято домкратами и передвинуто по рельсам на 50 м от проезжей части во двор дома N6 (виден вход в арку этого здания).Уникальность переезда состояла в том, что дом переместили без отселения жильцов. Интересно, что мировой рекорд по перемещению здания до этого принадлежал американцам, они смогли установить на новое место телефонную станцию в городе Индианаполисе, весом порядка 11 тысяч тонн, а здесь - аж 23 тысячи! Да и время – всего одна ночь!
Саввинского подворья, приписанного некогда к Савво-Сторожевской обители подмосковного Звенигорода. В древности на этом месте стоял Воскресенский мужской монастырь, который в 1651 году царь Алексей Михайлович повелел приписать к Звенигородскому Саввино - Сторожевскому, позднее его преобразовали в подворье последнего. Дошедшая до нас постройка, была возведена в период с 1905 по 1907 годы, выполнена в стиле модерн. Автором проекта стал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Любопытно, что при сносе прежних построек и выемки земли под фундамент рабочие натолкнулись на следы существовавшего при монастыре кладбища, но строительству это не помешало.
Архитектурный облик Саввинского подворья очень необычен: здание оформлено в псевдорусском стиле с использованием элементов модерна и барокко. Благодаря остроконечным башенкам, нарядным окнам и сложной форме кровли, оно напоминает одновременно сказочный терем и дворец. Фасад отделан цветной керамической плиткой и украшен сложными карнизами и поясами. Особенностью здания стали абрамцевские изразцы,обильно использованные для оформления фасада. На цветных керамических плитках изображены сказочные Жар-птицы, невероятные растения и орнаменты. В центральной части фасада видно изразцовое изображение старца в шлеме с крестом. Фасадные стены облицованы керамической многоцветной плиткой, башенки завершаются иглообразными шпилями, оконные проемы имеют узорчатое обрамление. Над аркой, ведущей во внутренний двор здания, среди изразцовых плиток размещена чугунная плитка с гербом РСФСР и изображением крестьянина и рабочего.
Проходим под аркой внутренний двор здания, он представляет из себя замкнутый с четырех сторон двор-«колодец», напоминающий питерские. Интересно, что под этой аркой, перед выходом, справа, есть арка с дверью, над которой находятся чудом уцелевшие оригинальные знаменитые стеклянные блоки Фальконье (1890-е годы). Это стеклянные кирпичи системы Фальконье - дутые, полые внутри. Они использовались в жилых интерьерах, для зонирования пространства. Световая перегородка давала интересные световые эффекты - рифлёное стекло обладает рассеивающим эффектом и преломляет солнечные лучи. Возможно, эти блоки были применены во многих сводчатых окнах этого здания, но уцелели только здесь.
С момента своего основания дом был задуман как доходный, большая его часть предназначалась для сдачи в наем. В 1908 году часть помещения сняла кинокомпания «Торговый дом Ханжонкова и Ко». Первоначально здесь был организован только прокат и торговля зарубежными кинолентами, а затем А. А. Ханжонков устроил во внутреннем дворе полноценное киноателье и занялся собственных производством уже отечественных художественных и документальных картин.
После 1922 года подворье упразднили, здание перешло государству, где устроили коммунальные квартиры, которые впоследствии были расселены. В наши дни в жилой части дома располагаются элитные квартиры. В 2000-х годах часть помещений внутри подворья передали Русской православной церкви. Здесь открылись Галерея русской и византийской иконы, паломническая служба "Святыни Православия" и Православный центр помощи детям – сиротам.
Гуляя по Тверской зайдите арку дома №6,посмотрите жемчужину улицы!
на фотографии Савинское подворье