Глава 5. Домашняя на подоконнике

Ася Котляр
9 сентября 2014г.

Как сжато время, вам не кажется? Только что было 1 сентября, масса позитива, эмоции через край, а уже десять дней пролетело… Начались суровые, трудовые, школьные будни.

Я всегда думала: какая замечательная у нас, учителей, работа! Каждый день что-нибудь новенькое! Каждый день сталкиваемся с чем-то неизведанным, требующим немедленного разрешения. Да что там день – каждый урок таит в себе некие загадки, на которые ты, взрослый и не совсем глупый человек, пытаешься найти ответы, но и у тебя не всегда получается. Сидит на уроке почти тридцать детей, не совсем даже детей – подростков, юношей и девушек, и каждый – непрочитанная книга. Точное слово подобрала: КНИГА. А книги бывают разные: одну начинаешь читать и не можешь оторваться – до того интересно! Другую книгу хочется отложить и не читать вообще. Третью книгу читаешь медленно, осознавая, что стоит только пропустить несколько строк – теряется суть. Есть книги жалоб и предложений, есть настоящие детективы, а есть сказки: мы не выбираем, что нам читать – что принесли, то и читаем! 
Мы читаем и наши собственные книги. Вроде бы знаешь содержание, даже предполагаешь, что будет на следующей страничке, но читаешь с огромным интересом. И что важно, эти книги никогда нельзя дочитать до конца, потому что каждый день появляется новая страничка.  Ты должен не просто ее прочитать – осмыслить, дорисовать и от того, как ты это сделаешь, будет зависеть, какой будет следующая страница: будет она постная и скучная, или веселая и радостная, иллюстрированная яркими, красочными рисунками или исчеркана жуткими, никому не понятными иероглифами.
 
Всегда интересно знакомиться с новыми классами! Мы в свое время были проще: могли скрипеть зубами, шипеть и играть на расческе. Учителя злились на нас, выгоняли из класса, ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Сейчас все иначе: и дети, и проверки учителей на «прочность». Да, сейчас ребята не стучат линейкой по парте, не мажут доску чесноком, не подпиливают ножки учительских стульев. Но каждую секунду идет проверка на выносливость.
 
Сегодня все мои девятиклассники пришли с выполненной домашней работой. «Такого еще не было, чтобы на девятый день нового учебного года все прониклись уважением и любовью к учителю и сделали "домашку"», – подумала я и присмотрелась повнимательней к тому, что мои умники написали в тетрадках. Не умеют современные дети списывать... Перерисовывают все до знаков и почему-то думают, что учителю никак не разглядеть фальшивку. Я внимательно посмотрела на ребят.
– Списывали? – спрашиваю я грозно.
Искренние, честные глаза учеников класса посмотрели на меня так, что на секунду даже  стало совестно: как же я могла ТАКОЕ подумать о самых честных на свете детях? И я спросила себя: «Кому ты, Майя Леонидовна, больше веришь: своим честным детям или своим лживым глазам?»
 
Я еще раз, на всякий случай спросила класс:
– Списывали?
Молчание. Две девчонки сказали «нет», остальные продолжали честно смотреть на меня, готовые в любое удобное для меня время доказать, что не списывали. Наконец один мальчик произнес фразу, которая меня развеселила:
 – Мы вместе решали, Майя Леонидовна!
И тут же добавил:
 – На подоконнике.
 
 Ну что им на это сказать? И всё же я сказала. Может быть учителя, читающие мой пост, осудят меня и скажут, что так ничему научить невозможно. Может быть, родители возмутятся и скажут, что учитель должен реагировать иначе. Но я позволила себе улыбнуться.
– Милые мои! Я прекрасно понимаю, что «вместе на подоконнике» работало добрых две трети класса, и это происходило непосредственно перед уроком. Понимаю, как тяжело начинать учиться после длинных каникул, сложно думать, сидеть, и «квадратные корни» это не та тема, над которой хочется размышлять в пятнадцать лет. Но я рада! То, что вы сегодня принесли домашнюю работу на урок, пусть даже сделанную вместе на подоконнике, сказало мне о многом: вам небезразлично, что скажет учитель по поводу отсутствия домашней работы. Это значит, что среди вас нет равнодушных – вы не хотите в моих глазах выглядеть плохо с самого начала года. Да, мне жаль труда тех, кто сидел дома вечером и выполнил, а утром дал списать, потому, что неудобно отказать. Но, всё-таки, они – молодцы: трудяги и не жадины. Да, как и любой другой учитель, я хочу, чтобы вы были готовы к уроку, но мне важно, какой ценой. Цена лжи, а списывание – это ложь, меня не устраивает. Кивните, ребята, если вы меня поняли...

Кивнули. Спасибо им за этот кивок: услышали. Понимаю, что обстоятельства бывают разные и у ребенка на самом деле могут быть весьма уважительные причины, куда входит и элементарная нехватка времени, и трёхчасовая тренировка, после которой доползти бы до дома, и дни рождения до самой ночи, и многое-многое другое.
 
У меня есть такое правило: ученик может принести домашнюю на следующий урок и вообще в течение недели её сдать и долг аннулируется. Кто-то сдает, кто-то нет. Есть те, кто вообще не делает «домашку» и имели они меня в виду, поверьте. Как вы думаете, есть ли у учителя какое-либо другие средства для достижения цели, кроме как договариваться по-хорошему? Так я вам отвечу: не тешьте себя надеждой, что есть. Таких средств у современного учителя нет. Двойка – ерунда! Чего они меньше всего сейчас бояться, так это двоек. Двойки – это комариные укусы учителя: не больно, но доставляет некоторые временные неудобства. Чешется? Немного. И все! Но родители не дремлют и требуют у учителей достать очень нужное средство устрашения детей – «ежовые рукавицы». У меня их нет в загашнике. И в столе нет. И я не знаю, как они выглядят. Но я вам открою секрет: современные ученики не боятся и их! Это, как укус осы. Ну, поорет, ну родителей вызовет, ну в журнале гадость напишет… Одна мамочка как-то напомнила, что «раньше на педсовет вызывали и отчитывали нерадивого ученика». Да, я помню эти времена тридцатилетней давности. Сейчас – не работает! Нет, конечно, можно выйти из себя, побежать за директором, за завучем, устроить ребенку ад на пару дней – это уже укус собаки. Но пару уколов от бешенства для страховки (желательно учителю) и боль проходит, не оставляя следа.

И, наконец, можно оскорбить ученика при всем классе, унизить его, вспомнить его родословную, яблоню, от которой он недалеко упал... Все можно. Но это уже не укус. Это убийство, на мой взгляд! Убийство достоинства ребенка ведет к убийству личности, Души. Пусть она умрет на какую-то долю секунды – это страшная смерть, потому, что какая-то маленькая частица может не восстановиться. Несколько таких травм – и человек потерян для всех, но что самое страшное, он потерян для себя.
 
Трудно ли сдерживаться нам, учителям? Безусловно. Иногда хочется дать волю чувствам, выпустить пар, не сдержать эмоции, но не для того мы, учителя, идем туда, где все делается для того, чтобы ребенку подарить крылья, пока это возможно, пока он готов принять этот бесценный дар от учителя. Высокопарно? Да, возможно. Но вам не кажется, мои дорогие, что мы забыли о высокопарности, которая вытесняется прозой жизни? Так вот, я за высокопарность, когда речь идет о детях. Вы со мной? Тогда все, о чём я пишу, имеет смысл...

Продолжение: http://proza.ru/2021/09/10/1508