Моё отношение к творчеству А. П. Чехова

Маоритта Торрет
Мне сложно читать Чехова.

Мне нравится, когда прочитав книгу закрываешь ее и остается радостное послевкусие. Книги, в которых герои настолько интересно существуют, что хочется узнать, как сложилась их дальнейшая судьба, а, возможно, даже дофантазировать продолжение историю или попасть в описанный автором мир.
После прочтения любого рассказа Чехова хочется молчать. И желательно, чтобы тебя никто не трогал.
Возможно, это потому что он не создавал иллюзии, а просто описывал то, что видит: грязь, боль, людей без масок со всеми их пороками, заблуждениями и одиночеством.
 
Прочитав произведения Чехова (самую малую их часть) мне, наверное, впервые в жизни захотелось узнать кто за всем этим стоит. Какой человек так воспринимает жизнь: без прикрас, без радости, без счастья. Ведь любому литератору не составит труда немного поиграть словами и вот перед тобой уже не несчастный человек, который не знает на что потратить свою жизнь, а непризнанный гений, с легким флером тоски и таинственности, в которого так легко влюбляются женщины. Но нет. У героев Чехова свой характер, какие-то внутренние переживания, но при этом они совершенно не слышат и не видят друг друга.

Практически всегда персонажи произведений отражают внутреннее состояние автора: он говорит через них с миром, рассуждает, спорит сам с собой. И от осознания того, насколько сам Чехов был одиноким человеком, не смотря на окружающую его толпу людей, становится грустно. Все от него постоянно чего-то ждали и совершенно не хотели (или не могли?) унять ту тоску, которая пронизывает каждое произведение.
Вишневый сад – это вообще ода одиночеству. Если не задумываться, то мораль произведения (у каждого же должна быть мораль?) в том, что не надо цепляться за прошлое, надо смело идти в светлое будущее. Но нет. Главные герои – это, казалось бы, дворяне, образованные люди, а на самом деле совершенно недалекие люди, лелеющие свои пороки, которые не задумываются о будущем, о близких, да вообще ни о ком, кроме себя. Да и себя как-то тоже не особо любят. Как итог: забытая душа, которую просто оставили умирать в заколоченном доме. Сам же Фирс просто смирился с этим.
Герои Чехова - слабые люди, которые бояться идти наперекор обстоятельствам. Я честно пыталась найти хотя бы одного сильного человека, который был бы готов взять ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих, который бы радовался жизни просто за то, что живет. Начинала читать новый рассказ, думая: «Ну вот сейчас, сейчас, не может же быть все настолько печально». Но похоже Чехову были не интересны сильные герои.

Тем не менее мне нравятся рассуждения Чехова о смерти и бессмертии, его поиски смысла жизни, предназначения. Только он задает вопросы, которые так и остаются висеть в воздухе, создавая какое-то чувство неудовлетворенности. Люди любят, когда их учат, когда их куда-то ведут. Они ждут, когда кто-то им скажет «жить надо так» и «ради этого», «вот это важно», а «это от лукавого». И человек либо соглашается и строит дальнейшую жизнь в указанном направлении, либо продолжает свои поиски. Удивительно, но в какой-то момент я даже начала обижаться на Чехова за отсутствие ответов на поставленные вопросы. Потому что хорошие вопросы поднимал. На них очень хочется узнать ответ.

В итоге после прочтения рассказов Чехова создается ощущение, будто выходишь из своего иллюзорного мира и начинаешь обращать внимание на реалии жизни, которые одинаковы во все времена и от этого становится как-то не по себе.

Сложно его читать, неуютно.

09.09.2021