1988 - 1

Иван Иванович Иванов 2
.


















АВТОРСКИЕ  ПРАВА  НА  ЭТОТ  ТЕКСТ  ЗАЩИЩЕНЫ  В  РОССИИ  ОФИЦИАЛЬНО




















Начало - тут :  http://proza.ru/2021/08/04/25












Мне  18  лет.




В январе приехал в училище, и снялся с учёта в военкомате, и вещи из больницы забрал.

На Крещение - поехал, в единственную на весь район, действующую церковь - в деревне за 20 км от городка.
Пробыл там всю ночь - не спал.
Привёз своим знакомым настоящие восковые свечи и просфоры.


Поближе познакомился с некоторыми старушками в нашем доме - у них оказались старинные церковные книги, и я  приходил их изучать.


В конце января мне стало легче.
Появились силы искать работу и вообще нормально двигаться.


Первый раз на работу устроился - матери тяжело одной нас кормить.
В три смены древесный шпон в сушилку кидать - на мебельной фабрике.
Если бы чифирить не научился там от бывших зеков - сдох бы.
Обедал там очень хорошо, но желудок беспокоить начал - изжоги.


На фабрике нового друга нашёл - он за жизнь отсидел 25 лет - за три раза.
Честный псих.
Был курсантов военного училища, и убил какую-то сволочь - пришлось сесть первый раз.
Я к нему подход нашёл.
А он мне совет дал насчёт желудка.


С получки - я отдал долг соседу.
Другому бывшему сослуживцу отца - у которого занимал доплатить за магнитофон.



С новым другом познакомился.
Каратист-философ-алкоголик - на два года меня старше.
Мать и сёстры - на хороших работах.
Дом полон деликатесов.

Общий знакомый мне его порекомендовал - будто у того Библия есть.
Мы интересовались потусторонними силами, и колдовством.

А с тем общим знакомым - с которым в один детский сад когда-то ходили - до этого начали вместе "качать" гири, и 50-килограммовую штангу.



С новым другом-каратистом - пили их самогон, по моим выходным - "без меры".
Но с ним - хоть поговорить можно было.

В удачный момент - с моей фабрики, в выходные, ночью - спёрли несколько установок дневного света.
И - больших досок  красного дерева - отходов от строгания шпона.
И кучу приводных ремней от строгальных станков.
Точь в точь - как  ремни безопасности в легковых машинах - чёрные, прочные и широкие.

Всё мне пошло - на освещение и стеллажи, а ремни, позже - поставил на корзины.



Дома тяжёлым роком увлёкся.
Два креста с кладбища, как-то ночью, с тем "детсадовцем" украли - по моей просьбе.
Этот приятель - сильный был, но придурковатый - из пьющей семьи ...

Я чёрным лаком один крест покрыл, и цепями обвешал.
Окна комнаты не расшторивал.
Никого из соседей давно уже к нам в квартиру не пускал.

Новый друг - отдал мне, уже не нужные ему, протёртые до дыр - джинсы.
Настоящий "Милтонс".
И я - в пах, и на колени - присобачил модную чёрную кожу.
Из его же ненужного осеннего короткого кожаного плаща.
Его он мне тоже отдал.
Плащ на мне лучше смотрелся - в виде укороченой чёрной кожаной куртки - полы я внутрь подогнул.
А немного "излишков" - на заплаты штанов и пошли.

Плечи у друга были чуть шире моих (а ростом он был на полторы головы выше меня).
И "куртка" "с его плеча" - выгодно расширяла мои плечи - узкие.

И волосы я отращивал до плеч - ещё с осени, или раньше.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++




На Пасху с этим новым другом - каратистом-собутыльником - рванули искать в городе работающую церковь.


Везде народ шумит - 1000-летие крещения Руси  !


И  -  Горбачёв верить в Бога разрешил !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!




Нашли старообрядческую церковь.
А там - юбилейное издание Библии продаётся.

50 рублей - больше половины маминой зарплаты и треть от моей.
Купил.

Один мужик - там же - старинное Евангелие предложил.
30 рублей - купил.









++++++++++++++++










"...   Остатки пиршества еще лежали на столе. Недоеденные кусочки  колбасы и сыра соседствовали с недоеденными кусочками торта. О вчерашнем напоминал и запах, и осколки кефирной бутылки. Женя лежал в кровати похожий на умирающего. Планы прошвырнуться с ним по городу рухнули.  Соседей не было.  Они, как видно, перенесли вчерашнее легче. Андрей, понял, диалог сейчас неуместен.  Женя собрал последние силы  и простонал
- Сволочь.
Понимая, что сейчас  не время выяснять,  чем еще он обидел Женю, Андрей сказал
- Ну ладно,  я потом зайду.
-  Воробей сволочь, - с трудом проговорил Женя, - Торт клюет............"





Сволочь

Леонид Колос





http://proza.ru/2020/04/05/2015












Когда я приходил к своему новому молодому другу, а он не мог встать с постели в своей маленькой отдельной  комнатушке со страшного похмелья - я открывал у него занавески и форточку - проветривал комнату, убирал мусор со  стола и пола, приносил ему с кухни - от его матери - огромную кружищу крепкого, чернущего чая.
Читал ему новости из  газет - они их выписывали.



Хотелось для кого-то делать добро - а этот мой друг был, по своему - несчастен и одинок, и сочувствовал мне.
У них тоже была кошка - затисканная его любимица - она и спала у него на одеяле.
Когда мы с ним пили вместе - мы продолжали, до полной потери сознания, под музыку его двухкассетника с цветомузыкой - читать свежие газеты, и обсуждать статьи по всем темам.



Мне нравилось пить - и стараться удерживать своё внимание на обсуждаемом материале, следить за своим голосом и мимикой.




++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++




К маю - резко ухудшилось самочувствие.

Еле ходить стал.
Всё тело - как каменное, как гири висят.
Хотел уволиться.
Поставили условие - в колхозе отработать.


Там понравилось.
Жил в однокомнатной квартире нового кирпичного двухэтажного дома - с сетевым газом на кухне.
Сил прибавилось.
Купил кирзовые сапоги, и стал бегать по утрам по окрестностям - чтобы потом в армии легче было.
В один посёлок - местную достопримечательность - пешком сходил через леса.
20 км - через заболоченную границу районов.

По компасу учился составлять карту местности.
Сам себе готовил утром и вечером.
В обед очень хорошо бесплатно кормили в колхозной столовой.



Со мной с фабрики приехали два молодых советских алкаша-бездельника.
Один из них - тоже вместе со мной был в детском саду
Я кормил их своими пакетными супами, учился терпеливо выслушивать всякий высокомерный бред молодых идиотов, и уклоняться от ненужных мне вопросов.


Вскоре они исчезли, а вместо них появился приличный молодой парень.
Уже семейный и состоявшийся - с которым мы  вместе начищали песком в чистой речке наши закопчёные кастрюли.


Прислали меня в колхоз сначала - перебирать картошку, а я потом искал способ подольше задержаться.
Стал помогать  пасти телят.



В июне уволился - и на болота - за прошлогодней клюквой.
Купил на рынке две хороших новых корзины - литров по 15 - 18 объёмом.
Пришил к ним широкие и прочные синтетические ремни - носить через плечо, а не в руках.




+++++++++++++++++++++++++++++++++++++




В июне мама перестала ходить на работу - ей вконец опротивели люди.
Приехали сотрудники искать её - думали что с ней что-то случилась - она послала их подальше ...
Как всегда - сначала говорит новым знакомым всё, что думает - а потом ей среди них невыносимо жить.
Советские люди не любили правду - про себя.
Правду про себя - ни один человек на Земле не любит ...

Мама шила дома что-нибудь по просьбе знакомых, которые иногда о ней вспоминали.
За буханку хлеба или пачку чая.
Она стеснялась брать деньги за труд ...

В  СССР  - хорошей, красивой и по фигуре - одежды не было.
В магазинах и на государственных фабриках.
Богатые воры - начальники и чиновники - заказывали шмотки в ателье.
Новые предприниматели в это время начали делать огромные деньги на самодельной одежде ...




Походы по заволжским лесам делал.
С советскими "бичами" в первый раз в жизни познакомился.
С весны до осени в лесу они жили.
Торговали - с подснежников, сморчков и прошлогодней клюквы - весной и до июня.
А потом - обычные грибы, и все лесные ягоды.

Эти алкоголики хоть не были ворами.
Показали мне новое болото - с их стоянкой, специфические практические приёмы выживания в лесу.
Там я познакомился с, тоже случайно там оказавшейся - на клюкве - городской женщиной.
Средних лет, незамужней, любительницей туризма и неофициального  заработка, и самодеятельной художницей.




Прошли как-то с ней - с двумя ночёвками - 70 км, теми лесами.
Искали заброшенный монастырь.
На который - якобы натыкались в лесу те бичи.



В начале июля в армию призвали.
Один "свой" крест - чёрный, металлический - я в подъезде, на межэтажной площадке, тихо поставил ...
Второй - белый, толстый, деревянный - тихо у двери подъезда - на улице ...


Перед обоими толстые хозяйственные свечи зажёг.
В 05.30 утра.
И тихо смылся.




.........................................................




Но - с областного сборного пункта - меня, обритого "наголо" - домой отправили.

В десант взять отказались ...

А для танковых войск - полной десятилетки не хватило.



Окольными путями крался от военкомата до дома - через пол городка ...



И - сам сшил себе, модную по тем временам, тёмно-синюю кепку - с длинным козырьком.
Формой - как сейчас у полиции.



С этого времени - остальные пол года не выпивал.



На велосипеде, бритый, лесом - 70 км проехал до следующего районного центра, и за него ещё на 30 уехал.
С двумя ночёвками в незнакомых деревнях.
Та - новая знакомая - бабушка мне грибные места посоветовала там.
И я, заодно - старую лесную дорогу проверил.

Которой народ пользовался веками - до постройки асфальтированной прямой трассы, вдоль ж/д линии.




Иногда - люди принимали меня за беглого каторжника ...


С двумя корзинами по бокам от руля - велосипед у общего знакомого выпросил - еду, и у попутных бабушек прошу еду.
Пирогами завалили - "Казанская" была ... или Иван-Купала .............




В лесной деревне у староверов ночевал.
Бабки пугали - что на дорогах милиция книги отнимает.
Хотели Евангелие  выманить - я его с собой взял в рюкзачке.

Из всех мест, где почтовый ящик есть - отправляю другу письма.
Сообщаю - докуда доехал - где искать, в случае чего.

С пол пути вернулся - в таких условиях нервы не выдержали : случайный попутчик с ночёвкой в своей деревне обманул, и у меня истерика началась.



Ещё в одно место - на край своего района - поехал на автобусе, "зайцем".
Переночевал около деревни, на поле - в соломе, после уборки зерновых.
Но хороший слой грибов не пошёл, ещё и в лес я сунулся неподходящий.

На обратном пути, с пустыми корзинами - контролёры не стали меня выпускать из автобуса.
Я - как раз обритый наголо - послал их подальше, и предложил сдать меня милиции.
Не стали связываться.


Потом - опять занялся грибами, в изученных в прошлом году местах.

Всё время, с середины июля, вёл каждый день учёт в специальной тетради.
Приехав домой с рынка вспоминал - что и почём покупал, за что  платил, сколько выручил - всё записывал.



В августе милиционер пришёл - требовать трудоустройства.
Грозил посадить за отсутствие официальной работы - такие законы были.
И я уехал на болота жить, только ягоды вывозил к пожилому другу, и сразу опять исчезал.
А он мне - по заказу - на болота привозил виноградный сок, трёхлитровыми банками.

Я ведь - на его старом настильчке отгрохал все удобства - очень тёплый шалаш, и целую полукрытую платформу.
Прошлогодние городские ягодники, которым я места показал - теперь по нескольку семей, на неделю, сюда выезжали.
Меня на своей  стоянке в лесу горячими блинами кормили.

А я с новым молодым другом-самогонщиком этот шалаш большой прямо на болоте и построил.
Взял друга, пилу и топор.
И ко мне в шалаш - тоже гости иногда набивались - эти городские.

А молодому другу - в этой глуши через пол дня плохо стало - на нервной почве.
Пришлось выводить к поезду.
Но помочь навалить, буквально - руками, тонких сухих болотных сосёнок - он мне успел.

Скаты шалаша мы покрыли толстым слоем мокрого мха - прямо из под ног.
Он высох.
Сверху - покрыл всю конструкцию полиэтиленовой парниковой плёнкой.
Сзади - проконопачённая мхом стенка из брёвен - к живому дереву впритык.

Привёз из дома ватное одеяло и покрывало.
Покрывало - на вход.
Одеяло на постель.

Настил под шалашом - 1,5 х 6 метров.
Из брёвен пятнадцатисантиметровой толщины.
Шалаш - 1,5 х 3 метра.

На брёвнах - толстый слой высушенного мха, плёнка и одеяло.
Под брёвнами пола - тайник для клюквы.
Остальной настил - 3 метра односкатного укрытия для вещей.
Над почвой настил - по колено.
Вокруг - вода на уровне почвы.

Между делом - купил в "комиссионке", за 200 рублей - короткую пышную японскую болоньевую куртку, тёмно-розового цвета.
У нас в  СССР  тогда про синтепон ещё почти не слышали.
Со светло синими джинсами - нормально смотрелось.

В болота так и ездил - вторую осень в резиновых сапогах, которые мне бабушка два года назад перед сельхозучилищем  купила.

Уже давно - с дырками выше пяток.



После нескольких дней на болотах - под дождём, в полных воды сапогах - в городе я отдыхал в лёгкой сухой одежде, и кроссовках.



В последних числах сентября, помню - погода была хорошая - солнечно - тепло ...

Иду, как-то утром, из шалаша, по болоту - вдруг чувствую - всё  тошно - плохо - ничего не хочется - тяжело двигаться - не могу ничего делать.


Поехал домой.



++++++++++++++++++++++++++++++++++++



В первых числах октября начал приходить в себя - поехал с двумя чемоданами клюквы в Москву - первый раз.
На Рогожское кладбище - старообрядцев живых изучал.
Жил две недели, престольный праздник отметил, Москву поизучал, с людьми познакомился.

Про Рогожское знала моя одна новая знакомая старушка - дочь дореволюционного священника-старовера.
Клюкву продал по нашей же цене - зато сразу всю, и - в два дня !
По мере доставки чемоданов из камер хранения  Ярославского вокзала.
Работникам конторы главного старообрядческого собора в СССР.

Нашёл место для ночёвки и отличного питания - домашней кухней - вместе со священством.
Ночевал в специальном подвальном помещении - для гостей со всего  Союза.
А они - и приезжали с сумками еды, и тут - деликатесов на ужин накупали ...

Как бы - молился два раза в день.
Ел в любое время - и очень разнообразно, путешествовал по Москве, знакомился с людьми.



Приехал домой - то ходил к первому пожилому товарищу, то к тому - отсидевшему, то к молодому сыну самогонщицы.
Был в восторге от московских знакомств.
Хвастался роскошными юбилейными изданиями церковных календарей.

Мать моего молодого друга - да и вся их семья - как бы прониклись интересом, и уважением к духовности.

Атеист-философ-музыкант - по пьянке назвал это х...ёй, и я временно перестал с ним общаться.

Бывший зек - заинтересовался, и захотел через моих новых знакомых передать на Запад интересные воспоминания о его  жизни в нашем СССР.
Особенно - в заключении ...

Я ещё раз даже прокатился в Москву - в конце октября.
Но на эту тему - внятно договориться ни с кем не сумел - никто не хотел там себе проблем с  КГБ ...



++++++++++++++++++++++++++++++++++++



Снежный ноябрь - я просидел дома.

Никого не хотелось видеть, да и сил не было ...
Ни физических, ни эмоциональных.




В свой день рождения - я купил бутылку водки, и молча пришёл к молодому другу.
Он поставил на стол стопки, и принёс солёные помидоры.
Я молча разлил водку по стопкам, и молча выпил свою.
После этого - взяв в рот один небольшой помидор, резко развернулся, и молча ушёл домой.




В конце декабря - как-то ночью, с керосиновой лампой - склонился я опять над большим столом - заваленным ворохами свежих газет.
И тут - явилась милиция ...
Опять потребовали в трёхдневный срок трудоустроиться.
Мотивируя это тем - что я не похож на алкаша, и мне нечего делать за решёткой.

Я сразу устроился рабочим в стройбригаду - на авторемонтный заводик - недалеко от дома.

А дома свет опять отключили - оплатой мама занималась.

Я опять газетами обкладывался, и, при купленной ещё в 1986-ом керосиновой лампе - сидел и читал.

А мама - с коптилкой на подсолнечном масле.


Так полтора года потом и просидела.



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



Как-то - я, для настроения - брагу поставил.
И напился недобродившей - вприкуску с пшённой кашей.

Чуть не лопнул.

Внутри комка каши газы появляться и расширяться стали.



Через три дня моей работы - пришла повестка в армию.
И я получил "выходное пособие" - как за три недели работы.



Я еды и вина запас капитально, а пришёл со всем этим к этому молодому другу - больше никто меня не интересовал и  уважением не пользовался.



Для меня было роскошью - варёная курица, и яйца с майонезом.

Готовил сам.

В начале вечера на фабрику зашёл - к тому другу - уголовнику.
Он работал в этот вечер и ночь.
Угостил его.


За напитками - ходили с молодым другом - на другой конец города, уже по темноте.
На городок было всего два винных магазина - на противоположных окраинах.



Дома у друга напился, и - попытался разбить голову о бетонную стену.
Не хотел в армию - ненавидел молодёжь.


Но голова не разбилась - только через секунду очнулся сидящим у стены на корточках.
Продолжили пить и плясать.



++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



Напился лимонада, пива, водки, коньяка.
И, по пути домой - пошёл гулять, напоследок - около полуночи.


За городок в поле вышел - там тропа между деревнями.
Мужики идут.
Пошутить захотелось.


Я затаился за сугробом, и вдруг - с рёвом выскочил из-за железнодорожной насыпи - и руками машу.



... Так били - что почувствовал.
Месяц потом не мог хлеб есть - из за нарывав на ранах внутри рта.



Первый раз проспал.
Пришёл в военкомат.
И уехал в армию назавтра.
Чёрным декабрьским утром - 25-го числа - в пять часов.
Зато - спокойно - один - без парадности, и толпы народа в местном ДК, без стрижки и медосмотра - голышом и на виду у всех.

Мама всю ночь блины пекла.

Уехал - в единственном хорошем зимнем пальто, в единственных хороших осенних ботинках - коричневых, на толстой кроссовочной подошве.
С единственным, почти новым, рюкзачком.

А днём заходил ещё и к пожилому другу - грибнику-композитору - попрощаться.
А у него оргия - и неизвестные, наглые, пьяные подростки.


С городского телефона-автомата я сообщил об этом в милицию.
Чтоб они его не убили, не покалечили, не обокрали, или - не сожгли.



Он мне потом - в письме в армию - пожаловался на какого-то гада ...

Который к нему милицию вызвал ...



Джинсы и куртку, церковные книги, кучи тетрадей со своими стихами и дневниками - отнёс последней новой знакомой бабушке.
Они с мужем уже не в доме, а в квартире жили - в новостройке - под снос дом попал.



+++++++++++++++++++++++++++++++



Что у меня дядя отсидел в дисбате на флоте - я подробно не знал - и нигде не сообщал.
А лицо у меня - доброе и открытое ...

На сборном пункте аккуратный лейтенантик спросил меня - хочу ли я охраной судов заниматься ?

Поплавать по рекам я был не против ...





Оказался - в областном центре северной области.
Образцово-показательное подразделение.



Иногда - охраняли и областной суд.





Но чаще - сами себя, и "спецвагоны" и "спецавтомобили".

Трескучий мороз, тяжёлые шубы и валенки, овчарки, настоящие патроны в магазине автомата.

Периодически убегающие, всегда готовые тебя убить - заключённые, отбывающие большие сроки, на особых режимах заключения ...







Но сначала - сумрачная казарма и койки в два этажа.
Сержант - латыш.
Кто откуда.

На зарядке - не уставал.
Всё получалось везде отлично.

Новый  Год  -  стоя в коридоре перед телеком - который на полке, под потолком.







А столовая - большая и красивая ......

Кормят - достаточно и вкусно.


...............



Первый раз в жизни - попробовал солёную горбушу ..............











"... И ходили по этой сёмге сапожищами, уж не говоря о красной рыбе. Американцы вообще её считают собачьей едой. Только собак кормят кетой да горбушей. А у нас по сей день – деликатес..."



Камчатская быль

Елена Конста



http://proza.ru/2014/11/26/1766



.



.



.



А дальше - тут :  http://proza.ru/2021/12/27/1473



.



.



.



.