Есть мнение, что кабары, хазарский народ и это современные кабардинцы.
И есть мнение, что кабардинцы-адыги, это не черкесы.
Ознакомительная статья.
Один из тех, кто придерживался такого мнения о кабарах, был Н.А. Аристов, автор большого труда: «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности» // Живая старина. Год 6, вып. III-IV. СПб, 1896.
Аристов писал, что: «По Константину Багрянородному вследствие междоусобий оставило Хозарию и присоединилось к мадъярам; имя этих кабаров удержалось в название местности Кабарда и в имени (кабардинцы) той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию (княжескiе фамилiи), некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие…», с.311.
В одном можно не сомневаться, что в конце XIX в., Н. Аристов, был в курсе, о тюркских княжеских, аристократических родах кабардинцев. Ведь недаром именно это качество подчеркивал академик В.В. Бартольд: «Сочинения», Том V, издательство «Наука», Главная Редакция Восточной Литературы, Москва, 1968: «За весьма немногими исключениями автор (Аристов) действительно изучил все «исторические сведения», переведённые на европейские языки, и все труды европейских учёных по интересующим его вопросам…», с.266. В тоже время Бартольд подчёркивает, что Аристов своим исследованием «дал возможность рассеять целый ряд установившихся заблуждений, но оказался недостаточным для замены их положениями, построенными на более прочных основаниях. Несмотря на отдельные плодотворные, иногда блестящие гипотезы, в большинстве случаев утверждения автора остаются столь же спорными, как и опровергнутые им теории…», с.266.
В контексте версии, что «кабары» это кабардинцы заблуждение многих. Эту схожесть видели многие исследователи, но это всего лишь схожесть и созвучие слов. Считается, что «Созвучные слова — они одинаково звучат, но могут сильно отличаться по смыслу. К примеру, «подлинный» и «длинный» звучит, похоже, но значение при этом совершенно разное…»
Или термин «Кабардин» в значении говорится, что зверь подобен козе дикой. Находятся в Саянском камении и в Даурах, у которого есть мускус, и называют его кабардина струя (по Палласу).
И в нашем случае также, кабары это не кабардинцы.
Справка из материалов Википедии
« Кава;ры (кабары) — (др.-греч. ;;;;;;;, лат. covares, совр. венг. kabarok, kavarok) — хазарское племя, вошедшее в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён. Основные сведения о них содержатся в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей». Три рода, покинувшие Хазарию в 1-й пол. IX века после неудачного восстания против верховной власти. Ряд исследователей предполагают, что это событие связано с утверждением в Хазарском каганате новой династии…»
Термин «Кабарда» изначально звучал и писался по другому «Кабарты», именно об этой форме названия мы имеем десятки примеров, и в первую очередь в дипломатической переписке вплоть XVIII века писали и говорили Кабарты. В этом слове мы имеем два корневых слова Каб (Копа) и Арты. Исторически известно, что это название связано с Азовским побережьем, с тем местом, где один рукав реки Кубань впадает в Азовское море. И здесь же в XIV веке была основано генуэзскими купцами город-поселение Копа.
Справка из Википедии
«Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населенный пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами…»
В языке татар, ногайцев тех, кто жили на правой стороне правого рукава реки Кубань с его итальянским звучанием «Копа», назывались «Къаб арты», то есть те, кто сзади правой стороны реки - Къабарты.
К примеру, тюркские названия: Къая арты-Сзади за скалой; Тау арты – сзади горы и т. д.
Балкарцы – тюркский народ, как тогда в XIV веке возникло название народа Кабарты, так и сейчас с момента первых соприкосновений с кабардинцами, народом адыгоязычным, который расселился на территории Балкарии с 1720 года, это же название «Кабарты» сохраняется в наши дни. Более того в названии республики Кабардино-Балкария на балкарском языке, который имеет статус государственного языка пишется: «КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР АССР-ны КУЛЬТУРА МИНИСТЕРСТВОСУ - МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КБАССР…»
Есть и другое заблуждение, считать, что река Кабарты- су в Крыму связано с жизнью кабардинцев в Крыму.
Считать, что название реки «Кабарты-су» связано с именем или названием какого-нибудь народа это всего лишь версии или гипотезы.
К примеру, есть озеро Карачай в Челябинской области России. Карачай – это тюркское слово, в данном случае название озера схожее с именем народа – Карачаевцы - Карачай. Но в этом название относительно озёра Карачай если раскрыть этимологию слова, то мы имеем: Кара – подземное; Чай/Сай – разлившаяся вода, то есть озеро. В тюркском языке термин «Кара» имеет множество значений относительно, чего-нибудь.
Так и с термином Кабарты-су в Крыму. Почему именно такое название носит эта река достаточно узнать географию и расположение этой реки.
Вот один из таких примеров знакомства с географической характеристикой реки.
Кабарты-су, сейчас носит название « Бельбек» — наиболее полноводная река полуострова (среднегодовой расход – 2,75 кубометра/с). Она начинается на северных склонах главной гряды, между вершинами Биликля и Хуш-Кая.
Река Бельбек по-тюркски обозначает «сильную или крепкую спину». По другой версии - «главный узкий проход в горе». Существуют и иные названия: Хабарта; Кабарта; Кабарта-Су;
Источник: http://krymea.ru/vodoemy/reka-belbek.html
Для всех кто знает тюркский язык первое значение термина «Каб» это ворота, тесное место, а второе значение слова «Арты» за тесниной, за проходом, то есть река, текущая с тесного ущелья - «главный узкий проход в горе». Поэтому, если следовать за простым созвучием одинаковых слов и примерять всё это к науке, это не наука.
И ещё одно заблуждение. В Крыму есть топонимы с названием «Черкес».
Справка из Википедии
«В Крыму сохранилось около двадцати крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз…» Говорит ли это, о том, что это связано с именем кабардинского народа. Однозначно, нет.
Если отбросить все легенды и предания и вернуться к исторической науке, то в исторической науке, кабардинцев, черкесами стали называть только в XVII веке. Согласитесь, эти названия в Крыму, да и не только в Крыму, термин «Черкес» появился раньше, в X веке название «черкесы» упоминаются в летописях.
Как вы думаете, какое название появилось раньше в отношении адыгов: Кабарты или Черкесы?
На наш взгляд первым будет термин «Кабарты».
Термин известен в привязке к адыгскому народу, расселявшемуся в XIV веке у города Копы.
Кстати и название «адыги» это тюркское, татарское слово «Ада» - остров. Многочисленные лиманы на побережье Азовского моря и правого рукава реки Кубань образовывали островки – Ада.
Тех, кто жили на этих островах, называли – Адыхле, то есть островитяне с татарского языка.
Найдутся охотники, которые напомнят, что кабардинцы были: керкеты, касы, касоги, зихи, меоты, синды, только это всё легенды и предания седой старины, которое покрыто мраком полной неопределённости.
Когда было известно название «Кабарты», то относительно адыгов (адыги-самоназвание), то их не называли черкесами. Многие думают, что так называемое «Черкесия» прямо родилось с первых веков нашей эры. Разумеется, нет.
На картах начиная с XV века известны только Пятигорские Черкесы.
Пятигорские черкесы расселялись от Чёрного моря по Кавказскому хребту и до Каспийского моря. Но эти черкесы не были кабардинцами.
И их, не называли кабардинскими черкесами.
Вспомним одну тему историю лоббирования руководством Кабардинской АССР 400-летия добровольного присоединения к России.
В научной статье В.В. Тихонова «История лоббирования руководством
Кабардинской АССР 400-летия «добровольного присоединения» к России» рассказывается, что было несколько попыток привязать определенную дату о добровольности присоединения Кабарды к России в первой половине XVI в.:
«На имя секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова пришло обращение секрета¬ря Кабардинского обкома В. И. Бабича, датированное 20 ноября 1953 г.
В нем утверждалось, что в августе 1954 г. исполняется 400 лет со дня добровольного присоединения Кабарды к России.
Якобы «фактическое и официальное доброволь¬ное присоединение Кабарды к России произошло в 1554 г.»
В своем утверждении В. И. Бабич опирался на мнение московских историков, специалистов по истории Кавказа, докторов исторических наук Н. А. Смирнова (Институт истории АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова) и С. К. Бушуева (МГУ им. М. В. Ломоносова)…», Тихонов.
На самом деле никакого присоединения фактически, не добровольного, ни насильственного не было.
Кабардинцам в упорстве и умении искажать историю не откажешь, да и тут они упорно добивались своего и добились, теперь добиваются, того, что они 101 год воевали с Россией.
Как пишет Тихонов: «В частности, приводилась телеграмма (а не развернутое обоснование) Н. А. Смирнова: «Счи¬таю, что присоединение Кабарды началось тысяча пятьсот пятьдесят четвертом году, большая часть присоединилась тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году. Смирнов»16. Затем рисовалась картина того, как после присоединения к России кабардинское войско разбило крымского хана (при этом давалась ссылка на Н. М. Карамзина) (В этом контексте следует отметить, что в 50-годы XX в., миф «Канжальское сражения», не было востребовано, Х.Т.). Указывалось, что кабардинские войска участвовали в Ливонской войне. Не забыли и историю женитьбы Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Марии Темрюковне, после чего «братские отношения русских и кабардинцев еще более усилились…»
Вот тут небольшая заминка Темрюк Айдаров, вовсе не был кабардинским князем, и дочь в девичестве с тюркским именем Кюченай, была родом из пятигорских черкесов.
Зачем было властным структурам КАССР, представлять о своем вхождении в Россию, именно, как кабардинцев?
А вот почему.
Первые посольства были от черкесов, но не от кабардинцев.
Зададимся вопросом, «Кого называли черкесами, а кого кабардинцами?»
В этом нам поможет «Книга Большого Чертежа» 1627 года, официальный государственный документ.
Каждый из вас имеет возможность вчитаться в строки из этой книги и каждому из нас дано право рассуждения и мысли.
В этой книге, чтобы многие могли понять есть термины и значения, которые ранее применяли к названию разных народов.
Многие из нас привыкли, к тому, что, если «Черкес» значит адыг или кабардинец. А всё не так.
Как? Давайте разберёмся.
1.«А Терек река вытекла из реки ис Кура и пала в море, а течёт промеж гор, а по ней розные языки: Кабарда и горские черкесы, и окохи, и осоки, и мичкизы и кугени, и Грузия и Иверская земля в горах по рекам…», с.147, «КБЧ».
Как видим в этой цитате «Кабардинцы» не поименованы «Черкесами», то есть «горские черкесы» это не кабардинцы и не адыги.
2. Второй пример: «и до Чёрного моря / поле и реки, что кочюют Малые Нагаи; и от Астарахани морским берегам до Яика; и реку Яик и до Терка, до Тюменского города; и реку Куму, и по ней Можаров юрт; и реку Терек и по ней Пятигорских черкес и кабарду, в горах ококи, и мичкизы, и осоки и кугены и от Тюменского Дербент Железные Ворота и Шамаху…», с.50, «КБЧ».
Как видим и здесь кабардинцы не названы черкесами. К «горским черкесам» добавились «Пятигорские черкесы».
На что следует обратить внимание. Текст, идущий от Малых Нагаев мы сократили. Но как видно от Чёрного моря, до Кумы, до Можаров (Маджары) юрт это все Малые Нагаи, тюркский народ.
«и реку Терек и по ней Пятигорских черкес…» эти Пятигорские черкесы идут после Малых Нагаев, это рядом с Каспийским морем и эти «Пятигорские черкесы» - тюркский народ. Позже мы дадим развёрнутую характеристику по ним. И, кабардинцы даны отдельно.
3. Третий пример: «А от Чёрного моря до верхи реки Кубы (Кубань-Х.Т.) и реки Кумы 300 верст .
А в реку Куба пала река Лаба из горы.
А от Чёрного моря те горы и до Хвалимского (Каспийского-Х.Т.) моря .
А в тех горах по Терку и по рекам иным пятигорские черкесы, и кабарда, и окохи, и кугены и мичкизы. И промеж реки Терка и реки Кура, и иных рек, и по Хвалимскому морю Грузинская и Иверская земля, и Ширван, Шамаха.
А от верху реки Кубы из гор к Чёрному морю, и к Азовскому морю и до верх реки Маначи от тех гор все кочевье Малых Нагаев Казыева улусу…», с.88, «КБЧ».
От реки Кубань и иных рек до Терку: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Аргудан, Лескен, Урух, Ара-су – Пятигорские черкесы, то есть балкарцы и карачаевцы, они же поименованы в тех же местах в дипломатической переписке 1639, 1650 гг.
И ещё раз мы видим, что «кабардинцы» как черкесы не поименованы, а местожительство река Терк.
4. Пример четвёртый: Роспись реке Терку
« л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы.
А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.
А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.
А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.
А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст…», с.90, «КБЧ».
Это о кабардинцах: «А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст…» Эта цитата показывает, что кабардинцы расселяются по левой стороне реки Терк до устья реки Кизыл до входа в ущелья Дигоры.
Какова была численность кабардинцев на XVI-XVII веке?
По словам Кушевой Е.Н., определить для XVI – XVII вв. численность населения в Кабарде было невозможно. Кабардинские поселения отличались большой мобильностью и не были стационарными более чем на 3-6 лет. Ориентируясь на количество кабаков кабардинских князей и мурз и о количестве ратных людей, в общей сумме назывались такие цифры: кабаков 112, ратных людей – 2055…», сс.95, 131, «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)— М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.
5. Пример пятый: «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».
Как видно «Книга Большого Чертежа» показывает кабардинцев-Кабардой.
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889.
Что Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы). Самое название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау. Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
На 1627 год, адыгоязычные народы, как черкесы не известны. Если судить с того факта, что кабардинцы на 1627 год зафиксированы на реке Терек, то, кто такие, те черкесы, о которых пишет голландский исследователь Николаас Витсен в своей книге:
«Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.
Н. Витсен — бургомистр Амстердама, один из богатейших людей Голландии, находившийся в дружеских отношениях с Петром I. Витсен написал свою работу с конца XVI — начала XVII вв.:
«Чиркассия. Страна чиркесов, расположенная вблизи Каспийского моря, с севера имеет соседями Астраханских нагайцев, с юга – дагестанских и таркусских тартар и с запада – абасов и мигнгрельские народы…», с.685.
И другие чиркасы, о которых пишет Витсен:
«Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687, Это те же балкарцы, которые называли свою страну – Бештау Эл – Пятигорская страна.
Продолжение следует.
Хадис Тетуев, 14. 09. 2021г.