9. 5. Василий Суриков

Александр Смольников
      http://proza.ru/2021/09/15/162 
       Василий Суриков родился в январе 1848 года в Красноярске, его предки в XVI веке пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем двухсотлетнее». Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой. В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).

        В училище Суриков учился успешно. Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Педагог воспитывал художественный вкус подростка с помощью шедевров старых мастеров, водил его за город на этюды, объяснял законы перспективы и специфику живописи на пленэре, преподавал технику акварели. Одаренный ученик разбудил потаенные мечты юности, Гребнев словно проживал вторую творческую жизнь...

       В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего. Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту.

        Так благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

         Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За шесть лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

         В 1875 году молодой человек окончил курс и двумя годами позже перебрался в Москву, где его ждала работа над фресками для кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 25 января 1878 года Василий Суриков сочетался браком с французской дворянкой, являвшейся внучкой декабриста Свистунова Елизаветой Шаре. Это был союз, заключенный по страстной любви. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

         Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

         Художник пишет ряд картин и становится узнаваемым в художественной среде и среди поклонников художественных новинок. Уезжает на прииски к Кузнецову в гости и за новыми впечатлениями, пишет картину «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль. Он пишет на заказ портреты, но они не вдохновляют художника. И вот наступает время известных полотен Сурикова. И здесь нельзя не упомянуть картину «Утро стрелецкой казни», которую Василий Иванович писал на протяжении трёх лет. Эта картина подняла, как сейчас говорят, рейтинг художника и ввела его в мир большой живописи. Представленная на выставке в Санкт-Петербурге 1 марта 1881 года, она произвела фурор. В тот же день произошло убийство императора Александра II, но даже это событие не отвлекло зрителей и рецензентов от поиска ответа на животрепещущий вопрос: за кого автор шедевра — за стрельцов или за царя? Картину тут же, на выставке, купил Павел Третьяков, заплатив целых восемь тысяч рублей.

         Итогом многолетней работы Сурикова стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок. Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

         В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка - Авдотья Васильевна Торгошина. Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году.

         Тяжелейшим горем для Сурикова, разделившим мир на «до» и «после», стала кончина супруги восьмого апреля 1888 года. После нее он так и не смог до конца оправиться. Вдовец писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». Больше уже никогда Василий Иванович не будет пытаться устроить свою личную жизнь. Художником овладела депрессия и он, казалось, вовсе охладел к живописи. После смерти супруги, Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск.

         Больше года гений не брал в руки кисть... Символом начала духовного восстановления стала работа «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», где в образе вылечившегося улавливаются черты самого Василия Ивановича Сурикова.
В 1891 году живописец создает необычайно жизнеутверждающее, яркое, проникнутое энергией и весельем «Взятие снежного городка», которое он писал на протяжении двух лет. Мужчина с усами с правой стороны, изображенный в профиль — Александр Суриков, брат мастера. На картине представлена одноименная игра. Идея создания картины и принадлежит младшему брату.

         Пишутся картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину «Переход Суворова через Альпы». Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

        В дальнейшем жизнь художника сосредоточилась в дочерях, Ольге и Елене. В 1910-е годы Суриков много путешествует: вместе с зятем Петром Кончаловским он едет в Испанию, затем в 1914-м посещает родной Красноярск, где рисует пейзажи, в 1915-м отправляется в Крым. В своем творчестве он снова и снова обращается к событиям, показывавшим мощь и силу духа русского народа.

        Первая мировая война стала для Василия Сурикова болезненным ударом, сразу дали знать о себе проблемы с сердцем. Художник скончался 6 марта 1916-го года в Москве, тихо произнеся: «Я исчезаю...». Могила мастера находится на Ваганьковском кладбище.
Продолжение:http://proza.ru/2021/09/16/322