Ч. 228 Адмирал покупает шхуну

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/09/17/775
 
Как всегда поспешно, собрали команду для фрегата, вооружили его и подготовили к плаванию. Назначение командиром фрегата тридцатилетнего Ивана Семёновича Унковского, согласованное с Путятиным, было, без сомнения, проявлением царской милости и доверия.
 
Теперь адмирал освободился от забот о комплектовании экипажа фрегата офицерами и матросами, хотя и не полностью. Его продолжали атаковывать с ходатайствами и просьбами о включении в состав экспедиции или в экипаж фрегата своих протеже различные влиятельные особы.
 
Путятину приходилось использовать все свои дипломатические способности, чтобы отделываться от настойчивых просителей. После формирования состава своей миссии Путятин в августе 1852 года не дожидаясь, когда «Паллада» будет готова к плаванию, на частном пароходе отправился в Англию.
 
Он согласился с назначением в плавание «Паллады» при условии, что ему разрешат приобрести в Англии современное винтовое судно в качестве посыльного.  Адмирал писал:

«Первою моею заботою, по прибытии туда, было приискание и приобретение винтовой шхуны, которая назначалась в экспедицию, для рассылок и других надобностей, что вполне увенчалось желаемым успехом».
 
Будущим командиром шхуны Ефим Васильевич выбрал Воина Андреевича Римского-Корсакова. До этого случая они не были знакомы. А Путятин обычно доверял только людям, которых хорошо знал лично.
 
Но для Воина Андреевича он сделал исключение, получив о нём великолепные отзывы командиров и адмиралов, с мнением которых очень считался. Сразу заметим, что адмиралу ни разу не пришлось пожалеть о своём выборе.
 
На совещании с участием великого князя Константина, товарища министра иностранных дел Льва Григорьевича Сенявина и председателя правления Русско-Американской компании генерал-майора Владимира Гавриловича Политковского решили сделать миссию Путятина более представительной.
 
Для этого назначили в распоряжение Путятина направлявшийся с грузами на Камчатку военный транспорт «Двина», корвет «Оливуца» и корабль Российско-Американской компании «Князь Меншиков».
 
Но все они поступали в отряд Путятина только после выполнения возложенных на их командиров поручений. Конечно, суда русской миссии не шли ни в какое сравнение с парусно-паровыми эскадрами союзников, но приходилось по одёжке протягивать ножки.

Ну а пока отряд Ефима Васильевича Путятина состоял из одной «Паллады» и шхуны, которую ещё предстояло приобрести. Купить нужное судно в чужой стране,  в короткие сроки – задача потрясающе сложная.
 
Хочу обратить внимание на то, что вице-адмирал выполнил всю эту работу один, без всяких помощников.  Как правило, адмиралы девятнадцатого века, чьи имена мы знаем, изучали иностранные языки самостоятельно, причём в тяжелейших условиях корабельной службы.
 
Знание языков отмечалось тогда в аттестациях и послужных списках. И не надо никаких сказок, что, мол, иностранные языки дворяне изучали дома, где все беседовали между собой только по-французски или по-английски.
 
Эту чепуху придумали в советское время. Морские офицеры изучали иностранные языки в Морском кадетском корпусе, где их преподавание велось нисколько не лучше, чем в высшем военно-морском училище, где мне довелось учиться, либо во всех технических вузах.
 
Нигде в документах не упоминается, поехал в Англию Ефим Васильевич один или с женой, наверняка мечтавшей навестить близких и родные места. Насколько могу судить по дошедшим до нас свидетельствам, служба всегда стояла у Путятина на первом месте, поэтому, скорее всего, жена осталась в Петербурге.
 
Путятин побывал в нескольких портах, пока, наконец, в Бристоле не обнаружил то, что искал. Гончаров написал об этом так: «Адмирала с нами не было: он прежде фрегата уехал один в Англию делать разные приготовления к продолжительному плаванию и, между прочим,
 
приобрёл там шхуну «Восток» для плавания вместе с «Палладой», и занимался снаряжением её и разными делами. В Петербурге я видел его мельком и уже на Портсмутском рейде явился к нему в качестве секретаря и последовал за ним в Лондон».
 
Шхуна, выбранная Путятиным, была одним из первых образцов стального судостроения. Её построили в 1851 году. Ефим Васильевич вышел на ней в море, чтобы опробовать её мореходные качества и остался доволен.
 
Ему импонировало даже её название, «Fearless» («Бесстрашная»). Шхуна принадлежала компании, занимавшейся перевозкой фруктов из стран Средиземноморья. Начался торг. Путятин бился за каждую казённую копейку.
 
В конце концов владельцы шхуны согласились продать её за треть (!) первоначально назначенной цены.
 
Теперь предстояло подготовить шхуну к океанскому плаванию, произвести перестройку внутренних помещений: оборудовать каюты для офицеров и кубрик для команды, крюйт-камеру для размещения пороха и боеприпасов,

приобрести в  английском Адмиралтействе и установить четыре орудия и ещё сделать многое и многое другое.

До прибытия «Паллады», доставившей экипаж шхуны, всеми этими делами занимался в одиночку сам адмирал.
 
Я попробовал представить на его месте современного чиновника, но нет, в воображении такое не укладывается. Наши чиновники куда большие баре, чем те, настоящие, жившие в девятнадцатом веке.
 
Путятин составил штатное расписание для шхуны и сообщил его в Морское министерство. В Кронштадте Римский-Корсаков сформировал экипаж в составе пяти офицеров, врача и двадцати восьми нижних чинов. Их предстояло доставить на «Палладе» в Портсмут.
 
Когда все работы со шхуной, которую со смыслом переименовали в «Восток»,  завершились, вице-адмирал кратко доложил в морское министерство:

«Новая, имевшая все нужные для дальнего плавания качества, шхуна в 30 сил, названная «Восток», на покупку которой было ассигновано около 50 тысяч рублей, была приобретена в Бристоле за 3375 фунтов стерлингов,

а с преобразованием её в военное судно, она обошлась в 5380 фунтов, что составит на наши деньги 33547 рублей 66 копеек».
 
Заметьте, никаких «откатов», всё просчитано до копейки!
 
Продолжение http://proza.ru/2021/09/19/882
 
На фотографии: шхуна "Восток" и пароход "Sibiria".