О сорняках и культурных растениях

Эрна Неизвестная
Кусок эфира
Программа «Один» с Дмитрием Быковым



 Ответ на пораженческие настроения:
«Такое ощущение, что политически в жизни современной России не нужно участвовать никак»

Дмитрий Быков, писатель:Знаете, имеет смысл для себя. Если вы хотите что-то пронаблюдать, получить какой-то опыт, отработать какие-то технологии — как проводить выборы без выбора. Наверное, имеет смысл. То есть вообще всё в жизни имеет смысл делать для себя. Потому что отмазываться тем, что вы что-то делаете для других — вы сначала других спросите, им это надо или нет. А так, по большей части, такой альтруизм без спросу.

Я думаю, что менять современную Россию политически бессмысленно. Можно менять двумя путями. Либо активно способствовать ее деградации — уверен, что многие современные идеологи будут этим отмазываться: чем хуже, тем лучше, мы торопились к счастливому будущему. А другой путь — это путь культурный.

То есть стараться как-то окультуривать это пространство.

Потому что, понимаете, бессмысленно выпалывать сорняки. Они всё равно растут. Надо насаждать культурные растения и потом уже выпалывать сорняки. Нужно какой-то участок земли взрыхлить, высадить яблоньку, например, или огурцы, или клубнику, и дальше всё пропалывать.

Я занимаюсь своим таким посильным пробуждением ума. Иногда на писательских семинарах, где учу людей писать какие-то короткие тексты. Я вовсе не обещаю сделать из них писателей — я учу их писать увлекательно. Это можно сделать за 4 дня, легко. Я пытаюсь читать лекции. Я думаю, что стихи в наибольшей степени способствуют моральному пробуждению народа. Потому что стихи — это самое гармонизирующее занятие.

Ремарка:


Вселяет какую-то надежду, что и мы, творческие и пишущие люди, окультуриваем и облагораживаем жизненное пространство.