Фауст. Юридическая шутка

Йохан Йохансон
Использовался текст в переводе Н. Холодковского, как наиболее точный, приближенный к оригинальному тексту поэмы.

Сделка N 1. Глава "Пролог на небесах".

На небесах Мефистофель вступает в спор с Господом Богом. Основным тезисом беса является утверждение, что "белый свет плох", а человек - плохое создание, "скотиною скотина". Судя по построению диалога, Господь не спорит с духом отрицания, а всего лишь задаёт вопросы: "Ты знаешь Фауста?" Господь не утверждает антитезиса в пику Мефистофелю, не настаивает, что Фауст - образец добродетели и подтверждение ложности тезиса Мефистофеля. Все якобы противоречия бес додумывает сам, в своём монологе, при этом Господу предлагает некие выводы, логичность которых весьма сомнительна.

Бог не возражает Мефистофелю, не разубеждает его в его же собственных заблуждениях. Господь констатирует факты о Фаусте, мало имеющие отношения к спору:
"Пока ещё умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарён,
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод с него получит он."

В этих словах нет антитезы словам Мефистофеля, Бог видит и знает потенциал человека вообще, и Фауста, в частности.

В этот момент Мефистофель и произносит "бьюсь об заклад: он будет мой!". Эти слова позволяют утверждать некоторым исследователям, что сделка (пари) была заключена. Тут же бес произносит:
"Прошу я только позволенья, -
Пойдёт немедля он за мной."
На что Господь отвечает:
"Пока живёт он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья:
Блуждает человек, пока в нём есть стремленья"
И далее Бог говорит:
"Тебе позволено: иди и завладей его душой, и, если сможешь, поведи
Путём превратным за собой -
И посрамлён да будет Сатана!
Знай: чистая душа в своём стремленьи смутном
Сознаньем истины полна!"

Из этого диалога между Мефистофелем и Господом Богом можно сделать, на мой взгляд, ошибочный вывод, что Бог решил вступить в некие "деловые" отношения с бесом, и якобы заключил сделку (пари) относительно поведения и дальнейшей судьбы Фауста. На самом деле это иллюзия сделки. Причём, как мы увидим в конце поэмы (глава "Положение во гроб"), Мефистофель сам и пал жертвой этой иллюзии, оставшись ни с чем. Казалось бы, все условия "сделки" с Богом и последующей сделки с Фаустом выполнены, а душу Фауста бес так и не получил. Почему? Неужели несправедливость со стороны Бога?!

Давайте проанализируем смысл диалога и всю ситуацию. К Господу Богу, создателю всего мироздания, всего сущего, является одно из его же созданий и, ведя провокационные речи, пытается торговаться о предмете, владеть которым не вправе - человеческой душой. Причём ставит условия обладания душой человека, которые противоречат установлениям Господа, как верховного суверена. Богом установлено, что человек, обладая свободой воли, сам, своими собственными поступками решает, соблюдать ли ему законы мироздания, предписания Бога, обратиться ли к Свету, либо нарушить эти законы и обратиться к Тёмной стороне. Установив этот принцип (свободы воли) даже сам Господь Бог отказался прямо влиять на волю человека и решать за человека, к какой стороне обратиться.

Иными словами, если поступки человека приведут его к Свету, никакой дьявол не сможет апеллировать к "сделкам", "пари" и иным мнимым "договорённостям". И, наоборот, если поступки человека приведут его к Тьме, это будет всё то же выполнение божьих установлений, а не выполнением условий "пари", плюс результат свободной воли человека, пусть и подстрекаемой бесом. Собственно, дьявольская рать на то и существует, чтобы свободную волю человека искушать, предлагать неправедный путь. Это позволено всем бесам изначально, безотносительно к диалогу между Мефистофелем и Богом.

По сути Мефистофель, подобно парижским мошенникам 20 века пытается продать Эйфелеву башню, или точнее, подобно О. Бендеру продаёт билеты в Провал, куда и так свободен проход. Но если последние обманывали покупателей башни и посетителей провала, то Мефистофель обманывает сам себя.

Понимая очевидную ничтожность и беспредметность условий "сделки", Господь говорит хитрецу: "Тебе позволено. Тебе не будет запрещенья". Собственно, всё это Мефистофелю "позволено" давно и так, без этого разговора, по изначальным установлениям. Пожалуйста, любой из бесов может попытаться обратить ко тьме любого из людей, и "владеть" душой, если свободная воля человека склонится к этому. О чём тогда "пари"? Ни о чём!

"И посрамлён да будет сатана!" Нужно ли было открывать глаза чёрту на его же собственные заблуждения? Зачем? После "посрамления" впредь будет умнее и осмотрительнее.
Далее, уверенный, что он хитрее Господа Бога, что он всё-таки заключил некий "контракт", "пари", "заклад", Мефистофель направляется к Фаусту и заключает сделку, причём письменную, кровью, с Фаустом.
Стоп! А зачем?!

Собственно, будучи не субъектом, а объектом "сделки" с Господом Богом, какое значение имеет воля Фауста для Мефистофеля? Разве, покупая хлеб, мы спрашиваем у хлеба разрешения на то, чтобы его съесть? Или спрашивают ли у раба, желает ли он быть предметом торга?
Видимо, Мефистофель понимает, что человек всё-таки обладает правосубъектностью. К чему же тогда предыдущий торг?

Значит плут и мошенник бес догадывается, что предыдущая его сделка не вполне легитимна! А точнее, пуста и беспредметна. Более того, предыдущая "сделка" не даёт ему никаких гарантий на владение душой Фауста. В конце концов свободу воли "ничтожного человека" отказался нарушать даже всемогущий Господь Бог, а значит, сделку требуется перезаключить, поскольку человек всё же субъект, а не объект по отношению к судьбе своей души.

Итак, о чём и каковы условия сделки между Мефистофелем и Фаустом?

Сделка N 2.

Дух отрицания предлагает доктору Фаусту свою службу: "Буду усердно тебе я служить... быть преданным спутником,.. ни на шаг не отстану...", быть помощником, рабом, слугой. Что взамен? Бес сформулировал в качестве встречного предоставления следующее:
"Когда же там мы встретимся с тобой,
Ты отплатить обязан тем же мне".
Странно, но условия меняются по сравнении со "сделкой" с Богом.
Фауст в принципе согласен, им сформулировано отлагательное условие сделки:
"Когда на ложе сна в довольстве и покое
Я упаду, тогда настал мой срок!
Когда ты льстить мне лживо станешь
И буду я собой доволен сам,
Восторгом чувственным когда меня обманешь,
Тогда - конец! Довольно спорить нам!
Вот мой заклад!"
Мефистофель: "Идёт!"
Фауст: "Ну, по рукам!
Когда воскликну я: "Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!" -
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!"

Что это? Ещё одно условие или конкретизация первого отлагательного условия? Скорее конкретизация, причём не в пользу тёмных сил.
Далее Мефистофель просит соблюсти письменную форму сделки, что, собственно, и совершается, при этом чернилами служит кровь Фауста.

Новая сделка, с новым субъектом и с новыми условиями. Проанализируем и эту сделку. На этот раз это уже не совсем пари, где наступление условий не зависит прямо от воли сторон. Здесь бесом предлагается вполне конкретный предмет: услужение. С учётом его бесовских, сверхъестественных возможностей, почти неограниченный набор услуг. Как позднее выяснилось, не всё под силу духу отрицания, поэтому и "почти". В обмен требуется ответное услужение после смерти Фауста. Однако, нужно ли чёрту это услужение человека, да ещё и на том свете, при ограниченных-то возможностях человека? Вряд ли... Скорее всего Мефистофелю интересна душа Фауста, то есть предмет первой "сделки", с Богом.

Казалось бы, на этот раз субъект сделки выбран верно - человек, обладающий свободой воли, вправе и распорядиться своей душой. Между тем, предмет сделки сформулирован с точки зрения целей Мефистофеля порочно: ни служение беса, ни успокоение в поисках истины, ни отречение от жажды знаний, ни восхищение текущим моментом не могут сами по себе являться обстоятельствами, дающими основания для пленения души человека и направления его во Тьму, в Ад. Господом Богом установлены совершенно иные условия для таких последствий: совершение греха, нераскаяние, стремление ко злу и совершение зла. Человек не может просто так, по собственному желанию или допущению попасть в Ад, не нарушая заповедей, не совершая грехов. По аналогии можно попроситься в тюрьму, подписать расписку о том, что хочешь этого, не возражаешь находиться там, однако, без преступления и суда в тюрьму, в заключение не попасть. Кому, как не доктору богословия и юриспруденции прекрасно понятна вся ничтожность совершаемого в комнате в готическом стиле действа с кровью?!

Снова Мефистофель обманут в своих ожиданиях! Самим же собой обманут. Вправе ли будет требовать бес встречного предоставления по "сделке" в случае наступления отлагательного условия, но при отсутствии со стороны Фауста смертных грехов, неотпущенных грехов? Очевидно, что нет, поскольку порочен сам предмет сделки.
Что же в итоге получает Мефистофель по смерти Фауста? Ровно ничего! Не помогла подписанная кровью расписка-"вексель", не помогло якобы "пари" с Богом, которого Господь и не заключал. Душа Фауста, не отягощённая смертными грехами, неверием, досталась не Дьяволу, а Богу. Иначе и быть не могло.

Заключая сделки, тщательно изучайте предмет сделки, полномочия сторон, и действующее законодательство.

P.S. Не стоит воспринимать всерьёз всё то,что написано выше))