8. Что такое питомник и племенная работа?

Людмила Чебыкина
8. ЧТО ТАКОЕ ПИТОМНИК И ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА?

        Что такое питомник?      
    Обыватели плохо различают понятия «питомник» и «приют». Хотя, как говорят в Одессе это – «две большие разницы». Третьей «большой разницей» будет «ферма для щенков» (более характерна для Западного мира). При слове «собачий питомник» у читателя возникает представление о череде вольер с будками. Как в первом, еще советском фильме, про Мухтара. Но такими – череда вольер с будками – были большие ведомственные питомники; например, старейший и известнейший питомник России – Красная звезда.
   Частный питомник, по сути дела, это человек (или группа людей), получивших лицензию в одной из кинологических организаций на племенное разведение, и оформивших право на приставку к кличкам полученным собакам. Скажем, русско-псовая борзая «Персидская Княжна с (из) Волжских просторов». В данном случае, «Волжские просторы» - это название питомника.
    Для того, чтобы стать «питомником», желательно иметь биологическое, в т.ч. ветеринарное (я подчеркиваю: желательно!) образование и окончить платные кинологические курсы, регулярно проводимые теми или иными организациями. В конце занятий слушатели сдают экзамены и получают свидетельство об окончании курсов. В зависимости от устава, данная  организация может отозвать лицензию. На определенных сайтах в Интернете имеется список таких питомников, лишенных лицензии на племенное разведение, за «плохие условия содержания животных», иногда «за нарушения правил», включенных в устав организации. Так что по мере своих возможностей, кинологические и фелинологические организации борются с российскими аналогами «ферм для щенят» или «котят».
   Племенным разведением, как правило, занимаются профессионалы, для которых разведение животных, выставки, дрессировка, соревнования и даже лечение является естественной для них (людей) формой существования. При этом вольерное (как и клеточное) разведение крайне нежелательно, потому что выращенные в таких условиях животные плохо адаптируются к условиям дома или квартиры. Скажем, вольерное разведение кавказских или среднеазиатских овчарок ориентировано на их вольерное же содержание в дальнейшем и охрану этими собаками приусадебных участков. Иногда вольерное содержание сочетается с домашним или вольеры служат местом выгула. Некоторые питомники целиком «гнездятся» в частных домах или квартирах. Количество животных в питомнике ограничивается площадью, занимаемой хозяином. Ясно, что чем больше собак будет в доме, тем труднее их содержать, тем больше будет конфликтов с соседями, а при уходе за десятком вольер, расположенных на участке земли, понадобится наемный труд. Поэтому поголовье племенных животных в питомниках обычно имеет некие естественные границы. Он может включать поголовье из десятка животных, а может – и трех.
   Заводчик – это владелец суки, не оформивший своего питомника. Его животное участвует в племенном разведение в среднем 1-2 раза. Очень часто суку продают «под щенка»: отдают бесплатно с тем, чтобы потом новый владелец повязал ее и заплатил владельцу матери своей собаки сумму, равную одному проданному щенку. При таких вязках понятие «питомник» формируется за счет производителей, находящихся в руках совершенно разных лиц: ведь их животные сохраняют приставку исходного производителя. Обыватель, заглянув на сайт или в каталог, ошибочно приписывает всех животных с одной приставкой, одному хозяину. Несколько заводчиков могут вскладчину купить подходящего по кровям производителя и вести потом между собой сложные денежные расчеты. Хороший заводчик курирует и консультирует детеныша своего разведения до первых выставок, а некоторые – и вообще всю жизнь! Но есть и такие, которые напрочь забывают о щенках, едва сбыв их с рук. Предпочтительней иметь дело с заводчиками первой категории.
   Заводчики, оставившие себе одного щенка с последней вязки своей старшей любимицы, может со временем основать питомник. Обычно они вспоминают: «Наш питомник начался с Дианы. Это была удивительной сука, победительница выставок и соревнований. И какая умная! А ведь мы завели ее случайно!»

     Можно ли разбогатеть на породистых животных?
   Для того, чтобы разводить племенных собак, надо быть относительно состоятельным человеком. Бедный человек на этом занятие потеряет последнее. А у людей, по-настоящему богатых, как известно, свои «игрушки» (яхты, например), и племенная деятельность к ним обычно не относится. Беда в том, что в России широко распространен миф, будто на разведении породистых животных можно разбогатеть. Однако вязка между собой представителей одной породы без смысла и цели племенным разведением не является. При этом используется лишь один-единственный прием, рандомбридинг, скрещивание в случайном порядке. Интернет набит вопросами типа: «Мой сосед разводит такс. На чем и делает деньги. Я тоже решил заняться породным разведением. Только голых собачек. Подскажите, пользуются ли спросом голые собачки? И как составить бизнес-проект?» Какой бизнес-проект?! Можно составить план племенного разведения, исходя из родословных производителей.
   Бизнес-проекты составляются при разведении сельскохозяйственных животных и птицы или пушных зверей при поголовье от нескольких сот голов! Давайте посмотрим, из чего состоит ферма. Она включает пользовательное стадо, из которого выделяется племенное ядро (маточное поголовье). В племенное ядро выделяются лучшие по полезным качествам и экстерьеру животные. Полезные качества зависят от вида разводимых животных или птиц. В данном случае, ими являются: удойность и качество молока (с высокими процентным содержанием белка и жира), яйценоскость, скороспелость (молодняк быстро растет и достигает нужных требований раньше, чем владелец успеет разориться на его содержании), качество меха при определенном окрасе и т. д. Из всего родившегося молодняка лучшие представители отбираются на ремонт стада. Остальное – идет в пользовательное стадо. Основное требование к разведению с\х животных – рентабельность, вложенные средства должны быстро окупаться; задача фермы, как и любого предприятия - получение прибыли. Причем, желательно, чтобы производство было безотходным – в дело идет все. Молочная ферма, имея специализацию, производит не только молоко, но и мясо. Все животные, вышедшие и из племядра, и из пользовательного стада отправляются на убой. Используется кожа, кости (скажем, для переработки на костную муку), рога и копыта (для производства клея) и даже навоз (от удобрения до получения биогаза). Осеменения, как правило, искусственное. Ведь замороженная сперма от лучших быков-производителей хранится в жидком азоте, практически, бессрочно. Это – в идеале; на практике все получается значительно хуже. В качестве затрат просчитывается электроэнергия, вода, наладка и ремонт доильных установок, корма, транспорт, дороги, зарплата сотрудникам, наличие или отсутствие собственных молокозаводов. На бескрайних просторах России времен СССР процветали лишь крупные совхозы и колхозы, в Европе и Америке – крупные фермерские хозяйства. Хотя производством сыра где-нибудь в Альпах может заниматься и одна семья. От и до – от разведения коров или коз - до получения готового продукта. При этом такие фермы занимаются еще и туризмом: организуют посещение своего хозяйства любознательными путешественниками, которые, полюбовавшись пасторальными коровками или козочками, а также собаками, охраняющими стадо (например, бергамаско) покупают конечный продукт – для себя и своих друзей. Однако везде, как мы теперь узнаем, сельское хозяйство, в той или иной форме дотируется государством, и мелкие фермеры повсеместно как разорялись, так и продолжают разоряться. В России мелкие фермерские хозяйства мгновенно поглощаются крупными холдингами.
   Попытки совмещать туризм с сельским хозяйством появились и у нас, но пока не получили должного развития. 
   Честные производители ратуют за высокое качество своего товара. Почему говядина или свинина на первых этапах были хороши, а потом превратились в малосъедобную колбасу – в этот вопрос мы углубляться не будем. Племенное разведение наших домашних любимцев, собак, исходно ориентировано на получение не прибыли, а качественного «товара» и улучшения породы. Именно поэтому оно не может быть «малым предприятием», за что ратуют чиновники, желающие получать от них налоги.
   Ни один бридер не живет на доходы от своего бридерства. Только завистливые соседи этого не понимают. Оный бридер, как правило, является председателем клуба, экспертом какой-нибудь категории, начальником дрессировочной площадки или просто инструктором или ветеринаром. Именно эта его деятельность и дает ему средства на жизнь и бридерство. Эксперт весь сезон (осень, зима, весна) каждую субботу и воскресенье проводит на выставках. В эту пятницу он летит судить собак на выставке в Красноярске, в следующую – в Сочи. Дрессировщик все субботы и воскресенья проводит на дрессировочных площадках, выезжает на соревнования по разным видам спортивной дрессировки в качестве эксперта или участника. Ветеринар имеет ту или иную практику (в частных ветклиниках, на оставшихся государственных ветстанциях). Так что любой бридер платит налоги государству, исходя из основной профессиональной деятельности. (Как правило, уход от налогов - в современной России – любимый вид спорта. Однако лучше всего он удается бандитам и олигархам). Все кинологические и фелинологические организации являются общественными организациями, существуют на взносы участников и прочие доходы, доступные для общественных организаций. Они лицензируют клубы, дрессировочные площадки и питомники, печатают родословные и рабочие сертификаты. Клубы организуют выставки и соревнования.   
   Дойная корова, отслужившая свой срок, как это ни грустно, превращается в колбасу. Любой нормальный бридер держит своего производителя до старости, холит и лелеет его. Такое содержание подразумевает стерилизацию и кастрацию, а значит –  дополнительные расходы. Чем больше племенных животных в питомнике, тем больше накапливается  «почетных пенсионеров». В какой-то момент их становится так много, что производство «товара» полностью прекращается на несколько лет. Мелких декоративных собак или крупных, но не привязанных одному хозяину, после стерилизации или кастрации удается пристроить в «хорошие руки». С собаками служебных пород такой номер не пройдет. Случается, что «родной» детеныш продан неудачно, и его приходится возвращать, даже подросшего щенка!
 
   Затраты на содержание племенного животного
  А теперь посмотрим, на что уходят деньги честного и порядочного владельца породистого животного, решившего получить от него потомство.
   1. Приобретение своего питомца.
   2. Ежедневное кормление и уход за ним.
   3. Подготовка к выставке с использованием услуг грумера (собачьего парикмахера) для собак ряда пород.
  4. Участие в выставках до получения той оценки, которая дает возможность ввести своего любимца в племенное разведение (от одной до несколько десятков выставок, в зависимости от пола, возраста животного и даже везения хозяина).
   5. Использование профессионального хендлера (человека, который водит собаку по рингу: очень многие хозяева не умеют правильно показать своего питомца).
   4. Дрессировка собак.
   5. Участие собак в соревнованиях или полевых испытаниях.
    Хотя разведение шоу-животных сейчас, на западный образец, не требует обязательных сертификатов за рабочие качества, однако такое понятие как «рабочий класс» на выставках все же сохраняется.
   6. Транспортные расходы.
   7. Расходы на вакцинацию, чипирование, получение ветеринарных справок и лечение, если понадобиться.
   Племенную собаку вяжут, в среднем, раза три за жизнь, редко – больше. Кобеля  используют, разумеется, чаще. Однако требования к ним выше, поэтому выставлять их приходится на десятках выставок, в том числе международного статуса. А иначе животное не будет допущено в племенное разведение. Чем больше выставок, тем больше уходит денег на их оплату и транспортные расходы, а также получение все новых и новых ветсправок.

  Включение в племенную деятельность
  Как, собственно говоря, осуществляется вязка двух производителей, имеющих должные выставочные оценки — в идеале? Подчеркиваю – в идеале.
1. Учеба владельцев на кинологических курсах (особенно важно для тех, кто оформляет питомник).
2. Получение ветсправки, что твое животное, например, не является носителем стафиллококковой или стрептококковой инфекции. А также, по возможности, проведение тестов на наследственные заболевания, например, рентген суставов для исключения различного вида дисплазий. 
3. Заключение договора между владельцами животных, если грамотно – то нотариально заверенного.
4. Транспортные расходы: суку всегда везут к кобелю, а не наоборот.
5. Составление акта вязки (клубом).
6. При вязке некоторых собак пользуются услугами специального инструктора, ибо наши домашние любимцы частенько не знают, что они должны делать, равно как и их хозяева.
7. Дополнительное кормление суки со второй половины беременности, если вязка прошла успешно.
8. Принятие родов – очень часто с помощью ветеринара.
9. Актирование помета (клубом), получение «щенячек» (карточек на каждого щенка, которые являются документами для получения родословной в дальнейшем).
10. Реклама производителей и полученных от них щенков в различных журналах и газетах, вывоз их на выставки-продажи или выставки в классе «бэби».
11.  Уход за щенками до момента их продажи (иногда растягивается до года, и тогда «непродажную шкуру» приходится оставлять у себя).
12. Вакцинирования, получение ветсправок на щенят.
13. В некоторых случаях владелец суки сам выкупает родословную на свой «товар».
14. Составление нотариального договора с покупателем, если животное стоит дорого. Согласно такому договору, при появлении наследственных дефектов у «товара» по мере дальнейшего роста и развития, деньги за него возвращаются.

   Задачи питомников и отдельных заводчиков
   Чаще всего владелец питомника или заводчик пытается достигнуть одну из следующих целей:
1. Получить в каждом помете максимальный «выход» щенят определенного типа, уже имеющегося в породе.
2. Усовершенствовать и стабилизировать отдельные признаки у животных определенного породного типа (или племенной линии).
3. Получить животных с принципиально новыми устойчивыми комбинациями признаков (т.е. основать племенную линию нового породного типа).
4. Ввести в сложившуюся породу совершенно новый признак (например, окрас, отсутствие шерсти и пр.).
   А для этого надо знать и генетику, и племенное разведение со всеми его методами, и структуру избранной породы, на зубок выучить стандарты (причем, на языке оригинала, на котором эти стандарты создавались – иначе трудно постичь некоторые породные «заморочки»). Он должен обладать не только теоретическими, но и практическими  познаниями – твердо знать, какие межлинейные кроссы удаются, а какие нет; и какие дефекты могут «вылезти» при использовании того или иного производителя, и какими сочетаниями производителей можно это компенсировать.
   Что дает такая скрупулезная многолетняя работа? Наверное, минуты абсолютного счастья, когда животное, живое произведение искусства, полученное в твоем питомнике, при твоем участие, выигрывает очередное Best in Shou, обходя, как в спорте, других конкурентов. Если бы бридеры не помалкивали «в тряпочку», а художественно описывали свою работу, наверное, было бы меньше идиотов, желающих «срубить бабло по легкому». Да идеала при тотальной коммерциализации разведения не дождешься: то и дело в руки неофитов попадают щенки порочного строения или с наследственными пороками и болезнями.

   На чем строится рейтинг питомника?
  Степень «раскрученности» питомника в рекламных изданиях и в Интернете  свидетельствует о наличие коммерческих способностях его владельца. Однако такая известность не дает информацию о качестве животных. 
   Как же оценить реальное качество?
   1. Учесть срок существования питомника и стабильность результатов его работы. В среднем, такой срок не превышает 5 лет. Однако существуют питомники, работающие в течение десятилетий (особенно, за рубежом). Предполагается, что, чем дольше существует питомник, тем лучше в нем животные. Случается, конечно, что питомник с тридцатилетней историей оказывается хуже, чем питомник с трехлетним стажем. Зато чем дольше история, тем легче проследить качество производимых в нем животных: в нем образуются свои линии, складывается породный тип и т.п. Начинающий бридер работает с животными, полученными другими бридерами, и его питомник напоминает «ящик Пандоры».   
  2. Следующий показатель - количество производителей (особенно, выведенных внутри питомника) и число полученных пометов. Оценка производится по Интернет-сайту или каталогам выставок за разные годы. Уважающие себя бридеры выкладывают на сайт все фотографии «работающих» (и «работавших») животных. Если они составляют не менее 60 % от указанного поголовья, то работа в питомнике ведется грамотно и целенаправленно. Сам по себе размер питомника не говорит в его пользу.
  3. По фотографиям производителей или разглядывая животных на выставках можно оценить их однотипность (т.е. стабильность передачи породного типа и отдельных ценных признаков, а также и недостатков). Опытные бридеры (как и эксперты) узнают животных «в лицо», сразу определяя, из какого они питомника.   
  4. Попытаться подсчитать примерное соотношение количества потомков шоу-класса к общему числу полученных в питомнике животных. Такая информация добывается с Интернет-сайтов, каталогов выставок, отчетов выставок, выпускаемых ежегодников.   Следует обратить внимание и на имена родителей чемпионов, полученных другими бридерами. Если в родителях таких чемпионов много представителей интересующего нас питомника, значит, его представители имеют большой потенциал. Если название питомника средних и небольших размеров достаточно регулярно встречается в родословных победителей, то этот питомники также заслуживает особого внимания.   
  5. Для определения, совершенствуются ли в питомнике породные признаки, меняется ли общий породный тип животных, необходима информацию о нескольких поколениях. Берется в тех же источниках, что указаны выше. 
  6. Труднее всего собрать информацию о наследственных аномалиях и заболеваниях. В таких случаях, увы, приходится обращаться даже к сплетням и слухам!
     Конечно, в племенном разведении, как и в любом другом срезе нашей жизни, можно обнаружить и грязь, и зависть, и алчность, и интриги, и продажу поддельных сертификатов и мест на выставке, незаконное лишение лицензий и проистекающих в результате всего этого судебных разбирательств – в общем, любое проявление человеческих страстей. Только все-таки бридерство - это хобби, искусство и спорт, образ жизни, но не коммерция в чистом виде.

    Что мешает племенному разведению собак с сохранением рабочих качеств?
    В первую очередь - непонимание рядовыми владельцами значения родословных и выставок. «Да не нужна мне эта бумажка! Я завожу собаку для души! И не буду ее выставлять». Частенько такой владелец получает «фальсифицированный продукт». Хорошо еще, если собака обладает нужными качествами: скажем, лабрадор действительно ласков и контактен, а не бросается на любые движущиеся предметы с яростью мультипликационного монстра. Очень часто при таком подходе в руках новичка вообще может оказаться невообразимая (см. выше) помесь с непредсказуемыми качествами.
   Племенное дело в охотничьем собаководстве тормозится действиями чиновников. Во многих охотохозяйствах запрещена, скажем, притравка гончих и лаек на кабана. Ведь этих зверей проще стрелять с вышек с прикорма — зачем еще какая-то возня с собаками! Получил деньги с охотника, который заплатил за гарантированный выстрел, и порядок.
   Кроме того, между различными структурами, «заведующими» собаками, в России, идут нескончаемые распри. На выставках, проводимых ими, в судействе имеются различия. А в результате — теряется контроль над племенным делом.
    Но главная причина, все же, в потере обывателями представлений о породистой собаке и ее возможностях. У многих — просто нет денег на хорошую собаку. При этом покупка собаки — сродни лотереи. И деньги потратишь, и хорошей собаки не приобретешь. Большинство людей вообще не имеет представление о том, что такое хорошая собака, удобная в быту и безопасная для окружающих. Самые дикие собачьи выходки принимаются за норму.