Это были глаза свободного человека

Борис Докторов
Каждый пишущий биографию понимает, что его герой – элемент значительной по объему и непростой по структуре коммуникационной сети, и рассказ о человеке – всегда до некоторой степени является движением, блужданием по этой сети. Мой герой, о. Владимир Федоров, – православный священник высокого сана, активный участник межконфессиональных религиозных ассоциаций, известный исследователь религиозных конфликтов, человек, понимающий боль людей и старающийся им помочь.
Лишь краткость настоящего текста не позволяет дать даже беглое описание геометрии и географии его коммуникационного пространства. И все же, даже здесь, в крошечной подборке написанных мною биографий, есть рассказы о двух человеках, имеющих свое место в коммуникационной сети о. Владимира Федорова. См.: «Доктор Андрей Гнездилов, или сказочник доктор Балу» и «KKK. Моя антология это моя автобиография».
                ***

В эти Рождественские дни мне хочется реализовать давнюю задумку – рассказать о человеке, с которым меня полвека связывают самые добрые чувства. Это – клирик Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Владимир Филиппович Федоров (1945 г.р.). О. Владимир Федоров – уникальный православный священник. В сегодняшнем мире, пропитанном фундаментализмом, религиозными и национальными войнами и конфликтами, бытовым национализмом и шовинизмом, он проповедует толерантность, терпимость и многое делает в области налаживания взаимопонимания между представителями разных религиозных направлений. Так, 8 сентября 2000 г. совместно с «женщиной-епископом» о. Владимир Федоров участвовал в экуменическом богослужении в лютеранской церкви святых Петра и Павла (Петрикирхе) в Санкт-Петербурге. А в 2013 г. он принял участие в экуменической молитве о единстве христиан в Петербургском католическом храме Успения Приснодевы Марии.


20 декабря 2018 г. я получил такое электронное письмо: «Дорогой Борис, Не пишу, но практически ежедневно помню и посылаю благодарные импульсы и Вам, и Тому, Кто все промыслительно устроил. Последние 15 лет я снова провел по совместительству на факультете психологии. Правда, этот семестр пропускаю, но с февраля опять уговаривают продолжить. Основной мой курс «Психология этно-религиозных конфликтов», который я трансформирую в «Религиозную конфликтологию». Недавно был у Бориса Максимовича Фирсова и Натальи Печерской ради большого интервью [БД: Б.М.Фирсов, основатель и первый ректор Европейского университета в СПб, Н.Печерская – сотрудница Университета]. От них узнал, что испытания на прочность и силу духа продолжаются... <…>. Поклон дома и сердечные молитвенные благодарные лучи да принесут Вам хотя бы малую толику укрепляющей энергии, именуемой некоторыми благодатью.
Любящий Вас, недостойный, но счастливый ученик,
Владимир Федоров»
Думаю, каждый, кто получит подобное письмо, будет искренне рад. Я – не исключение, хотя вижу в нем явное преувеличение моей роли в жизни о. Владимира Федорова. Все остальное – постепенно.


Осенью 1968 года или в самом начале 1969 года, т.е. полвека назад, моя коллега и добрая подруга Лариса Абрамова (1940-2016), вошла в нашу огромную комнату в Ленинградской Высшей партийной школе с молодым, очень худым человеком в очках, назвала его Володей Федоровым и сказала, что он – друг ее младшего брата. Брата я не знал, но слышал от Ларисы, что он целенаправленно искал смысл жизни и летом работал экскурсоводом на Валааме. Этому я не придал особого значения, хотя следовало бы, но меня заинтересовало то, что Володя завершает математико-механический факультет ЛГУ и находится в поиске темы дипломного проекта и руководителя этой работы. Я летом 1967 года закончил аспирантуру того же факультета и в начале 1968 года начал осваивать социологию под руководством А.Г. Здравомыслова, но продолжал считать себя математиком и немного психологом. Ларисе и мне не было 30 лет, Володя явно был на несколько лет моложе нас. Поговорив с ним немного о мат-мехе и наших преподавателях, мы приступили к выбору темы.
Я тогда плотно занимался различными аспектами факторного анализа и обработкой измерений психологов, работал с очень тонким аналитиком И. М. Палеем. Не помню, как ко мне попала совсем новая книга П. Лазарсфельда и Н. Генри «Латентно-структурный анализ», который я тогда трактовал как модель факторного анализа для обработки тестов, допускающих лишь два ответа: «да» и «нет». Я и предложил Володе разобраться поглубже в устройстве этого метода и подумать о возможности его применения. Он оказался весьма обязательным человеком, тщательно работал и, помнится, по итогам дипломного проекта написал статью, опубликованную в одном из факультетских сборников. У меня есть основания думать, что это была одна из первых работ в Союзе по латентно-структурному анализу.
Я тогда завершал свои дела на факультете психологии ЛГУ и договорился с И.М. Палеем и деканом факультета, академиком Б. Г. Ананьевым о приеме Федорова на работу, и все благополучно завершилось.


Возможно, летом следующего года я случайно встретился с выпускником факультета и учеником Палея, человеком, известном сегодня в нашем социологическом сообществе, - Владимиром Магуном, дружившим с Владимиром Федоровым. И Магун поделился со мною новостью, по тем временам, шоковой. Он сказал, что Володя Федоров поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, но как имеющий высшее образование будет учиться в Духовной академии. И еще, Магун мне сказал, что факультет, по существовавшему тогда порядку, должен был по запросу Ректората дать характеристику Федорову. Собрались представители администрации, партбюро и профкома и внутри своего круга пришли к выводу о том, что Владимир Федоров – «истинный христианин». А в Ректорат была направлена положительная характеристика.
Вскоре после освоения этой новости я встретил Владимира Федорова у метро «Петроградская». Это был уже другой человек. Другой взгляд. Жизненно важное решение было принято. Я видел свободного человека.


Затем был довольно продолжительный период, когда мы не встречались. Иногда мне кое-что рассказывал Магун, а в годы перестройки об о. Владимире Федорове начала писать ленинградская пресса. Но ничего особенного я вспомнить не могу, каждый шел своей дорогой. Однако что-то, несомненно, нас связывало. И встретились мы в 2005 или 2006 году (не хочется сейчас листать дневник) у регистрационной стойки в аэропорту «Пулково». Все было буднично, как-будто мы не виделись неделю-две. Мы летели во Франкфурт-на-Майне, где у меня была пересадка на рейс в Сан-Франциско, а у Владимира Федорова это была его очередная, рутинная поездка в Германию, которую он прекрасно знает и любит. Он там учился и был приглашенным профессором в Мюнхене и Гамбурге, и вообще – он глубоко европейский человек. Пассажиров было немного, и нам разрешили сесть рядом. Наше общение – мы назвали его «встречей на небесах» – стало мостом между нашим прошлым и будущим, т.е. нынешним настоящим. Очевидно, что совершенно разные пройденные нами дороги должны были пересечься. И теперь нас соединила электронная почта. У меня сохранились мое первое послание (25 ноября 2009 г.): «Володя, это верный адрес <...> ? Хочу написать... Борис» и его моментальный ответ: «Дорогой Учитель, Ай да радость, часто вспоминаю. Сегодня еще несколько часов в интернете, ночью в Гамбург лечу, где надеюсь изредка появляться в сети, вернусь в дом 1-го декабря... Обним. В».


Конечно, я мог бы очертить годы Владимира Федорова после завершения мат-меха, но лучше привести несколько предложений из его недавнего письма (8 апреля 2018 г.); это его ответ на мое поздравление с Днем православной Пасхи:
«Спасибо сердечное, это самое дорогое из всех поздравлений. Дело не только в том, что сокращаются большие расстояния, когда поет (шлет e-mail) далекий друг, но и в том, что моя жизнь в последние 15 лет – это продолжение нашей встречи в 1968 или 69 году. Тогда меня, невзрачного мышонка и неуча Ты привел к Ананьеву, и для меня открылась дверь в психологию. Но после кончины его я сбежал в семинарию, а 15 лет назад меня пригласили читать на факультете психологии курс "Психология этно-религиозных конфликтов»". Я защитился по философии и пребываю с тех пор доцентом ф-та психологии СПбГУ. В окно моей кафедры виден Князь-Владимирский собор, где продолжаю служить. И вторичное свидание с психологией оказалось плодотворным, из этого выросла "религиозная конфликтология", которую преподаю в духовной академии и кое-что другое мне интересное.
А несколько месяцев назад позвонил Фирсов и сказал, что хотят напечатать интервью тридцатилетней давности. Это свело меня с Натальей Печерской, с которой мы, конечно, Тебя вспоминали. Знай, что доброе Твое дело полувековой давности приносит и сегодня плоды. Еще раз спасибо и в ответ шлю всяческие благопожелания и, как это в Новом Свете нынче, кажется, принято "Season greeting" или "Holiday greetings"».


Диссертация Владимира Федорова «Христианский экуменизм как социально-религиозный феномен» (2008 г.) на соискание степени кандидата философских наук была защищена по специальности «Религиоведение, философская антропология, и философия культуры» Но с уверенностью можно сказать, что это глубокое философско-социологическое и историко-культурологическое исследование. В нем обобщены исследования о. Владимира Федорова о природе экуменизма и развитии религии в современной России, а также отражен его огромный опыт деятельности в сфере экуменистической церкви в России и за рубежом.
Ознакомление с этой деятельностью протоиерея Владимира Федорова поражает своим многообразием и масштабностью: это и собственно пасторская активность, и преподавание в светских и религиозных институциях, и религиозно-дипломатическая миссия.


Вот далеко не полный перечень направлений его деятельности:
-- Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, введения русского языка в Богослужение. В 1994 г. подписал Обращение с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.
-- Глава отделения Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Восточной и Центральной Европе. С 2002 г. консультант ВСЦ по богословскому образованию, курирует программу ВСЦ по экуменическому образованию.
-- С 1993 г. преподаватель Русской христианской гуманитарной академии, где является проректором по религиозным вопросам и декан Богословско-педагогического отделения. С сентября 1994 г. директор Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН). Как руководитель ПИМЭН, с 1995 г. участвует в научно-исследовательской программе «Религия и национализм», поддерживаемой Европейским Сообществом.
-- Преподает в католической семинарии «Мария – Царица Апостолов» и на Психологическом факультете Санкт-Петербургского университета Президент организации «Апостольский город – Невская перспектива».
-- Организатор Городского межконфессионального семинара «Что означает сегодня быть миссионерской Церковью в России?» (март 1995 г.). В результате этого семинара была сформирована Координационная рабочая группа «Христианская миссия в Санкт-Петербурге».
-- Участвовал в разработке Санкт-Петербургской общегородской программы «Толерантность».


Дорогой о. Владимир Федоров, дорогой Володя поздравляю тебя с праздником Светлого Рождества, желаю тебе столь же активного и успешного продолжения твоей гуманистической и миротворческой деятельности. Сегодня она крайне нужна людям.