Куда звонит колокол?

Виктор Комосов
«Куда звонит колокол?»

(Неожиданные «научные» исследования самого младшего в мире внештатного мнс*)

ч.1

  Наверное, все весомые научные открытия появились «случайно» (озорно улыбаюсь своему смелому предположению). Кому-то по умной башке нужно было яблоком шарахнуть, кому-то, наконец-то, в ванной помыться, чтобы крикнуть долгожданное: «Эврика!».  Иной всецело обязан творческому вдохновению от задумчивых посиделок на унитазе. Но чаще всего, удачливому учёному-исследователю достаточно просто угомониться и лечь спать, чтобы во сне, например,  увидеть стройную таблицу химических элементов, в дальнейшем названную его фамилией. А есть и таковские первооткрыватели, которым вполне достаточно посетить детскую площадку, чтобы научное открытие совершить. Причём, оным и «зелёный» возраст малолетства не помеха.  Эти субъекты и без приобретённого школьного да институтского груза знаний могут управиться и состояться, как успешный исследователь. Просто, они имеют удачу появиться в нужное время, в нужном месте. И, если на это перекрестие стечения обстоятельств ещё и творческая мысль ляжет, из недр пытливого ума, то тут уж точно – держись, готовься фиксировать новое научное открытие! Разгоняй тьму человеческого неведения.

   В подтверждение этим умничаньям автора будет случай, недавно произошедший. Одним пригожим днём довелось мне прогуляться с одной очень, очень несовершеннолетней барышней - малолетней девчушкой, которой  в тот момент, было от роду 1 год и 8 месяцев. Нужно сказать откровенно, что я тогда был весьма далёк от участия в научно-исследовательских экспериментах. Особенно сильно это касалось размышлений над природой акустических выкрутасов. Абсолютно был уверен, что тема эта достаточно хоженая учёными различных мастей, и им, нынче, остались только дали запредельных областей нашей вселенной – то, что рядовой житель планеты не может наблюдать, невооружённым глазом. Научных трудов про реальную акустику написано немало. Даже маститые писатели не прошли мимо, коснувшись ещё и её ассоциативной сути. Например, по ком звонит колокол, разузнал и всем  поведал знаменитый Эрнест Хемингуэй, а вот куда он звонит, толком никто не задумывался (улыбаюсь, предполагая), пока мне не довелось прогуляться в компании, уловистой на новые и неожиданные впечатления.

ч.2

  В тот памятный день, тропинка очередной прогулки с ребёнком (для походного разнообразия) свернула в гостеприимный дворик местной церквушки. Дизайн его планировки был так продуман и обустроен, что на окраине лиственного леса появилась территория, огороженная деревянным забором и частоколом зелёных «свечек» из стройных туй. Чтобы посетить этот дворик необходимо пройти через сруб храмовых ворот, совмещающий в себе ещё и колокольню. Сразу за этим сооружением под ногами путника начнёт стелиться ребристая «спина» просторной площади, вымощенной разноцветной тротуарной плиткой. Справа от храмовых ворот степенно возвышается деревянная церквушка, слева от них разбит церковный цветник-сад, приютивший большой комплекс сооружений детской площадки. Чего тут только нет для вольного загула весёлой ребятни: около десятка качелей, две карусели, горки, разнообразные  лесенки, пружинные лошадки и даже деревянная избушка «на курьих ножках». Напротив детской  площадки, за пёстрым полем клумб цветника, прижалась к забору величественная ель, которая в новогодние праздники одевается в праздничный наряд из сверкающих гирлянд, елочных игрушек и пушистого снега.

  Тактика нашего походного налёта на этот церковный дворик была уже отработана до автоматизма – в очередной раз, нам необходимо было покататься на всех местных аттракционах, обойти все закоулки дворика и вдоволь погонять мяч на площади. К этому  футбольному мероприятию присоединилась небольшая ватага ребятни такого же мелюзгового пошиба, как и моя барышня. По причине малолетства, спортивное дело у них не очень ладно клеилось. Упрямый мяч постоянно закатывался туда, куда хотел сам. В один из таких моментов, пока его надутое резиновое тело доставали из-под деревянных лавок, стоящих возле фонтана, вокруг меня собрался основной состав этой футбольной команды.

  Из стихийно образованной толпы малолетних «спортсменов» выделилась одна очень активная и любознательная девчушка. Воспользовавшись перерывом в игре, она принялась засыпать меня вопросами по самым различным тематикам. Например, её очень сильно заинтересовало: надолго ли хватит воды в фонтане, будет ли ещё расти в высоту ель, как зовут мою барышню-футболистку, где постелька местного котика, …
 
  Словом, наше словесное общение было очень похоже на игру в большой теннис, но с той лишь разницей, что на одного из игроков летели сразу несколько торопливых подач мячей (вопросов). Я, отбивался своими ответами, как мог, стараясь отвечать лаконично и на понятном для ребёнка языке (без взрослых умничаний). При этом мне приходилось продолжать пристально следить за моей барышней, за которой постоянно нужен был чуткий и быстродейственный «глаз да глаз». Оставлять это чрезвычайно шустрое малолетнее создание без внимания не было никакой возможности, даже на пол секундочки. Этот «вагон» времени мог быть мгновенно использован самым неожиданным способом, полным слишком активных приключений.

  Например, казалось бы, по совершенно безопасной тропинке идёшь ты с таким неугомонным человечком рядом, как вдруг он порывистым движением совершает молниеносный рывок в сторону и мгновенно находит в кустах «уютное» местечко, чтобы уверенно наступить на собачью какашку. В такой момент, зазевавшийся сопровождающий может только успеть крикнуть: «Стой!». Но это, порой, может только присовокупить дополнительные варианты для этого дорожного приключения. Ребёнок может «посмотреть» рукой на то, что прилипло к подошве его ботинка. Или в испуге, от резкого окрика, одёрнуть запачканную ножку и поставить её на другой свой ботинок. Иногда, для разудалых приключений такого малолетнего индивида «с шилом в попе» достаточно и полшага сделать. Например, был случай, когда моя барышня, увлёкшись отслеживанием за перемещением дворовых котиков, вдруг совершала эти пресловутые полшага назад, споткнувшись, падала и усаживалась попой на кошачьи миски с едой и водой.
 
ч.3

  В ту нашу прогулку по церковному дворику меня больше всего начала настораживать футбольная возня моей барышни и её команды возле фонтана, где, того и гляди, в любой момент могли состояться незапланированные водные процедуры. Поэтому, я подошёл максимально близко к разгулявшейся толпе этих малолетних «спортсменов». Любознательная девчушка последовала за мной, как вдруг раздался колокольный перезвон со стороны входных ворот. У неё и на этот случай нашёлся вопрос, неожиданный для взрослого человека: «А верёвочка не оборвётся, за которую дядя дёргает?». Я поспешил ответить, что этого не может быть потому, что она очень крепкая. Но потом пригляделся и понял, что вопрос оказался совсем не праздным – одна из верёвок была посередине связана узлом. Ну и глазастая же мелюзга – всё успевает заприметить и высмотреть!

  А тем временем, моя барышня, вдруг, отделилась от толпы малышей и пошла на звук колоколов. Тут нужно сделать небольшое пояснение. Она у меня – большая любительница любой ритмичной музыки. Тут для примера, достаточно сказать, что эта девчушка, чуть ли не сутки напролёт, всегда готова слушать песенку «This flight tonight» группы «Nazareth» (1975 года) или «Rasputin» группы «Boney M.» (Sopot Festival 1979), итальянская эстрада у неё тоже в чести  - «Mamma Maria» группы «Ricchi e Poveri» (1983)….  В первом случае она (с, вдруг ставшим, серьёзным детским личиком) максимально близко приближается к экрану монитора, и начинает с упоением покачивать головой в такт музыки, а во втором – просто пускается в безудержный пляс. Или ещё пример, как бы мы не спешили на улице попасть на очередные качельки или горки, но, всякий раз, эта малолетняя барышня обязательно «зависнет» (остановится, не пройдёт мимо) попутного источника ритмичной музыки, будь то: открытое окно квартиры или автомобиля, или зазывающие колонки возле входа в магазин во время рекламных презентаций….

   Так что её живой интерес к новому звуку мелодии меня нисколько не удивил. Моя малолетняя барышня решительно зашагала к центральным воротам. И вдруг остановилась, как вкопанная, когда звонарь ударил в колокола с особенной силой. Все шесть колоколов (разных размеров) зазвучали оглушительным аккордом очень звонкого перезвона. Этот мощный звук певучей бронзы своим тембром и напором напугал мою барышню. Настолько, что она уже готова была расплакаться. Я был рядом с ней, и интуитивно отвёл её немного левее от ворот. Этот манёвр оказался неожиданно удачным – мы случайно попали в зону (S**) немного приглушённого звучания. И тут началась внезапная череда «научно-исследовательских» экспериментов и «открытий».

ч.4

   В тот день, звонарь разошёлся не на шутку, продолжая звонить во все колокола. Их малиновый перезвон гармонично переплёлся с низкочастотными тонами. Создалось такое впечатление, что эта церковная мелодия всецело и равномерно заполнила всё пространство вокруг колокольни. Но, на практике, это оказалось совсем не так, как мы все привыкли думать.

   Обычно, сторонний слушатель, находящийся на значительном удалении от колокольни, воспринимает звук церковного колокола, как точечный источник, имеющий строго определённые координаты. Такой человек может, с большой долей уверенности, утверждать, что точно знает о направлении, по которому к его уху пришёл звук – это его реальное ощущение личного восприятия. Он может так же легко согласиться и с тем, что колокольный перезвон равномерно распространяется вокруг церкви (рис. 1).

  Например, турист, заблудившийся в лабиринте мокрых улиц Венеции, может получить вполне сносный пеленг направления на  Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco), ориентируясь на звук с колокольной башни (итал. Piazza San Marco), как мы это один раз сделали.

  Или просто насладиться удовольствием от незабываемых впечатлений в турецком Кемере, полученных на пустынном берегу дикого пляжа, расположенного в живописном месте, когда за нашими спинами мы вдруг услышали звуки молитвы местного мулы.  Тут не удержусь от озорного соблазна привести цитату из моего рассказа «Случай в турецком Кемере»: «Горная гряда приблизительно в два раза выше Крымской. Пальмы застыли на фоне скал, словно привычный вездесущий бурьян. Среди пальм, словно дикий торшер, торчит белоснежный шпиль-ракета турецкого минарета. Вечером, под огромным звёздным небом было приятно слушать мелодичное пение муллы, отражённое эхом от скал. Молитва всегда исполнялась качественно и душевно. Звуки далеко уносились в сторону морского горизонта».

  Таким же иллюзорно-точеным источником оказался для нас звук, лающих собак крымского лесничего, которые помогли мне сориентироваться в кромешной тьме непогоды, при выходе из каньона (мой рассказ «Разными мы туристическими тропинками гуляли», глава «Походное ориентирование по звуку»).

  Ещё, как увлечённый меломан, я получил незабываемое наслаждение от квадрафонического «концерта» трёх харьковских колоколен (три точечных источника звука), звучавших одновременно. Впервые этот эффект я случайно подсмотрел в скользких 90-х годах, когда груз нашего предприятия временно задержали, до поступления дополнительных документов – так усердно тогда работала белгородская таможня. Как бы тщательно и добросовестно мы не запасались всеми необходимыми проездными бумагами, быстро да бесхлопотно прошмыгнуть через границу было не всегда просто. Здесь нас очень часто подстерегали «приятные» сюрпризы от неугомонных бюрократов-чиновников, неутомимо заваливающих стражей границы внутренними циркулярами и дополнениями к таможенным правилам перевозки грузов.
 
   Словом, в один из таких дней у меня выдалась свободная минута для неспешной прогулки по Харькову. Моя внеплановая туристическая тропинка привела меня тогда в историческую часть города. В центре Харькова, перейдя по небольшому мосту речушку Лопань, можно попасть к Собору Благовещения Пресвятой Богородицы – церковное здание достаточно грациозной красоты, достигнутой простыми (не вычурными) архитектурными приёмами. Удивительно и неожиданно это было мне обнаружить, но рябенькая мозаика его кирпичной кладки выглядела, как праздничное платье. Странно сие отметить потому, что это замечательное сооружение не так широко известно, как того хотелось бы.  Очевидно, сказалось влияние весомой тени его более разрекламированных церковных собратьев.
 
  Если на набережной стать к нему спиной, то на противоположном берегу, справа от этого здания можно наблюдать  Свято-Троицкий Храм, а слева - Свято-Покровский собор (где расположен мужской монастырь и Харьковское Епархиальное Управление украинской Православной Церкви).    Так получилось, что, совершенно неожиданной волей случая, я обнаружил, на этом крохотном пятачке тротуара, музыкальный перекрёсток максимально выверенного акустического восприятия.   Как тут не вспомнить золотое правило для всех любознательных путников – «оказаться в нужном месте, в нужное время».  Стоило мне только коснуться перил ограждения набережной, как некий виртуальный дирижёр взмахнул своей палочкой и начал управлять массированной мощью большого бронзового оркестра.
 
   Сначала у меня за спиной раздался первый аккорд малинового перезвона, его тут же подхватила резвая стайка колоколов  Свято-Троицкого Храма. Им озорно и весело откликнулись мелодичные колокола Свято-Покровского собора (одного из древнейших сооружений Харькова). В тот же миг, моя импровизированная смотровая площадка, по ассоциативному ощущению чуткого слушателя, превратилась в некий виртуальный сосуд, доверху наполненный невероятно гармоничными звуками колокольной мелодии. Они энергично неслись с разных сторон, как бы проходили через меня и устремлялись куда-то в неведомую даль, щедро расплёскивая музыкальное содержимое этой условной ёмкости под открытым небом.

  Впечатлившись услышанным, параллельно моё сознание воспринимало звуки колокольного многоголосья, как цветные лучи света. Буд-то бы звуковая волна, в этот момент, породнилась со световой своей сестричкой.  И ещё, странно это ощущение описывать, но иначе и не скажешь - показалось, что воздух вокруг стал прозрачнее, как будто  городской смог стыдливо и поспешно бежал в своё затхлое восвояси. Видать шибко благотворным было воздействие музыки такого качества на впечатлительного меломана с раскрепощённой фантазией. Что касается обычных верующих, то они не стали бы рассусоливать впечатления от этого музыкально-культового «шоу» и просто охарактеризовали бы их, как снизошедшую божью благодать.

ч.5

  Характеристики же того колокольного перезвона, который нам довелось с моей барышней прослушать, не были такого высокого качества звучания. Можно даже сказать, что до уровня совершенного малинового перезвона им было далековато. Вполне очевидно предположить, что в той современной церквушке был установлен колокольный новодел нынешних мастеров-литейщиков. Думаю, что не каждый опытный технарь способен претендовать на лавры настоящего мастера колокольных дел. В этом литейном искусстве  мало обладать специальными знаниями и отточенными профессиональными навыками, тут, наверное, важнее всего иметь чутьё музыкального кудесника. К примеру, можно сказать, что за скрипку и смычок берётся достаточно много толковых исполнителей, но Паганини среди них один.

  В стародавние времена к отливке колоколов приступали чрезвычайно ответственно. Литейные мастера этого дела очень долго и тщательно настраивали свою душу и руки для такой творческой работы, обязательно добиваясь вдохновения. Для этого они постились и духовно очищались многочисленными молитвами. Ещё тут нужно сказать, что каждый колокол имеет свой индивидуальный голос. Чтобы процесс отливки такого изделия считать успешно завершённым, тут мало обычных параметров качества (оптимальный химический состав металла, равномерное заполнение формы, отсутствие усадочных раковин и трещин, и прочее) потому, что главная цель – подарить колокольной бронзе именно певучий голос. А тут уж точно без чутья и вдохновения не завершишь успешно такую ответственную работу.

   Один мой знакомый сотрудник нашей институтской кафедры (кандидат технических наук, профессор, ....) после веяний перестройки, стал заниматься отливкой колоколов, по возрожденной им старославянской технологии. Сначала он просто хотел отлично и стабильно зарабатывать приличные деньги, но, в процессе работы на этом поприще, он принялся за дело так ответственно и самозабвенно, что сам изменился даже внешне - приобрёл светлый и одухотворённый взгляд. С тех пор, все мои случайные общения с ним стали заполнены его увлечёнными рассказами об этом интересном занятии.

ч.6

  После такой массированной «артиллеристской» атаки подготовительным вводным словом можно перейти и к сути нового акустического открытия.
 
  В «тенистой» (для звуковых волн) зоне немного приглушённого звучания мы постояли очень недолго потому, что слишком громкий и резкий голос колокольного перезвона продолжал пугать детское воображение моей малолетней барышни. Она попросилась взять её на мои спасительные ручки, но этот привычный манёвр не принёс успокоения – тень тенью, но всё-таки в тот момент мы находились слишком близко к источнику очень громкого звука.  Сознание ребёнка лихорадочно продолжало искать спасительный выход из неприятной ситуации. Небогатый ещё жизненный опыт и природный инстинкт подсказали ей единственный путь спасения от бесцеремонной новизны этого страшного и непонятного раздражителя – паническое бегство.
 
   Она спешилась, решительно взяла меня за руку, и скорым шагом направилась к выходу из церковного дворика. Её путь пролёг через громогласные ворота колокольни. В бревенчатых недрах этого импровизированного динамика на нас обрушилась вся мощь звуковой лавины колокольного перезвона. Мне ещё тогда подумалось, что я совершенно не собираюсь завидовать звонарю, который регулярно берётся свои уши и всё тело грузить таким грохотом, чтобы «достучаться» до всей округи, неся церковный глас. Звуковая волна оказалась такой силы и всепроникающей плотности, что у меня появилось ощущение, будто церковный звон, пронизывая всё тело насквозь, частично растворяется в нём и заставляет каждую клеточку человеческого организма «плясать под его дудку», синхронно вибрируя в такт волновому движению.

  Мне это всё напомнило наши доморощенные эксперименты с сеансами успешного лечения любимой рок-музыкой.  В пояснение, приведу здесь большую цитату из моего очерка «Наступить на след. Музыкальные заметки» , http://proza.ru/2019/04/16/108 :
«…..Мне приглянулось больше зацепиться там за вершины «Nazareth», «Pink Floyd», «Deep Purple»,… «и иже с ними». Это музыкальные коллективы, в которых непросто воспроизводится качественная нота – тут каждая струна искренне петь должна. И она поёт! Так биологический импульс талантливой творческой души преобразуется через механическое, телесное прикосновение пальцев музыканта к упругому металлу струн, которое чуткая электроника, через волновые колебания, передаёт на усилитель звука и эквалайзер, где готовится слуховое душевное «блюдо», запускаемое мощной акустикой прямо в мозг и сердце слушателей.

     В этом физическом процессе совершенно мало места мистике потому, что молекулы воздуха в концертном зале просто функционируют, как связанная невесомая конструкция, которая колеблется всеми своими частицами в унисон. Стройный звуковой ряд музыкального ритма передаёт свои гармоничные волновые колебания молекулам воздушной среды, кроме этого, через пол и спинки кресел, идёт механическое воздействие низкочастотных колебаний, рождённых басовыми инструментами и ударными установками.

     Кого-то из людей это раздражает, кому-то придаёт бодрости, а кого-то даже лечит. Была у меня парочка случаев, когда я приводил на концерт «Nazareth» человека с гипертоническими проблемами и мы, где-то с третьей музыкальной композиции наблюдали нормализацию состояния здоровья. Подобные слова звучат, как шаманская реклама, но это является реальным необъяснимым фактом. Отмечу только, что этот человек является поклонником данного музыкального коллектива. Хотя, подобная реакция - это не такая уж и новость потому, что учёные давно изучают воздействие музыки на различные процессы живых организмов и растений…..».
 
ч.7

  Словом, в громогласных воротах того церковного дворика я со своей малолетней подопечной подвергся усиленной обработке звуковой волной музыкального воздействия колокольного перезвона. И только уже за территорией этого культового комплекса вдруг осенила мысль о том, что, в реальности, звук колоколов практически всю свою мощь направляет не в небо и даже не по всей округе, а в сторону земли! К самому сердцу нашей планеты.

  Вот получается, куда звонят некоторые церковные колокола, на самом деле! В настойчивой, многовековой попытке достучаться к кому-то или отбиться от кого-то в самых глубинных недрах нашего общего дома. На рис.2 я, по-дилетантски,  попытался изобразить этот физический процесс схематически, для наглядности, объединив в единые вектора трансляции мощности (N) и силы проникновения (F) звука.

  Есть тут правда одно существенное замечание – учёные утверждают, что добраться звуку до самого центра Земли будет весьма проблематично, и для этого ему необходимо преодолеть: земную кору, верхнюю мантию, мантию, внешнее ядро. Сие немного досадно осознавать потому, что тогда стихийный эксперимент моей малолетней барышни потеряет почву «под ногами». В таком случае придётся уповать только на то, что есть ещё, пока малоизученный, способ передачи энергии звуковой волны колокольного звона.

  Ещё, справедливости ради, сюда необходимо добавить одну оговорку. На основании данного эксперимента не совсем корректно делать вывод о работе колоколен всех типов. Более или менее уверенно можно говорить только о колокольне, совмещённой с храмовыми воротами или наземной звоннице. Если колокола расположены в верхней части храма, то через его каменную кладку, бетонную стяжку пола и подвальные помещения сила проникновения звука будет ослаблена преодолением этих препятствий. Сработает эффект шумоподавления.

  Резюмирую текст. Если не праздно шататься по детским площадкам, то и там можно околонаучные открытия совершать (улыбаюсь). Так моя малолетняя барышня, невольно, записалась в штат самых младших научных сотрудников планеты, и исследовательская группа под её прозорливым руководством (совершенно спонтанно) провела свой первый эксперимент на полях, ещё не до конца познанной прикладной акустики. Что опытным путём привело к неожиданному открытию. Моя же скромная роль в этой НИР*** быть соавтором и оформителем наглядной документации.

21.09.2021 День рождения Богородицы


***

*мнс – младший научный сотрудник - самая низкая должность, которую может занимать учёный в научно-исследовательском институте;

** S - зона немного приглушённого звучания, которая выделена на схеме клеточной штриховкой;

***НИР - научно-исследовательская работа — «работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования ...» (источник – Википедия)

P.S. Для любознательных читателей есть дополнение темы:

- "Другая Венеция" (http://proza.ru/2020/09/23/219), главы:
9. Здание церкви Сан-Николо да Толентини встречает нового гостя;
10. Чудеса акустики;
11. Разбор акустических «полётов»;

- " «Пушкин в валютном обменнике Кипра? И о Кемере…» (http://proza.ru/2021/06/15/86), главы:
8. Вот что такое огненный танец! Таинство энергии эмоций;
9. Голый энтузиазм – спутник снисходительной улыбки;
10. Цирк стыдливо отдыхает, когда у киприота на голове стаканы;
11. Техническое «расстояние вытянутой руки» через века. Или кому адресована эмоциональная энергия человеческих сердец из амфитеатров, стадионов, концертных залов?

- «Церквушки-авианосцы и 4-е агрегатное состояние воды» (http://proza.ru/2021/02/10/1245)

P.S. Читатель Димитрий Крылов пишет в рецензии: "Всегда удивляла география твоих путешествий Вить...где ты только этого звона не слышал.., а та церквушка.. "не стреляйте в пианиста, он играет как умеет", колокол новодел, конечно....., но и звонарь может быть еще не ас........, как вариант (с улыбкой Димитрий   02.10.2021)

В.К. (03.10.21): Воспользуюсь случаем для земного поклона в благодарность моей личной географии (улыбаюсь). В таких туристических походах очень важно изловчиться так, чтобы не только умудриться услышать (увидеть) "звон" (событие, явление, место), но и понять откуда он родом (улыбаюсь, умничая)".