О дуэли Лермонтова и Мартынова
1. Литераторы и артисты
Литературное поприще - дело очень сложные. Писать мы научились все. Но написать так, чтобы это было интересно и другим, могут не многие. Но написать так, чтобы написанное читали и через сотню лет очень трудно. Но такие авторы есть. Их называют классиками. Таким классиком был, рано ушедший из жизни, но многое успевший Михаил Юрьевич Лермонтов.
У писателя многое зависит от случая. Например, Хемингуэй, прежде чем стал самым читаемым автором, свои рассказы посылал в журналы четыреста раз. И всё же, по знакомству, однажды его рассказ напечатали. Читателям рассказ понравился, и дальше пошло.
Такая же непредсказуемая сфера деятельности у артистов. Артисту роль могут дать, либо эту роль будет играть другой. И публика будет рукоплескать тому. А наш артист останется не у дел, и никому неизвестным. Но если он получил роль, то должен выложиться до последнего, чтобы все поверили, что Павка Корчагин - именно он. Однако профессия артиста разрушает человека. Сегодня он играет Отелло, завтра – Ричарда третьего. И чтобы быть на сцене настоящим Отелло или кровавым тираном, он задолго до спектакля входит в роль. Потом же, когда он потом приходит домой, он всё ещё живёт на сцене.
Жить в семье с таким Отелло очень трудно. Но самое любопытное, что Отелло находят себе пару среди актрис. И дома в такой семье супруги иногда забывают, что они уже не Отелло, и не Дездемона.
Читая биографию любимого артиста, нас удивляет, что он развёлся с не менее любимой нами актрисой. Почему-то, к нашему огорчению, эти талантливые люди расстаются. Уже свободные от брака, они вновь находят себе партнёров в своём кругу. Увы, труженикам сцены общаться с людьми далёкими от искусства неинтересно. Ведь сцена для них – это и есть их настоящая жизнь.
Правда, иногда, Отелло с Дездемоной остаются вместе на всю жизнь. И о них пишут, что они были в браке счастливы. Хот счастье было уже то, что «игру» Отелло и Дездемоны никто не слышал в соседних квартирах.
Но артисты – это те, что лишь произносят со сцены слова, написанные другими людьми. А что тогда можно говорить об авторе, в воображении которого рождаются и живут Яго и Хлестаковы?
Арбенин и Нина – это фантазии Михаила Юрьевича Лермонтова. И работая над драмой, ему самому приходилось ставить себя на место ревнивого мужа Арбенина.
А работая над романом «Героем нашего времени», он сам становился Печериным. Знакомые его в его воображении были Грушницким и Княжной Мэри. И Михаил Юрьевич, как и Печорин осыпал своих друзей шутками и эпиграммами.
2. Поэт Мартынов
Николай Мартынов неплохо умел рифмовать, и считал себя поэтом. Потому «поэт», да ещё и боевой офицер Мартынов был готов покорять сердца светских красавиц.
Сегодня, таких поэтов, как Мартынов, наберётся на несколько армий. Но кто их читает? Сам Мартынов, однако, о себе так не думал.
Майор в отставке Николай Соломонович Мартынов был из богатого рода. Отец его был действительным статским советником. А сам Мартынов за участие в экспедиции кавказского отряда за Кубань был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. Но кому это интересно сегодня? Если бы не его дуэль с Лермонтовым?
Мишель, как друзья называли Лермонтова, несмотря на военные заслуги Мартынова, не ценил его стихоплётства, и постоянно его высмеивал. Кроме того, Мартынов, обижался на Лермонтова за то, что тот якобы сделал его прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени».
Ой, не знаю, разе это вина человека, что тот бездарен? Лермонтов, наверно, мог бы своего приятеля и пощадить.
А болезненно самолюбивый Мартынов после очередной шутки Лермонтова заявил: «Я вас в последний раз предупреждаю, чтобы вы не смели шутить со мной при дамах». Но Лермонтов сказал, что дуэлью его не испугать, и Мартынов вызвал его на дуэль.
Позже Мартынов сам написал о причине дуэли: «Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней».
И далее: «Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: — что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то, что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь». Получается, что Лермонтов сам провоцировал Мартынова.
Возникает вопрос, знал ли Николай Соломонович Мартынов о том, что Мишель - гений?
Нет, конечно.
дело в том, что гениальность не имеет материального измерения. такой меры нет. Реально Лермонтов был из знатного рода, но и Мартынов тоже. Лермонтов был поэтом, и мартынов считал себя "поэтом". Кроме того, за заслуги перед державой Мартынова наградили орденом, а офицер без ордена Лермонтов, несмотря на его предупреждение, позволял над орденоносцем насмехаться. И Мартынов счёл вправе его наказать, так. как в то время было принято среди дворян.
3. Сегодня бы такой дуэли не было
В девятнадцатом веке между дворянами сохранялся средневековый обычай, доказывать правоту на дуэли. Считалось - кто победит в поединке, тот и прав. Хотя дуэль чью-либо вину не доказывает, а напротив усугубляет её, ибо убийство человека – ещё более тяжкое преступление.
Сегодня, для доказательства своей правоты мы обращаемся в суд. Но и в суде можно доказать не всё. Как, например, доказать, что Трамп не был на крючке у Путина, который якобы подсунул ему в отеле проститутку, сфотографировал их в момент близости, и этими фотками шантажировал бывшего президента США? Или то, что по приказу Путина русские не травили Скрипалей? Но кто и в какой суд должен обращаться с иском к Дейли мэйл? Ожидать, что английский судья взыщет ущерб с английской газеты - наивно. Так что в политике остаётся один суд – суд публики. Кто-то поверит, а кто-то нет. И сегодня на нас ежедневно потчуют фейками, компроматом и всевозможным враньём.
И обыватель злорадствует, если появляется «компромат» на какого-то известного человека. А поскольку сегодня дуэли запрещены, мы беззащитны перед ложью и клеветой. Конечно, это больно, но всё же лучше, чем поднимать руку на того, кто этого заслуживает.
4. На что он руку поднимал?
Жизнь поэта оборвалась в 26 лет. То, что не уберегли поэта –вина всего общества. Современники не уберегли своего гения. Сколько бы мог ещё написать этот одарённый человек? Но гений – не похож на обывателя, и его непохожесть, иногда, приводит к трагедии.
Вильям Константинович Куинджи до возвращения в Новочеркасск, работал заместителем директора музея поэта в Тарханах. Он был влюблён в Лермонтова, и знал о нём всё. Кроме того, этот необыкновенный человек мог слово в слово пересказать наизусть весь роман «Герой нашего времени». Друзья говорили, что кроме «Героя», он помнил всего Лермонтова наизусть.
Не многих в России любят так, как безвременно ушедшего молодого поэта. В каждом городе есть улица его имени. Во многих городах стоят Лермонтову памятники. Его именем названы города, по его произведениям сняты фильмы, школьники заучивают наизусть его гениальные «Белеет парус одинокий» и «На смерть поэта».
Лермонтов писал просто и ясно, но за его строчками был мир, который интересен нам и сегодня.
Но поэт, написавший «На смерть поэта» сам погиб, как «невольник чести».
У Мартынова и Лермонтова были общие «друзья». Эти «друзья» присутствовали во время дуэли. Почему они не отговорили дуэлянтов, прежде чем те вышли к барьеру? Трудно сказать? Но, предположим, они смогли бы их уговорить. Но перестал бы после того Лермонтов подшучивать над «поэтом» Мартыновым? И что, после этого новая дуэль?
Не знаю как, но они должны были помешать убийству поэта. Это был их долг перед народом. А убийство Лермонтова - это трагедия для всей России.