VIII. Гл-41. Полёт в Одессу. Прибытие тягача

Геннадий Чергизов
     *** Малая Авиация. Часть-3. ***


     Поступает звонок из офиса Шефа, - надо кого-то свозить на Саратоге в Одессу. Ещё один новый для меня аэропорт. Делаю заявку, изучаю карту, всю остальную информацию. Лёту туда где-то полтора часа.

     Погода нормальная. Вылет из аэропорта Запорожье, связь с Днепр-Информацией, потом Симферополь-Информация, ну и Одесса-Информация. Полёт на высоте 2400 футов. При подходе к Одессе открывается вид на Чёрное море, характерная береговая линия, - «как на карте». Кстати вход в зону аэропорта Одесса на таком характерно-историческом рубеже – «Пересыпь»! Аэропорт в Одессе на юго-западной окраине города. Иду вдоль берега через всю Одессу. Полоса в Одессе вполне приличная 2800 метров. Мне, конечно, столько не надо.

     Заход, посадка. Диспетчер Вышки передаёт на Диспетчера Руления, всё по-взрослому. Время полёта – один час тридцать пять минут. Заруливаю на стоянку, далековато придётся идти на брифинг. Типично-советское здание аэропорта, разбавленное внутри новой плиткой на полу и рекламой где только можно. Побывал на брифинге, уточнился с обратным вылетом, в кассе заплатил за аэропортовые услуги. Ждать мне обратного вылета придётся весь день. Иду в местную аэропортовую гостиницу. Встречает меня такая типичная обшарпанная гостиничка, кругом старые надписи «Аэрофлот». Совсем не дорого. Номер тоже очень типичный, ностальгический, - две деревянные перекошенные кровати, одна тумбочка. Даже туалет с умывальником есть. Всё обшарпанное, затрапезное, но чем-то родное…

     Подошло время вылета. Всё спокойно и размеренно. В здании аэровокзала много народу, заметны иностранцы. Здесь несколько зарубежных рейсов. Много иностранных студентов учится в Одессе.

     Полёт обратно в Запорожье какой-то даже нудный. Один час двадцать семь минут на высоте 2700 футов.

     В ангаре тепло, в окна пробивает солнце. Красота. У техников своя комната, там есть компьютер, стол, диван, шкаф с технической литературой и кое-какими самолётными бумагами. Что ещё надо!?

     Банкир продолжает осваивать Саратогу. Устроили в аэропорту полёты по кругу. Это называется «аэродромная подготовка». Сделали три серии по три полёта. На высоте 1000 футов, то есть 300 метров. Мать его ети с этими футами…

     Выбрали время с Банкиром, слетали на Як-52 в Токмак, выполнили там по паре полётов на пилотаж. Да я ещё слетал по небольшому маршруту на Мораве. Для «поддержки штанов»…

     Тут звонят из Киева, что пришёл тягач из Америки, его растаможили и отправляют нам. Деньги от нас эта фирма уже получила.
 
     Встречаем в аэропорту грузовик из Киева с нашим тягачом. Тот в кузове, в деревянном ящике. С трудом нашли на территории аэропорта место, где смогли выгрузить этот тягач. Разобрали ящик и предстало нашим глазам это американское «чудо» - низкий, длиной метра четыре ярко красного цвета агрегат. Похож на электрокар, на которых развозят багаж на вокзалах. Точно так же он управляется с торца, стоящим «рулевым». В рабочем, так сказать, торце этого «агрегата» с двумя сдвоенными небольшими колёсами установлен этакий «поддон», который подводится под переднее колесо самолёта. На «агрегате» этом стоит лебёдка. На переднюю стойку набрасывается широкий текстильный ремень, цепляется за трос лебёдки и переднее колесо затягивается на этот поддон. Потом поддон поднимается вместе с носовым колесом самолёта и самим самолётом, разумеется. Ну а дальше тягач этот буксирует самолёт с задранным носом и опущенным хвостом.
 
     Это мы разобрались с самим принципом работы «агрегата». Закатили его в ангар и Володя-техник приступил к его подробному изучению и тут же поставил его на электрозарядку. В комплекте была Инструкция на английском и небольшой набор инструмента.

     На следующий же день Володя уже лихо управлялся с тягачом. Решили мы ставить Челенджер в ангар. Надо сказать, что в Запорожье выпал снег, хоть и небольшой. Вся бетонка перрона аэропорта была покрыта снегом. А Челенджер стоял на перроне у терминала. Тягач без проблем перемещался по снегу. «Затянули» носовое колесо Челенджера на «поддон» тягача и потихоньку потащили его в ангар.
 
     Затянули почти весь самолёт в ангар, остановился тягач, смотрим на киль. Володя приподнимает «поддон», нос самолёта приподнимается, хвост соответственно «приопускается». Видно, что киль проходит в ворота. Тихим ходом Володя затягивает Челенджер в ангар ставим его в подходящее место. Закрываем ворота. Всё! Финита ля комедия! Все довольны! Все смеются!

     Через время, когда я оказался у местных диспетчеров на вышке, один из них спрашивает меня: - Слушай! Как вы затянули Челенджер в ангар? Мы же видели раньше, что киль не проходит?
     Пришлось объяснять…

     Попалась мне как-то открытка советских времён ещё 1973 года с изображением здания аэровокзала Запорожского аэропорта. А здание с тех пор не перестраивалось и не переделывалось. Нашёл я ту точку, с которой делался этот снимок в 1973 году и сделал такой же снимок, но уже в 2009 году. Рассматриваю две лежащие рядом фотки. Интересное зрелище! На старой фотке полностью остеклённый фасад здания с крупными буквами – АЭРОПОРТ и барельефом Ленина справа. У правого края здания стоят три автомата газированной воды и две синего цвета урны. На новом снимке то же самое здание, с теми же буквами АЭРОПОРТ, но весь остальной стеклянный фасад заполнен рекламными плакатами. Нет, конечно, барельефа Ленина, нет автоматов с газировкой… Но! Стоят на тех же местах те же самые урны того же самого синего цвета!!!

     Теперь у нас в ангаре спокойно и в тепле стоят – Челенджер, КингЭйр, Саратога и ещё есть место! В последние дни валит снег. Вся стоянка, подъезды к ангару завалены снегом. Занимаемся очисткой снега. Аэропортовая техника чистит стоянку перрона, а у самого ангара чистим мы лопатами…

     Вдруг поступает команда лететь Челенджеру в Борисполь. Надо свозить туда какого-то компаньона Шефа. Туда и обратно. Даю заявку и думаю слетать тоже этим рейсом. Познакомиться, так сказать, с «кухней» выполнения полётов Челенджера.

     Летим в Борисполь. Полёт Челенджера, конечно, отличается от полёта КингЭйра. Солиднее, ощущения другие, иные звуки. Скорость выше. Хотя полёт длится от Запорожья до Киева примерно те же 50 минут, что и на КингЭйре…

     Привезли пассажира в Борисполь, обратный вылет после обеда. За это время я съездил в Аэростар, порешал кое-какие вопросы и уже на борту Челенджерра, жду вылета на Запорожье. Перед вылетом обработали самолёт противообледенительной жидкостью со специальной аэропортовой машины.

     Командир экипажа, или, как принято говорить, «капитан» сейчас канадский пилот в возрасте, бывший, кстати, сотрудник канадского национального авиационного департамента. Как он сам говорит, надоела бюрократическая работа, вернулся «за штурвал».

     Взлетаем. Буквально через пару минут после отрыва самолёта раздаётся какой-то резкий, похоже, аварийный сигнал. Иду к пилотской кабине, капитан ведёт радиообмен, а второй пилот говорит, что у нас разгерметизация. Будем заходить на посадку.

     Выполнили полёт по кругу. Зашли, сели. Зарулили на стоянку, выключились. Капитан выходит из кабины и быстрым шагом идёт к входной двери, что-то проверяет. Оказывается, не полностью была закрыта дверь. Вроде бы ерунда и можно снова лететь… Но, не тут- то было. Это же инцидент! Прекращение взлёта! Должно быть разбирательство. И дальнейший полёт может быть только после одобрения авиакомпании и, что самое интересное, - только после одобрения фирмы производителя самолёта!

     Ну, думаю, это надолго. Но нет, на удивление, после нескольких звонков капитана в Канаду в компанию AKASS, диспетчер разрешает запуск, и мы благополучно улетаем из Борисполя.

     По разным причинам, - бухгалтерским, налоговым и прочим, надо, чтобы стоянку в ангаре оплачивала канадская авиакомпания АКАСС, как формальная владелица Челенджера. «Слеплен» был соответствующий договор между АКАССом и нашим «Авиацентром», как «арендодателем».

     Наивные канадцы! Прислали на наш банковский счёт месячный платёж в американских долларах. У нас, конечно, нет и в помине валютного счёта. Звонят из банка, дёргают. Пришлось ходить туда-сюда с бумагами, срочно открывать валютный счёт. И теперь каждый месяц мне приходилось «изобретать» инвойс, то есть счёт за стоянку, акты за себя и за АКАСС. Пришлось «изобрести» и печать АККАСа. Наш банк на бумагу без печати даже смотреть не будет. Но, это не проблема, - купил в супермаркете наборный штамп…

          В запорожском аэропорту иногда можно наблюдать интересные «картинки» - вот, например, грузят в Ил-76 Су-25 с отстыкованными крыльями. Это, скорее всего, отправляют после ремонта на местном авиаремонтном заводе в какую-нибудь арабскую страну. А может и не в арабскую. Знаю, что как-то американцам и Су-27 Украина продала…

     А на днях прилетел Ан-124 «Руслан» на замену двигателей. На запорожском моторостроительном заводе Мотор-Сич «руслановские» двигатели производят и ремонтируют.

     Сразу после Нового Года Челенджер отправляется в целое «турне» по Европе. В один день летит в Пафос (Кипр), оттуда в Тель-Авив, потом в Цюрих и возвращается в Запорожье. На следующий день летит в Зальцбург, оттуда в Цюрих. Ещё на следующий день из Цюриха летит через Базель в Зальцбург. Там стоит неделю и возвращается в Запорожье. В голову приходит мысль, что это получается путешествие по «местам боевой славы» товарища Ленина!

     Во второй половине января планируем гнать КингЭйр на регламентные работы. Ближайшее место, где можно это сделать, - Брауншвейг. Это Германия. Там, кстати, обслуживаются и аэроруховские КингЭйры. А значит «тамошний» Центр технического обслуживания сертифицирован в Украине. Это в большей мере и определяло наш выбор. Там же обслуживаются ещё некоторые самолёты, что «приписаны» к Аэростару. В Аэростаре я как-то встречался с одним инженером из этой брауншвейгской фирмы. Его зовут Йенс, он когда-то, будучи ГДРовским немцем, окончил Киевский институт гражданской авиации. Учился вместе с Директором Аэростара. Это было ещё одной причиной, по которой Аэростар имел дело с этим брауншвейгским Центром технического обслуживания. Йенс говорил по-русски, был общительным и весёлым человеком. Все дальнейшие вопросы по обслуживанию самолёта, срокам выполнения работ, вопросы прилёта и улёта, размещения нашего «личного состава» в гостинице, я решал, как раз с Йенсом.

*- на фото:
             - бусировка Челенджера в ангар. 2009г - аэр.Запорожье.

        - фото автора.

25.09.2021 - Севастополь.

Продолжение: -
http://proza.ru/2021/09/28/237