Красные идут не стой на пути

Георгий Иванченко
Куда именно они идут?

Разумеется, во власть. В полном соответствии с итогами прошедших выборов. Они утверждены решением ЦИК и вступили в силу. У ЕР - 49,8%  мест в ГД, у КПРФ - 18,9%. Однако, совсем другое соотношение голосов при выборах региональных органов власти. Алтайский край: ЕР - 33,7 %, КПРФ - 30,5%. Серьезная заявка. В других регионах ещё более убедительные результаты. Коммунисты победили во Владивостоке, ЮжноСахалинске, Якутске, Омске.

Почему несовместимые «ура» и «караул» реальны?

Потому что общество разобщено, изрядно поляризовано и одни будут кричать «Ура!», в то время, как другие скажут: «Караул!» У каждого свои аргументы. Здесь одни - кто за коммунистов голосовал и полон надежд, а другие - кому это несёт скрытые угрозы и глубокий пессимизм. Однако, больше всего тех. кто выжидающе помалкивает.

Будет ли успех?

Рассчитывать на улучшение материальных условий жизни населения в связи с повышением доли коммунистов в органах власти в короткие сроки после выборов было бы неразумно.. Ресурсы прежние. Порядок прежний. И правящая партия в стране всё та же самая.

У нее своя политическая линия, своя социальная база, отчасти зависимая (бюджетники), отчасти - влиятельная и финансово, и информационно, и в смысле административного ресурса. В результате ЕР, кроме ряда территорий, сохранила большинство и право закреплять свою линию в принимаемых законах и решениях, обязательных для исполнения всеми.

Усиливается ли влияние КПРФ?

Главный вопрос темы: об усилении влияния КПРФ можно говорить только применительно к регионам. А регионы в РФ -   «субъекты» , с крайне ограниченными возможностями.
Дело не столько в исторических традициях и административных регламентах. Причины финансово-экономические.

У кого деньги - у того власть

Все мало-мальски весомые денежные налоги - на добавленную стоимость (НДС), на прибыль, на доходы физических лиц (НДФЛ), на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и некоторые другие  идут напрямую в Москву. 

За регионам оставили налоги на имущество  и транспортный. Они сами по себе невелики, но главное - платятся раз в год в отличие от федеральных помесячных или операционных.  Так что штрафы с автомобилистов, в том числе через дорожные видеокамеры, в бюджете Алтайского края составляют 15% доходной части. Средства совершенно недостаточные даже для содержания социальной инфраструктуры, в том числе медучреждений.

Ситуация усугубляется тем, что РФ установлен порядок, по которому  организации платят налог не по месту основной деятельности, а по месту регистрации. Уродуют тайгу, заливают тундру, разбивают местные дороги, губят зверя и рыбу, а денежки идут в  столицу, где и оседают.

Третий решающий фактор централизации бюджета - экспортные поступления. Это более половины доходной части бюджета. Правительство считает этот поток настолько изобильным, что определенной части  экспортеров разрешили не возвращать выручку в Россию, а сразу оставлять на счетах зарубежных банков. По сути, прямое финансирование конкурентов в экономике и оппонентов в политике.


Таким образом, обломок СССР в лице нынешней России удерживается от дальнейшего распада прочными (пока не рвутся) нитями финансовых потоков. Москва сгребает на себя 90 процентов финансовых ресурсов могучим потоком, потом мерной ложечкой выделяют регионам и гражданам на жизнь и лишь кое-кому на процветание.
В РФ 85 регионов, из которых  3 доноры (Москва, ХМАО и ЯНАО) десяток  самодостаточных и 72 - вся русская равнина, юг и север европейской части, Сибирь и Дальний Восток -  дотационные.   

О равенстве

О равенстве или каком-то паритете в распределении средств по территориям говорить не приходится. Господствует принцип политической целесообразности. Неравенство регионов по уровню бюджетной обеспеченности остается колоссальным.

Когда Кадырова спросили, откуда средства в Чечне на роскошное строительство и развитие республики при дефицитном бюджете, он скромно ответил: «Аллах дает!».
Особый порядок  финансирования сохранили Татарстан  и Башкирии, которые в 90-х объявляли суверенитет на воздушное пространство, отказывались делиться с Москвой налогами, собираемыми на своей территории.
 
Большие дела быстро не делаются

Можно рассчитывать, что усиление коммунистов во власти позволит сократить воровство и злоупотребления, нерациональные расходы и потери. 
Однако быстро нарастить собственную налогооблагаемую базу при ограниченности средств и бедности населения для регионов неподъемная задача. Кремль вряд ли будет делать снисхождение и уступки в финансировании красных регионов.

Задача предстоит нелегкая.

На перемену социально-экономического курса либерального правительства, распродающего остатки федеральной собственности, рассчитывать трудно. Свои программные наработки партии никто реализовать не позволит. А ответственность за положение дел возрастет. Партия и ее союзники взяли на свои плечи большую ответственность. Оправдать доверие избирателей будет очень нелегко.

Народ безмолвствует

Между тем, для будущего страны это будет иметь решающее значение. Не только по экономическому результату, но и по морально-психологическому. На выборы пришло 50% избирателей, в общем и целом  можно округленно считать, что половина из них поддерживает линию правительства и ее партии ЕР, половина тяготеет к КПРФ и другим оппозиционным силам.

Совершенно очевидна позиция большинства: тех почти 50% избирателей, отказавшихся голосовать. Они не верят ни правительству, ни коммунистам. В этом самый важный и тревожный результат прошедших выборов. Страна расколота, доверия народа нет ни к власти, ни к оппозиции.