"Последняя ночь Титаника" — кинодрама 1958 года, экранизация одноимённой документально-исторической книги Уолтера Лорда. Режиссёр Рой Уорд Бейкер. В декорациях использованы сохранившиеся чертежи интерьеров корабля, в качестве консультантов выступили четвёртый офицер «Титаника» Джозеф Боксхолл и коммодор Гарри Греттидж, а также выжившие пассажиры.
Фильм получил «Международную премию Сэмюэля Голдвина», британский аналог премии Золотой глобус. По отзывам кинокритиков, из всех фильмов, связанных с гибелью Титаника, это самый точный в отношении деталей трагедии.
Титаник, крупнейшее судно своего времени, отправляется в первое плавание по Атлантике из Англии в США, на борту которого собраны сливки британского и американского общества (1 класс), а также более рядовые пассажиры и эмигранты (2 и 3 классы). После предупреждений об айсбергах от идущих впереди пароходов, капитан Эдвард Джон Смит (Лоуренс Нейсмит) продолжает вести судно на большой скорости.
Поздно вечером 14 апреля 1912 года «Титаник» сталкивается с айсбергом, повреждая пять отсеков ниже ватерлинии. Томас Эндрюс (Майкл Гудлайф), конструктор судна, осматривает повреждения и понимает, что корабль скоро затонет, а на борту недостаточно спасательных шлюпок. (1200 шлюпок на 2220 человек) Посылается сигнал бедствия, на который отзывается «Карпатия». Но она далеко.
Капитан Смит приказывает офицерам начать спуск спасательных шлюпок. Многие женщины и дети не хотят садиться в маленькую и тесную лодку и их приходится затаскивать туда силой. Стюарды изо всех сил пытаются сдерживать пассажиров третьего класса. «Карпатия» спешит на помощь, но не успевает.
Все это время на находящемся буквально в нескольких милях от «Титаника» грузовом пароходе SS Californian капитан и радист спят, а старший помощник невозмутимо обсуждает с офицерами природу «странных сигнальных огней», посылаемых с гибнущего лайнера…
На палубе «Титаника» начинается хаос, оставшиеся пассажиры осознали, что лодок не осталось. Судно набирает воду в пробитых нижних отсеках и, в конце концов, тонет, стремительно уходя носом под воду. Нескольких мужчин на опрокинутой шлюпке спасает «Карпатия».
* * *
Я волновался, когда смотрел фильм. Зная, чем все закончится, я постоянно ставил себя на место этих людей. Целый спектр чувств – от безразличия, обреченности, сочувствия до надежды. Драма Титаника поразительно вписывается в наше время. Да, я имею в виду все наши беды (слишком много, чтобы перечислять). Точно также как на «непотопляемом» корабле есть пассажиры первого класса, развлекающиеся в лаунджах, у нас есть олигархи, проводящие время на супер-яхтах или на площадках для гольфа. Есть второй класс – бизнес-элита, стремящаяся попасть в разряд миллионеров. И есть народ (третий класс) - живущий надеждой свести концы с концами. Мысль о гибели Титаника, выступающего символом нашей цивилизации, кажется им невозможной. Понимают неизбежность трагедии считанные люди – капитан, его помощники, инженер, построивший корабль.
Но в отличие от Титаника, у нас нет капитана. А был ли он? (Рекомендую прочитать притчу о Корабле дураков http://proza.ru/2015/11/05/1304 ) Есть небольшой круг людей (климатологи, экологи, социологи), но их никто не слушает. Бизнес-элита уверена, что мы успеем найти техническое решение (или уже нашли), которое позволит спастись. О том, что пассажиров слишком много (8 млрд), земли слишком мало (требуется полторы Земли, чтобы всех прокормить и эта диспропорция все время растет), а топливо на исходе, говорить не принято. Не травмировать же слабую психику людей.
Правда, есть одна девочка с косичками, поднимающая шум, но ее считают ненормальной.