VIII. Гл-44. Посадка в Юхариной Балке

Геннадий Чергизов
     *** Малая Авиация. Часть-3. ***

     Звонят из офиса, - надо отвезти в Херсон одного коммерсанта, - в одну сторону. Почему бы нет. Знакомлюсь с данными нового для меня аэропорта. Даю заявку, получаю подтверждение.

     С утра подъезжает этот коммерсант в аэропорт. Летим на Херсон. Связь, как обычно, Днепр-Информация, потом Симферополь-Информация. Пролетаем рядом с Запорожской атомной станцией, это город Энергодар на берегу Каховского водохранилища. Там, конечно, запретная зона, летим мимо. Хорошо видна и сама станция, четыре энергоблока и водоём, где охлаждается вода со станции. Интересно, что при полном отсутствии в воздухе облаков, над этим водоёмом, как привязанные, висят лёгкие облачка. Это, видимо, от того, что там тёплая вода…

     Вот пора связываться с Вышкой Херсона. И Диспетчер огорошивает меня тем, что аэропорт не работает, принять меня не может. Как же так! Ведь я давал заявку, она была «удовлетворена», я получил подтверждение… Прошу принять меня, как «на площадку». Но диспетчер отказывается. Приходится разворачиваться и возвращаться. Как я понял позже, у них там какая-то конфликтная ситуация, неразбериха, аэропорт то закрывают, то открывают.

     Возвращаемся в Запорожье. Получился «ознакомительный» полёт в сторону Херсона длительностью один час 50 минут. Других планов на этот день нет, и я решаю слетать на Як-52 в Токмак. Давно планировал слетать там на Мораве. Як стоит в Широком, еду из аэропорта туда. Созвонился с техниками, они на месте. Пока я доехал до Широкого, Як уже был готов. Заявка не нужна, я же не из аэропорта лечу. Звонить в Токмак даже не стал, - там всегда кто-то есть, хотя бы охрана. А Мораву я и сам могу подготовить.

     Через полчаса я уже заходил на посадку на самую, что ни на есть, авиационную площадку запорожской области – Токмак. При подходе внимательно осматриваюсь, сделал проход над полосой. Вроде всё нормально, полоса свободна, никаких помех нет. Зашёл, сел, зарулил на стоянку.

     Встретил меня знакомый охранник. Вместе расчехлили Мораву. Я проверил заправку масла и бензина, заправлять не надо. Осмотрел самолёт, проверил аккумулятор и всё остальное. У меня в плане сделать пару кругов.
     Посидел в кабине, - прошёл тренаж, «проиграл» полёт по кругу, вспомнил режимы и прочее. На борту, конечно, есть «шпаргалка» - карта.

     Полёт на Мораве всегда интересен, - на взлёте не расслабишься ни на полсекунды, рук просто не хватает. Адреналин так и прёт! А вот на посадке, - …уснуть можно. Делать почти ничего не надо. Самолёт, можно сказать, - сам садится. Такой интересный самолётик сделали чехи.

     Сделал я пару кругов на Мораве. Поставил на место, зачехлили. Сел в Як-52 и вернулся в Запорожье.
     Так в один день я слетал на трёх типах самолётов. Такое в Армии и представить было трудно, не считая испытателей, конечно. Но, такое возможно в Малой Авиации!!!

     Собираюсь лететь в Одессу, надо «свозить» туда одного работника «нашего» банка. Даю заявку.
     С утра летим. Уже не первый раз лечу в Одессу. Примерно полтора часа «делов». После посадки всегда приходится долго рулить и ставят далеко от терминала. Пассажир мой уехал, у меня куча свободного времени. С некоторых пор появился у меня телефон моего однокашника и сослуживца по Спасску-Дальнему и Смирных Коли Зайцева. Заканчивал он свою службу в Одессе в отряде транспортной авиации, базировавшегося в одесском аэропорту. Здесь после увольнения из Армии Коля и остался. Живёт в авиагородке рядом с аэропортом.

     Созвонился я с ним и уже через полчаса был у Коли в гостях. Посидели, повспоминали… Коля не сильно изменился, прошло «всего» …29 лет.

     Снова везу Сашу Заславского в Луганск. «Накатанный» маршрут уже. Летим на тысяче футов. Жарко, немного болтает. Через один час 17 минут садимся в Луганске. Обычно сонный и пустой аэропорт сегодня «жужжит». На перроне идёт посадка пассажиров в Як-42 «LVIV AIRLINES» бортовой номер UR-42403. Наверное, рейс на Киев. Рядом стоит какая-то «иномарка», похожая на Ан-24 «ЮТэйр», бортовой номер VP-BLJ. Это рейс явно на Москву. Наша Саратога, конечно, теряется на «просторах» стоянки.

     Обратно летим в конце дня. Маршрут знакомый, местность нельзя назвать однообразной, - то поля, небольшие сёла, то терриконы шахт, то, вдруг, открывается огромный дымящийся завод. Проходим южнее Донецка. Под нами объездная дорога, огромная ТЭЦ. Сам Донецк достаточно зелёный город. В пригороде можно среди зелёных массивов и россыпи жилых домов можно увидеть огромные терриконы, некоторые покрыты зеленью. Видно остатки старых шахт.

     Весь полёт состоит из того, что я по очереди нажимаю на GNS кнопку следующей навигационной точки или подкручиваю курс в режиме «Директ». По мере выработки бензина, переключаю топливный бак, контролирую режим двигателя, изредка веду радиообмен. Однообразно, однако. И даже нудно. Ещё всё время перебираешь кучу бумажек разных, под рукой обязательно должна быть ручка, записать то частоту, то давление. Вот так пилоты и превращаются в «операторов»…

     При необходимости изменить высоту, устанавливаю цифру высоты, режим двигателя и жду, когда, после подхода заданной высоты, самолёт сам перейдёт в горизонт и будет выдерживать высоту. Остаётся только корректировать режим двигателя. Так можно дойти на снижении по глиссаде до дальнего Привода или ещё «дальше», используя ИЛС. Только останется выпустить шасси и закрылки. Ну, ещё РУДом немного работать. И только перед самой полосой можно взять штурвал. Так можно и разучиться летать, в смысле «управлять» самолётом…
     Хотя есть и плюс, - можно рассматривать местность под собой, - высота в основном от одной до двух тысяч футов. Или «по-нашему» - примерно от трёхсот до шестисот метров…

     Интересный полёт получился у меня вскоре на Саратоге. Надо было отвезти одного знакомого Шефа в Симферополь и сразу вернуться. Даю заявку, готовлюсь.
Жду в аэропорту пассажира. Он задерживается и сильно. Я уже не успеваю вернуться в Запорожье днём. В аэропорту Симферополя остаться на ночь нельзя. Там свои заморочки. Вырисовывается такой план, - после высадки пассажира в Симферополе лететь в Севастополь на «Юхарину Балку». Это аэроклубовский аэродром. Звоню туда, они не возражают. Даю срочную заявку на перелёт из Симферополя в Севастополь. И на завтра из Севастополя в Запорожье.

     Вылетаем из аэропорта Запорожья. Монотонный полёт на трёх тысячах футов. Практически маршрут – прямая линия от Запорожья до Симферополя. Разнообразие наступает с подлётом к Крыму. Наблюдаю Чонгар, Сиваш, здесь сходятся автомобильная и железная дорога. Зелёные поля Херсонской области переходят в отдельные водные массивы и степь с солончаком севера Крыма. Впереди Джанкой с заброшенной полосой бывшего военно-транспортного полка на восточной окраине. Аэродром давно не работает. Скорее по привычке обхожу его левее. Наблюдаю приличную, неразобранную бетонную ВПП стандартной длины 2500 метров. И ни одного самолёта на ней.

     Вскоре выходит на связь со мной Радар-Симферополь. Хоть у меня и визуальный полёт, но воздушное движение здесь есть и Вышка возьмёт меня позже. Заход с прямой не получится, Симферополь работает с посадочным курсом 10 градусов. Буду выходить на Привод, потом к третьему развороту и заход с круга. Вот берёт меня на управление Вышка, диспетчер, видимо, захлопотанный, особо не вникал, кто там летит визуально. Принимает меня за вертолёт, а обычно на моей высоте и визуально летают вертолёты, даёт мне заход на вертолётную площадку «номер два». Продолжаю идти на Привод. Диспечер настаивает, чтобы я доворачивал… Вижу впереди левее старую симферопольскую полосу, - на ней сейчас и вертолётные площадки, и стоянка. Тут, слышу, как вмешивается другой голос и мне разрешают выход на Привод. В будущем не раз ещё будут диспетчера принимать Саратогу за вертолёт, я к этому даже привыкну.

     Прохожу через Привод, захожу по кругу, сажусь. Полёт длился один час 19 минут. РП разрешает развернуться на полосе и рулить обратно, иначе до места сруливания мне пилить и пилить. И всё равно приходится до стоянки рулить два километра. Такие тут расстояния.

     Уехал мой пассажир, я сразу же вылетел на Севастополь. Здесь недалеко, на 1500 футов двадцать минут лёта. Можно было и быстрее по прямой через Бахчисарай, но мне дают сначала выход на запад на побережье и выход с севера на юг на Юхарину Балку через аэродром Бельбек. Это даже интереснее. Бельбек не работает. Прохожу над полосой, разглядываю аэродром. Здесь базируются Су-27. Видны на стоянке. Иду через Севастопольскую бухту, через весь Севастополь. Шикарные виды, весь Севастополь как на ладони. Аэроклубовский аэродром на южной окраине города. Грунтовая полоса.

     Связываюсь с Юхариной Балкой, позывной «Геркулес». Узнаю по голосу Олега Охонько, начальника Клуба. Даёт условия. У них «домашние» полёты, летает один Як-52. Аэродром мне знаком. Забирали мы отсюда и перегоняли с Володей Дмитрийчуком в своё время пару Як-52. Захожу по кругу, сажусь. Заруливаю на знакомую стоянку. Ничего здесь не изменилось.

     Переночевал в каком-то пансионате на берегу Песочного пляжа. И в обратный путь. Напрямую в Запорожье. Снова иду через Севастополь. Красавец Город-Герой! Сразу же Бельбек и вскоре аэродром Кача. На удивление очень «просторный» аэродром. Прошёл и рядом с Сакским аэродромом. Хорошо видна «Нитка». Ну а там совсем немного по Крыму, через разноцветные водоёмы, потом «наискосок» через Херсонские степи и через один час и 42 минуты посадка в Запорожском аэропорту.
Через неделю слетал снова в Симферополь. Привёз обратно того самого пассажира в Запорожье.

     Полетели с Володей Дмитрийчуком на Як-52 из Широкого в Токмак. Надо бы полетать на Мораве. А там Радек привёз из Чехии интересную Цессну с двумя двигателями, установленными тандемом, - один впереди, как обычно, - «винтом вперёд», а другой сзади и винт вращается между двумя хвостовыми балками. Привёз он это самолёт не в лётном состоянии. Будет здесь «ставить на крыло».
Вижу ещё новое приобретение Радека. И тоже, наверное, привёз из Чехии. Это лебёдка для затягивания планера. Это, конечно, хороший вариант, - не нужен самолёт-буксировщик. Самого Радека не видно, - мотается где-то.

     Осмотрели с Володей Мораву, подготовили. Слетали по кругу и небольшому маршруту. И самолёт «тряхнул стариной» и я «поддержал штаны». Поставили Мораву на стоянку, зачехлили, сдали «под охрану».
     Сели с Володей в Як-52 и полетели обратно в Широкое. Через полчаса уже облетали Запорожье с юга через Днепр, мимо острова Хортица. Посадка в Широком.

* - на фото:

               - аэр.Луганск - 2009 год.

       - фото автора.

28.09.2021 - Севастополь.

Продолжение: -
http://proza.ru/2021/10/02/550