Середовичи

Анна Мержвинская
   Читая книгу "Жена башмачника" Адрианы Трижиани (на странице 391 увидела фамилию "Княжовичи"), я вдруг вспомнила про Середовичей.

    Отдыхая летом на даче, я помню что бабушка время от времени упоминала каких-то "Середовичей". Мне было лет 14-15. Я много читала разной литературы. А из школьных программ помню, что в русской истории были и Милорадович, и Середович. Это люди, жившие в Российской Империи в 19-м веке. А, если ещё точнее, то в Санкт-Петербурге того времени. Милорадович был военным и во время восстания декабристов, получил смертельное ранение на площади у Зимнего дворца. Он был генералом. К тому же, носил графский титул (или баронский?). Середович тоже был с титулом, аристократ.

     И вот, помня такие моменты из давней истории России, я стала прислушиваться, появился интерес. Кто ж это? О ком говорит бабушка? Дело в том, что людей с такой фамилией никогда не было нигде среди гостей, друзей. А праздновали в те времена много среди нашей большой родни: дни рождения, праздники. Начиная с осени и заканчивая поздней весной. И вдруг вот такая неизвестная фамилия? Причем, бабушка, называя фамилию, всегда имела ввиду не одного, а будто имела ввиду нескольких человек, носящих эту фамилию (Середовичи). Мама про них мне до этого, да и после, ничего не говорила (ни на даче, ни в городе Ленинграде).

     Пытаясь все-таки понять "о ком речь",я узнала что это семья - дальние родственники по линии бабушки. В Ленинграде они не встречались, а вот летом, бабушка иногда им что-то передавала. Но передавал кто-то из взрослых и только мимоходом. У Середовичей была дача или домик в соседней деревне, она называлась "Пеники". Когда мы с братом катались на велосипедах - мы ее видели, она виделась с дороги через пустые поля и низины, была на взгорье расположена. Нам казалось что она небольшая, но мы к ней не приближалась, не были в ней.

    Ещё помню, что бабушка, когда о них говорила, то всегда с неприязнью. Почему? Так и не знаю. Имен их не называли, говорили вскользь. У меня сложилось впечатление, что эти "Середовичи" - люди замкнутые, не желающие контактов, жили своим мирком, к остальной родне относились обособленно, никак себя не проявляя, но и к себе не подпуская. Иногда бабушка в Ленинграде с ними созванивались или они ей звонили. И это было всё. Даже их фото я никогда нигде не видела. А дедушка тоже их знал. Наверное, видел когда-то. Он понимал о ком бабушка говорит. Она о них что-то скажет, а он ей ответит. Так и переговаривались. По дедушке можно сказать, что он поддерживал бабушку в её отношении к ним, но воспринимал их просто как "факт присутствия бабушкиной родни" (главное, что их нет на даче и не надо с ними видеться и общаться).

    Наверное, Середовичи или их внуки, правнуки до сих пор живут, приезжают на лето в Пеники. Но до сих пор наша ветвь родственников не поддерживает с ними никаких контактов.

     А такая историческая фамилия..