Записки экскурсовода Ч. 31 Бело-голубые созвучия 4

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/10/09/10

В 1697 году Пётр I отправился в Европу в составе "Великого посольства",  дипломатической миссии России. Главной целью своего путешествия он избрал Голландию - одну из самых развитых и богатых европейских держав того времени, мечту его юности.
Первыми учителями Петра в ремёслах и морском деле были выходцы из Голландии. Голландский - единственный иностранный язык, который Пётр хорошо знал.  Именно в Голландию он посылал из России "многое число людей благородных", чтобы они научились строить корабли и дома, отливать пушки и лечить людей.

Стремление Петра I к заимствованию европейской культуры проявилось и в распространении в России печей-голландок в изразцах.     
Голландские изразцы получают широкое распространение в России. Для отделки очагов во дворцах и резиденциях самого царя, усадьбах знати приглашаются голландские мастера. В Эрмитаже сохранились  фрагменты облицовки голландских изразцовых печей, которые были обнаружены при раскопках Зимнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге.

Под впечатлением от голландских изразцов Пётр I повелел открыть в Стрельне под Санкт-Петербургом фабрику по образцу голландских заводов, чтобы повторить на нём бело-голубые изразцы Делфта. Русские мастера стали делать плитку не хуже заграничной. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.

Стрельнинскими изразцами облицованы почти все дворцовые печи Санкт-Петербурга, основная часть которых выполнена в голландском стиле, с характерной сине-белой росписью и пейзажными сюжетами. Отличие от чисто голландских изразцов - в дополнительном и довольно богатом декорировании обрамлений центрального рисунка: это всегда барочные рамки с разнообразными завитками или цветочными орнаментами.
Общая стилистика изображений относится к стилю delftware — голландскому стилю росписи.

Сначала русских акцентов в этих бело-голубых изображениях не возникало - на стрельнинских "кафлях" (изразцах) по-прежнему красовались голландские картинки. 
Но позже сюжеты изменились. Своим нарядным многоцветьем русские образцы свидетельствовали о богатстве и могуществе сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Началось щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века.

Недаром такой плиткой отделан дворец Александра Меншикова в Северной столице. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой выложены не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30 000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде.
 
Итак, именно кобальтовая (синяя) гамма росписи делфтского фарфора стала образцом для русских "кафлей", а к середине XIX века утвердилась в Гжели, которая внесла исконно русские приёмы в бело-голубые изображения.
 

Название "Гжель" относится и к русскому народному промыслу, и к виду  русской народной росписи. Также называется один из российских центров производства керамики. А ещё Гжель - это обширный район, состоящий из 27 деревень, расположенных в шестидесяти километрах от Москвы, в Раменском районе Московской области. 

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

В Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозём не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.
Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые "беложгущие" глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.

Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти её в Москву для "аптекарских сосудов", а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели "вольную" от царя и занимались только керамическим ремеслом.

М. В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: "Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская... , которой нигде не видал я белизною превосходнее…".

Около 1800 года в деревне Володино найден состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод, от которого пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства.
В 1830-е — 1840-е годы в Гжели было более 50 заводов и 30 живописных мастерских, работавших с керамикой. В это время там работали заводы Кузнецова и многих других. В начале XX века керамическое производство сосредоточилось в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

В 1930-е годы в Гжели создавали предметы агитационной направленности. Помимо этого, работала артель "Красная головка", выпускавшая фарфоровые детали для кукол.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего своё 670-летие.

В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.

В 1945—1949 годах начался третий этап развития гжельского промысла. После долгого торжества полихромной (разноцветной) росписи утвердилось использование кобальтовых красок на белой глине. На предприятие была приглашена художница Н. И. Бессарабова, разработавшая новый бело-голубой стиль изделий Гжели.

Как из глины создают фаянсовую и фарфоровую красоту, можно увидеть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=QS-amGyBo14

Вот таким интересным путём пришли к нам бело-голубые росписи современной преображённой Гжели: из Китая в Голландию, а из Голландии - в Россию.

На белом фаянсе и фарфоре расцветают лёгкие цветочные орнаменты, собранные в букеты и розетки, россыпи роз и хризантем, написанные синим кобальтом и украшенные золотыми штрихами, взлетают птицы и раскидываются пейзажи. Гжель впечатляет своим искусством, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской и иноземной культуры в сплаве лазури и белоснежной керамики.

Продолжение  http://proza.ru/2021/10/18/1358

Фото из Музея Гжели