Записки экскурсовода Ч. 33 Иезуитская хитрость

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/10/18/1358

"Время от времени я останавливался в Цзиндэчжэне, чтобы удовлетворить духовные потребности своих новообращённых, и поэтому я заинтересовался этим прекрасным фарфором. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве..."

"Помимо того, что я сам видел, я узнал очень много подробностей от своих неофитов, которые работают с фарфором. Я также подтвердил правдивость информации, которую они мне предоставили, изучив китайские книги по этому вопросу - так что я считаю, что получил довольно точное знание."

О том, что д’Антреколь (в Китае он получил "внутреннее" имя Инь Хунсюй), кроме обращения в католичество жителей Поднебесной,  выполнял ещё и тайную миссию, можно судить по ряду признаков.

Его непосредственным руководителем был казначей ордена иезуитов отец Луи-Франсуа Орри, который  происходил из известного рода, давшего Франции немало выдающихся финансистов. В конце XVII века представитель этой семьи являлся главным финансистом французской Ост-Индской компании.

Жан-Анри-Луи Орри, граф Фулви, младший брат министра финансов, был тесно связан с французским производством фарфора. Он руководил в финансовом интендантстве торговлей с Востоком и впоследствии участвовал в создании фарфоровой мануфактуры в Венсене - предшественницы знаменитой фабрики в Севре.

Луи-Франсуа Орри тоже мечтал открыть производство фарфора во Франции и потому был заинтересован в раскрытии секретов изготовления "белого золота".

Иоахим Буве  (тот самый, который обучал геометрии и западной философии любимого сына императора) организовал коллегам аудиенцию у императора Канси, после чего те отправились к местам своей работы.

Власти Поднебесной редко пускали иностранцев в центр производства фарфора. Однако Буве, который, возможно, знал о тайном задании, полученном д’Антреколем, воспользовался влиянием на императора и сумел получить разрешение на посещение Цзиндэчжэня.

Казалось бы, это удача! Но дело было трудным. Нюансы производства фарфора передавались из поколения в поколение в семьях гончаров и хранились в глубокой тайне.
Несмотря на отличное знание китайского языка,  д’Антреколь, проникший на фарфоровое производство, сталкивался там с профессиональным жаргоном гончаров, который он плохо понимал.

Поэтому полученные с большим  трудом сведения приходилось проверять и перепроверять. В этом помогали китайские книги, особенно справочники, содержащие сведения о фарфоре.

Франсуа Ксавье д’Антреколь сумел не только узнать многие тонкости фарфорового производства у китайцев, но и передать их в письменном виде во Францию.

Сбор информации затянулся на годы, и первое письмо (донесение) отцу Орри в Париж миссионер отправил лишь
1 сентября 1712 года. 

В первых же строках этого любопытного документа автор расставляет все точки над i: "Преподобный отец, мои регулярные поездки в Цзиндэчжэнь со временем позволили мне разобраться в процессе изготовления этого прекрасного фарфора, которым все восхищаются и который отправляется во все уголки мира... Я полагаю, что подробное его описание окажется полезным в Европе".

Далее Франсуа Ксавье д’Антреколь сообщает: "Кроме того, что мне довелось увидеть собственными глазами, я многое узнал от новообращённых христиан и прочих горожан, которые изготавливают фарфор. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве..."

В этих двух письмах, известных в наше время,  д’Антреколь  подробно описал технологию изготовления китайского фарфора. Он сумел во время пребывания в Китае отправить во Францию множество иллюстрированных альбомов, наглядно представляющих различные стадии производства[, а также образцы каолина, что имело очень важное значение для начала производства настоящих фарфоровых изделий.

Автор этих писем сумел вполне доходчиво объяснить, из чего делается фарфор, в каких пропорциях и как смешиваются ингредиенты, как надо месить получаемую массу, делать заготовки и обжигать их в печах. Кроме того, послание содержит описание ряда полезных побочных технологий. 

Д’Антреколь, например, сообщает, как следует делать крупные изделия, готовить глазурь, как "научить" фарфоровых уток и черепах плавать в воде, как вставлять в головы фарфоровых кошек зажжённые свечи, чтобы у них сверкали глаза".

О глубоком изучении предмета говорят и сведения о технологиях, доступных далеко не всем китайским мастерам. Например, техника "киацим-а" - благодаря ей на стенках сосудов появляются замысловатые картинки, когда их наполняют водой. Д’Антреколь упоминает даже духа Пу-са - покровителя мастеров фарфора Цзиндэчжэня.

Д’Антреколь подробно рассказал о своего рода конвейерах на фарфоровых предприятиях, позволявших значительно ускорить производство:
"Говорят, одно изделие из обожжённого фарфора проходит через руки семидесяти человек..."
Для Европы XVIII века разделение труда было в новинку. "Следует признать,- пишет историк Роберт Финлей, - что своими успехами промышленная революция XVIII века отчасти обязана гончарам Цзиндэчжэня".

Во втором письме, полученном в Париже 25 января 1722 года, содержится масса информации: о нанесении позолоты, о рецепте зеркальной черной глазури, об укреплении стенок изделий и т. п.   

В плане технологий д’Антреколя занимала не только тема фарфора. Он составил несколько донесений о том, как китайцы разводят шелковичных червей, как делают искусственные цветы, получают синтетический жемчуг, ртуть и даже как делают оральную вакцинацию против оспы. А ещё он пересказывает легенду о том, как одна женщина из местных родила змею.   
Кроме того, иезуит переводил китайские научные труды на французский.


Карьера д’Антреколя была успешной: после работы в провинции Цзянси он в 1706–1719 годах служил генеральным настоятелем (супериором) иезуитов в Китае, а с 1722 по 1732 год возглавлял миссию иезуитов в Пекине. Но известность его в другом: иезуитский священник открыл (украл) главный китайский секрет тысячелетия.

Продолжение  http://proza.ru/2021/10/27/77

Иллюстрация: Д’Антреколь пишет письмо в Париж