Предыдущая страница http://proza.ru/2021/10/18/1358
"Время от времени я останавливался в Цзиндэчжэне, чтобы удовлетворить духовные потребности своих новообращённых, и поэтому я заинтересовался этим прекрасным фарфором. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве..."
"Помимо того, что я сам видел, я узнал очень много подробностей от своих неофитов, которые работают с фарфором. Я также подтвердил правдивость информации, которую они мне предоставили, изучив китайские книги по этому вопросу - так что я считаю, что получил довольно точное знание."
О том, что д’Антреколь (в Китае он получил "внутреннее" имя Инь Хунсюй), кроме обращения в католичество жителей Поднебесной, выполнял ещё и тайную миссию, можно судить по ряду признаков.
Его непосредственным руководителем был казначей ордена иезуитов отец Луи-Франсуа Орри, который происходил из известного рода, давшего Франции немало выдающихся финансистов. В конце XVII века представитель этой семьи являлся главным финансистом французской Ост-Индской компании.
Жан-Анри-Луи Орри, граф Фулви, младший брат министра финансов, был тесно связан с французским производством фарфора. Он руководил в финансовом интендантстве торговлей с Востоком и впоследствии участвовал в создании фарфоровой мануфактуры в Венсене - предшественницы знаменитой фабрики в Севре.
Луи-Франсуа Орри тоже мечтал открыть производство фарфора во Франции и потому был заинтересован в раскрытии секретов изготовления "белого золота".
Иоахим Буве (тот самый, который обучал геометрии и западной философии любимого сына императора) организовал коллегам аудиенцию у императора Канси, после чего те отправились к местам своей работы.
Власти Поднебесной редко пускали иностранцев в центр производства фарфора. Однако Буве, который, возможно, знал о тайном задании, полученном д’Антреколем, воспользовался влиянием на императора и сумел получить разрешение на посещение Цзиндэчжэня.
Казалось бы, это удача! Но дело было трудным. Нюансы производства фарфора передавались из поколения в поколение в семьях гончаров и хранились в глубокой тайне.
Несмотря на отличное знание китайского языка, д’Антреколь, проникший на фарфоровое производство, сталкивался там с профессиональным жаргоном гончаров, который он плохо понимал.
Поэтому полученные с большим трудом сведения приходилось проверять и перепроверять. В этом помогали китайские книги, особенно справочники, содержащие сведения о фарфоре.
Франсуа Ксавье д’Антреколь сумел не только узнать многие тонкости фарфорового производства у китайцев, но и передать их в письменном виде во Францию.
Сбор информации затянулся на годы, и первое письмо (донесение) отцу Орри в Париж миссионер отправил лишь
1 сентября 1712 года.
В первых же строках этого любопытного документа автор расставляет все точки над i: "Преподобный отец, мои регулярные поездки в Цзиндэчжэнь со временем позволили мне разобраться в процессе изготовления этого прекрасного фарфора, которым все восхищаются и который отправляется во все уголки мира... Я полагаю, что подробное его описание окажется полезным в Европе".
Далее Франсуа Ксавье д’Антреколь сообщает: "Кроме того, что мне довелось увидеть собственными глазами, я многое узнал от новообращённых христиан и прочих горожан, которые изготавливают фарфор. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве..."
В этих двух письмах, известных в наше время, д’Антреколь подробно описал технологию изготовления китайского фарфора. Он сумел во время пребывания в Китае отправить во Францию множество иллюстрированных альбомов, наглядно представляющих различные стадии производства[, а также образцы каолина, что имело очень важное значение для начала производства настоящих фарфоровых изделий.
Автор этих писем сумел вполне доходчиво объяснить, из чего делается фарфор, в каких пропорциях и как смешиваются ингредиенты, как надо месить получаемую массу, делать заготовки и обжигать их в печах. Кроме того, послание содержит описание ряда полезных побочных технологий.
Д’Антреколь, например, сообщает, как следует делать крупные изделия, готовить глазурь, как "научить" фарфоровых уток и черепах плавать в воде, как вставлять в головы фарфоровых кошек зажжённые свечи, чтобы у них сверкали глаза".
О глубоком изучении предмета говорят и сведения о технологиях, доступных далеко не всем китайским мастерам. Например, техника "киацим-а" - благодаря ей на стенках сосудов появляются замысловатые картинки, когда их наполняют водой. Д’Антреколь упоминает даже духа Пу-са - покровителя мастеров фарфора Цзиндэчжэня.
Д’Антреколь подробно рассказал о своего рода конвейерах на фарфоровых предприятиях, позволявших значительно ускорить производство:
"Говорят, одно изделие из обожжённого фарфора проходит через руки семидесяти человек..."
Для Европы XVIII века разделение труда было в новинку. "Следует признать,- пишет историк Роберт Финлей, - что своими успехами промышленная революция XVIII века отчасти обязана гончарам Цзиндэчжэня".
Во втором письме, полученном в Париже 25 января 1722 года, содержится масса информации: о нанесении позолоты, о рецепте зеркальной черной глазури, об укреплении стенок изделий и т. п.
В плане технологий д’Антреколя занимала не только тема фарфора. Он составил несколько донесений о том, как китайцы разводят шелковичных червей, как делают искусственные цветы, получают синтетический жемчуг, ртуть и даже как делают оральную вакцинацию против оспы. А ещё он пересказывает легенду о том, как одна женщина из местных родила змею.
Кроме того, иезуит переводил китайские научные труды на французский.
Карьера д’Антреколя была успешной: после работы в провинции Цзянси он в 1706–1719 годах служил генеральным настоятелем (супериором) иезуитов в Китае, а с 1722 по 1732 год возглавлял миссию иезуитов в Пекине. Но известность его в другом: иезуитский священник открыл (украл) главный китайский секрет тысячелетия.
Продолжение http://proza.ru/2021/10/27/77
Иллюстрация: Д’Антреколь пишет письмо в Париж