Н. Чупиро. 6. Творец крылатых К

Александр Соханский
       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.

       Иллюстрации из архива Николая Чупиро
 

       ««В Воронеж К.А.Калинина (см.фото) переехать из Харькова заставила необходимость построить один из крупнейших самолетов 30-х годов – бомбардировщик К-7 (см.рис.в центре). Самолет запустили в производство  на авиационном заводе в Харькове в ноябре 1932 года. Это был огромный двухбалочный самолет, имевший 12 оборонительных точек и бомбовую нагрузку в 10 тонн. В пассажирском варианте он мог перевозить 128 пассажиров или 100 десантников. Полностью загруженный, он имел взлетную массу 38 тонн.

       С августа по ноябрь 1933 года проводились заводские испытания гиганта. 21 ноября при проверке максимальной скорости произошла катастрофа. Самолет упал на землю недалеко от аэродрома. Из 20 находившихся на борту испытателей осталось в живых только пять. Несмотря на катастрофу, перспективный самолет решили запустить небольшой серией. Мощности авиазавода для таких самолетов не хватало, поэтому строить серию решили в Воронеже. В конце 1934 года Калинин со своим ОКБ переехал в Воронеж на завод №18.

       У Калинина, как и у Москалева, первый самолет К-1, был высокопланом для перевозки 3-х пассажиров. На базе этого самолета разработали и построили более десяти модификаций К-2, К-3, К-4 и самый удачный экономичный пассажирский на 6 мест К-5, выпущенный серией в 260 экземпляров.
       Константин Алексеевич имел два высших образования, закончил Академию имени Жуковского в Москве и Киевский политехнический институт. Выбранная конструктором схема этих самолетов отличалась ферменным, из труб, фюзеляжем и эллиптическим в плане крылом с хвостовым оперением. Такие несущие поверхности имели  наименьшее аэродинамическое сопротивление.
       В отличие от Москалева, он в своих конструкциях использовал более мощные авиадвигатели от 240 до 480 л.с. На К-7  было установлено семь двигателей М-34. Всего планировали построить два самолета дублера К-7 с шестью двигателями, но в 1936 году строительство их прекратили. Руководство решило, что тяжелыми самолетами должен заниматься Туполев.

       Калинин начал работу над бомбардировщиком–бесхвосткой К-12 (см.рис.справа). Он был построен, испытан, но в серию не пошел, как и САМ-7. Самолет «летающее крыло» военные не приняли, слишком он казался экзотическим.  Москалевский  САМ-7 был построен чуть позже К-12, прошел только заводские испытания. В Главке посчитали, что нет смысла проводить испытания почти однотипного самолета.
 
       В 1937-1938 гг. Калинин очень много времени уделял разработке самолета К-15. К сожалению, практически никакой документации по нему не осталось. Это был самолет с треугольным крылом малого удлинения под ракетный или реактивный двигатель.
       Наверняка Калинин испытывал модель в аэродинамической трубе Воронежского университета и был знаком с руководителем этой установки А.В.Столяровым. Из книги А.С.Москалева «Голубая спираль» достоверно известно, что Столяров после захвата фашистами Воронежа был ими найден и вывезен в Германию по просьбе авиаконструктора А.Липпиша. Так в Германии могли оказаться результаты продувок моделей «Стрелы» и К-15.

       Когда американцы захватили на полигонах Германии новые образцы различных реактивных самолетов, среди них оказался неприметный планер ДМ-1, как две капли похожий на К-15 Калинина.

       А.К.Калинин происходил из дворян, поэтому в годы репрессий 1937-1938 гг. он был в апреле 1938 года арестован, исключен из партии и в октябре того же года расстрелян»».


      
       Продолжение: «Н.Чупиро. 7. От Сигмы до РМ-1» - http://proza.ru/2021/10/23/318