Афган

Галина Куриленко
Знаете,  когда забирали пацанов в армию  в те далёкие годы, никто не обсуждал действия политиков. Есть Родина. Есть Присяга. Есть  Долг.  Всё. Шли по приказу и выполняли его. Да, родители надеялись, что «пронесёт» и сын  не попадёт служить в Афганистан. Но везло не всем. Попадали, служили, некоторые остались там навсегда. А те, кто вернулся, вернулся с израненной психикой и не мог нормально строить свою жизнь дальше.   Многие  живые остались душой там, рядом с погибшими друзьями.
Наш город и район отдали Афгану 22 жизни.  Много это или мало? Политикам   мало. Мне -  слишком много. Потому, что двоих из них я знала лично.  И за каждой фамилией, высеченной на памятнике , поломанная жизнь их семей, медленная смерть их матерей.
Мать одиночка, зам директора училища, где я работала, Нина Николаевна. От службы в армии сын освобождён по закону, но бунтует, хочет быть как все. Идёт служить, друга посылают в Афган, а они неразлучны, пишет рапорт, посылают вместе с другом, погибли оба. Вой матери  над цинковым закрытым гробом буду помнить  до конца своих дней. ( ефрейтор Бондаренко В.В – первый в списке на памятнике)
Мать четверых сыновей, повар в садике моих детей, самый меньший без конца попадает в истории. Слова матери, сказанные лично мне – забрали бы в армию уже скорее, пока в тюрьму не попал. Забрали, Афганистан, груз 200. Я не была на похоронах. Но там дежурила скорая, которая делала уколы матери и не только ей… (  рядовой Пивень О.В. – на памятнике)
Про вернувшихся из ада слова их родителей  - « я так его ждала, все глаза выплакала, а он  вернулся и так издевается над нами, родителями, уходил служить спокойный, вернулся буйный»  , « Охохо… покалечила служба моего сына, покалечила, вернулся другой человек…».
Вот, такая цена этой войны. Простые люди для политиков всегда были «расходным материалом» во имя идей при социализме или во имя навара при капитализме, не важно. Какую территорию сделать полигоном для следующих  политических разборок у нас тоже не спросят, как показал 2014 год…
Много публикаций о тех событиях с разных углов зрения. Мой угол зрения –  женщины и матери двоих сыновей. И если в моих воспоминаниях мало геройского, поймите и простите.
 15 февраля каждого года, в день окончания вывода советских войск из Афганистана, мы вспоминаем и чтим память ребят отдавших жизни в противостоянии игроков мировой политики. Наших сыновей, никогда не ставших взрослыми...