Диверсии оун-упа на железных дорогах

Олег Каминский
     Одним из главных проявлений диверсионной деятельности является борьба против железнодорожных коммуникаций противника. В основном по результатам именно этой борьбы оценивается и результативность действий диверсантов в целом.

     Например, впечатляет количество диверсий на железных дорогах, произведённых советскими партизанами в годы Великой Отечественной войны. Так, по некоторым данным, общее количество подорванных и пущенных под откос эшелонов противника составляет около 18 тысяч, при этом было разбито или повреждено 9.400 паровозов и 110.000 вагонов.

     Из этого числа на Украине от действий партизан противник потерял, по имеющимся данным, 5.019 эшелонов, 5.294 паровоза и 51.981 вагон. Кроме того, было уничтожено 607 железнодорожных мостов и 44 крупных железнодорожных станций.      

     Подразделения и части Украинской повстанческой армии (УПА) и боевики из Организации украинских националистов (ОУН) тоже проводили акции саботажа на дорогах Украины, но количество их диверсий не идёт ни в какое сравнение с количеством диверсий советских партизан.

     Во-первых, в отличие от советских партизанских частей, которые с помощью авиации постоянно снабжались всем необходимым для проведения диверсий (взрывчаткой, различными минами, детонаторами, бикфордовым шнуром и т.д.), а также хорошо обученными специалистами подрывного дела, в составе УПА ничего такого поначалу не было.

     Во-вторых, руководство УПА опасалось репрессий со стороны противника: ведь за каждый пущенный под откос эшелон немцы жестоко карали окрестные сёла. А поскольку УПА набиралась из крестьян этих самых сёл, то и подставлять своих односельчан под удар им не было никакого смысла.

     Не удивительно, что члены ОУН и вояки из УПА всячески уклонялись от диверсий против немецких эшелонов.

     Тем не менее, отдельные случаи диверсий на железной дороге всё же имели место. К примеру, весной 1943 года одна из местных боёвок ОУН подорвала в нескольких местах пути Сокаль — Владимир-Волынский — Ковель.

     Известно также не менее двух случаев успешных диверсий УПА против немецких эшелонов.

     Один из них произошел 31 мая, когда бандеровцы подорвали в районе Олешичей пассажирский поезд. При этом, по данным самих националистов, было убито 7 и ранено много немцев.
 
     7 июня сельские боёвки повредили пути на линии Львов — Луцк, а между селами Браны и Стоянов даже пустили под откос немецкий поезд. Считается, что тогда погибло 30 немцев, но так ли это было в действительности – не известно. Не известна и реакция оккупантов на это дерзкое нападение.   
 
     Считается, что борьба националистов против немцев длилась около полутора лет — с 1943 года до середины 1944 года. За это время украинские повстанцы, по их собственным подсчётам, уничтожили около 12 тысяч немецких солдат и их союзников. Сколько на самом деле было убито врагов сказать невозможно, из-за отсутствия документальных источников.

     Надо сказать, что в целом вооружённые акции ОУН-УПА не имели никакого стратегического значения, совершенно не повлияли на ход борьбы между Германией и Советским Союзом и не сыграли заметной роли в освобождении территории Украины от немецких оккупантов. ОУН и УПА даже не удалось предотвратить вывоз около 500 тысяч украинского населения на принудительные работы в Германию.

     В конце концов, между представителями Вермахта и УПА была достигнута определённая договорённость. Согласно этой договорённости формирования УПА обязывались прекратить вооруженную борьбу против Германии, а немецкое командование в свою очередь гарантировало им оказание помощи оружием, боеприпасами, рациями и другим военным имуществом, для борьбы с общим врагом – Советским Союзом.

     Действительно, в рамках сотрудничества немцы передали частям УПА около 10 тысяч станковых и ручных пулеметов, 26 тысяч автоматов, 72 тысячи винтовок, 22 тысячи пистолетов, 100 тысяч ручных гранат, 300 полевых радиостанций и другое вооружение. Среди прочего, немцы снабдили украинских повстанцев необходимым вооружением для проведения диверсий на дорогах, а также обучили их боевиков подрывному делу. 

     Кроме вялотекущей борьбы с немецкими оккупантами, в начале 1944 года УПА втянулась в первые боевые действия против Красной Армии на Волыни и Полесье. Например, только с января по февраль в Ровенской области было зарегистрировано 154 нападения на подразделения и отдельных военнослужащих Красной Армии, в результате чего было убито 439 советских военнослужащих.

     Однако большинство лобовых столкновений с советскими войсками заканчивались для небольших отрядов УПА не в их пользу. Поэтому, уже в феврале 1944 года руководство УПА порекомендовало своим бойцам не проявлять никакой активности, с войсками в столкновения не вступать, сохранять и продолжать готовить кадры, создавать диверсионно-террористические группы для последующей борьбы с Советской властью и тем самым обеспечить сохранение основных сил УПА.

     Всё же постепенно действия УПА против Красной Армии становились всё более активными, при этом бандеровцы старались вывести из строя основные железнодорожные и шоссейные дороги, не допускать их восстановления.

     Уже весной 1944 года были отмечены отдельные попытки нападений УПА на эшелоны. Согласно советским документам, 7 мая в 14.00 было произведено нападение группы бандеровцев на воинский поезд, идущий из Киева на Казатин. Любопытно, что при этом была применена огнемётная струя из ранцевого огнемёта, правда, безуспешно. Нападение было отражено огнем воинов 53-го полка ПВО, сопровождавших эшелон. Потерь с обеих сторон не было.   

     В августе 1944 года, после того как войска Красной армии вступили на территорию Венгрии, Румынии и Польши, действия УПА ещё больше активизировались. С этого времени повстанцы стали нападать на советские коммуникации, грабить и сжигать военные склады на территории Западной Украины.

     Судя по всему, первую успешную диверсию против советского железнодорожного сообщения УПА осуществила 3 августа 1944 года. Тогда между станцией Клесов и разъездом Страшево (Клесовского района Ровенской области) бандеровцы заминировали полотно железной дороги, в результате чего потерпел крушение эшелон с боеприпасами. При этом 10 вагонов с боеприпасами были разбиты, было убито и ранено 8 советских бойцов.

     10 августа в районе посёлка Добротвер (Каменко-Струмиловского района Львовской области) был пущен под откос ещё один эшелон с боеприпасами,

     На следующий день, 11 августа в Ровенской области был подорван санитарный поезд № 454, в результате чего погибло 15 человек, а 40 медсестёр уведено в лес. В тот же день на перегоне Каменка Струмилов – Ракеты в 4 км от станции Ракеты Львовской области было подорвано железнодорожное полотно, вследствие чего произошло крушение воинского эшелона с боеприпасами. В результате крушения разбито 8 вагонов.

     В Станиславской области возле станции Зеленая Угневского района 13 августа был подорван воинский эшелон с боеприпасами. По советским данным, «в результате разбито 40 вагонов, расстреляно 50 человек, сопровождавших эшелон и такое же количество уведено в лес. Часть боеприпасов бандитами увезена и часть подорвана».

     26 августа в 3 км юго-восточнее Рава-Русская в результате диверсии пострадал очередной эшелон, при этом сошли с рельс паровоз и два вагона.
 
     С приходом основной массы войск Красной Армии и их дальнейшим продвижением на запад, количество диверсионных акций УПА на Ковельской, Львовской и Винницкой железных дорогах резко увеличилось.

     Бандеровцами уничтожались не только эшелоны, но и мосты: 3 сентября на железной дороге Ровно – Дубно было подорвано три моста.

     Особое внимание украинские повстанцы обращали на диверсии против советских воинских железнодорожных эшелонов.   

     Так, в ночь с 8 на 9 сентября, в районе Браны – Стоянов (Ковельская железная дорога) был обстрелян поезд № 1504. 

     10 сентября на перегоне Каменка Струмилов – Ракеты диверсионные группы УПА пустили под откос воинский эшелон с боеприпасами,

     Через два дня, 12 сентября бандеровцы даже захватили железнодорожную станцию Угнив, на которой уничтожили эшелон с воинским имуществом.

     А в 3 часа ночи 23 сентября на 160 километре перегона Отыния (Отыня) — Марковцы (Станиславская область) налетел на мину и потерпел крушение советский поезд № 901.

     Также в сентябре, в Ровенской области (Ковельская железная дорога) органы советской власти зафиксировали подрыв эшелона с боеприпасами, нападения на бронепоезд и станцию Томашгород.

     Подобные акции продолжились на железных дорогах и в октябре 1944 года.

     Например, 10 октября на перегоне Кривин – Могиляны (Винницкая железная дорога) вследствие подрыва железнодорожного полотна сошел с рельсов поезд № 1901.

     Документы советских охранных частей постоянно сообщали о диверсиях:
     «26 октября 1944 года бандиты, разобрав путь на железной дороге Людвиполь – Рокитно, пустили под откос поезд, следовавший на станцию Рокитно. Причём обстреляли ружейно-пулеметным огнём пассажиров. Имеются жертвы.
     29 октября на перегоне Клесово – Томашгород бандиты пустили под откос товарный поезд».
 
     В один из дней октября отрядом УПА «Прилуцкий» на линии Ракитно – Мачулянка был подорван какой-то «поиздок», вероятно, дрезина или маневровый паровозик.

     Наряду с эшелонами, уничтожались и мосты.

     За один только день 17 октября на участке железной дороги Красносильце–Ланивци–Ляпясивка (Львовская и Винницкая железные дороги) было сожжено сразу 6 железнодорожных мостов, а заодно и станция Куськивцы.

     Ещё больше – 11 мостов общей протяжностью 783 погонных метра было сожжено в ночь на 18 октября в Рожнятовском районе Станиславской области.

     До конца октября 1944 года лишь на Волыни было совершено около 800 нападений на советские тыловые объекты, в том числе на железнодорожные объекты.
 
     И в ноябре 1944 года диверсионно-террористическая деятельность УПА в советском тылу не прекращались.

     В результате подрыва мин, подложенных под рельсы, 15 и 22 ноября имели место 2 аварии поездов на железнодорожном участке Здолбуново — Дубно Волынской области.

     Ещё 3 аварии воинских эшелонов произошли на участке Здолбуново — Оженино той же области 27 ноября. При одном из этих нападений бандеровские диверсанты понесли тяжелые потери: в результате ответных мер советских войск было убито 40 и взято в плен 45 командиров и воинов групп УПА-Север. Как записано в советском документе «Взяты трофеи: ручной пулемет 1, винтовок 16, автоматов 4, пистолетов 3, гранат 13. У банды изъято 200 кг тола».

     Борьба на объектах железной дороги продолжалась в декабре 1944 года.

     Так, 6-7 декабря в районе села Чехи (Паниковецкий район, Львовская область) бойцы УПА заминировали железнодорожное полотно. Взрывом мины была повреждена бронеплощадка бронепоезда.

     А в ночь на 9 декабря в результате нападения на железнодорожную станцию Снятын (Станиславская область) было повреждено 100 метров железнодорожной колеи и сожжен мост.

     Всего в сентябре–декабре повстанцы УПА только на Ковельской железной дороге совершили 47 различных диверсий, из которых 11 привели к катастрофам эшелонов.

     А всего до конца 1944 года формирования УПА совершили 134 диверсии на железных дорогах, подорвали 13 и сожгли 15 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.

     Надо сказать, действия УПА и борьба с ней советских войск стоила обеим сторонам больших жертв.

     Так, по данным НКВД «за время проведения операций по ликвидации оуновских банд (февраль – декабрь 1944 года) убито 57.405 и захвачено живыми 50.948 бандитов. Захвачено оружия и боеприпасов: самолёт У-2 – 1, бронемашина – 1, бронетранспортер – 1, пушек – 35, минометов – 323, ПТР – 211, станковых пулеметов – 321, ручных пулеметов – 2.588, автоматов – 4.200, винтовок – 18.606, пистолетов и револьверов – 1.902, гранат – 30.911, снарядов и мин – 33.485, патронов – 3.613.000. Захвачено и уничтожено 708 складов с оружием, боеприпасами и продовольствием, 135 раций и 18 типографий. При проведении операций убито 1.537 и ранено 1.596 оперативных работников, офицеров и бойцов войск НКВД».

     Ожесточённое противостояние продолжалось и в следующем 1945 году.

     В течение января на объектах железной дороги было произведено 20 диверсий. К примеру, в сводке Управления НКГБ по Ровенской области сообщалось:
     «...12 января 1945 года на перегоне Малинск - Москвин бандой был обстрелян воинский поезд. В результате убит один и ранено шесть военнослужащих, пробит тендер паровоза...
     16 января на перегоне Рудня—Михайловка (Печаевская) миной натяжного действия был подорван товарный поезд. В результате взрыва сошло с рельсов и свалилось под откос 3 пустые цистерны, сгорела теплушка, погибли два человека (женщина и ребенок) и ранено два человека (по другим данным, шесть человек)».

     За февраль частями УПА было произведено 16 диверсий на железной дороге. Управление НКГБ по Ровенской области сообщало:
     «14 февраля в 22.00 на железнодорожном перегоне ст. Пост—Рокитное бандой разобрано 300 метров железнодорожного пути и подпилена рама моста. В результате следовавший пустым санитарный поезд потерпел крушение. Паровоз и 18 вагонов свалились под откос...
     15 февраля на перегоне Остки—Рокитное бандой УПА был разобран путь, в результате чего потерпел крушение поезд № 1111. Сошел с рельсов паровоз и 14 вагонов с народнохозяйственными грузами.
     17 февраля на перегоне Сарны—Немовичи в результате взрыва мины потерпел крушение пассажирский поезд местного сообщения. Паровоз и шесть вагонов сошли с рельсов. Убит машинист паровоза, ранено 14 пассажиров...».

     Значительного успеха достигли 22 февраля подрывники сотни ВО-4 УПА-Запад «Летуни», которые в районе села Голинь (Калушский район, Станиславская область) подорвали воинский эшелон, перевозивший одну из частей НКВД. Как заверяют сами бандеровцы, при этой диверсии было убито и ранено около 120 советских военных.

     Только в Волынской области за январь-февраль 1945 года было подорвано 10 эшелонов.

     В марте количество диверсий на объектах железной дороги сократилось: было произведено всего 9 диверсий.

     Например, в ночь с 19 на 20 марта на 25-м км участка Перегинского района (Станиславская область) было подорвано два паровоза.

     29 марта на перегоне Малынск – Немовичи (Ковельская железная дорога) диверсионной группой «Пащенко», путём разборки железнодорожного пути, совершено крушение товарного поезда № 1478.

     На следующий день той же группой «Пащенко» было произведено ещё две успешные диверсии: на перегоне Малынск – Немовичи подорван пассажирский поезд № 52, а на перегоне Сарны – Страшево подорван товарный поезд № 1120.
   
     Также в марте в Березновском районе (Ровенская область) был взорван паровоз узкоколейки Моквин – Березно.

     12 диверсий на объектах железной дороги было осуществлено в течение апреля.

     Одну из диверсий произвела 25 апреля уже упоминавшаяся группа «Пащенко», которая подорвала пассажирский поезд № 52 на перегоне Немовичи – Сарны (Ковельская железная дорога). Мина весом примерно в 5 кг взрывчатого вещества была подорвана под паровозом, с помощью пенькового шнура. Самое удивительное, что поезд № 52 второй раз стал жертвой диверсантов группы «Пащенко» (первый раз это произошло 30 марта).   
    
     1 мая на участке Сарны-Клесов был взорван поезд. Погибли 27 человек, в том числе три майора и один полковник.

     В начале мая группа повстанцев подорвала поезд возле Польской горы Колкивского района (Волынская область).

     Буквально на другой день после капитуляции Германии, 10 мая на участке Ковель – Поворск (Повурск), на мину, установленную диверсионной группой бригады УПА «Независимая Украина» наехал бронепоезд. Взрыв мины уничтожил паровоз.

     Оперативная группа повстанческого куреня «Кубика» в течение мая подорвала на линии Берестя–Ковель три поезда и один бронепоезд. Причём, как считали бойцы этого куреня, бронепоезд был так сильно повреждён, что его уже нельзя было отремонтировать.

     А диверсионной группой «Пащенко» в мае было подорвано три поезда на линиях Сарны – Ракитно и Столин – Ровно.

     Всего в 1-м полугодии 1945 года части УПА произвели 212 диверсий на железных дорогах, автомобильных шоссе, линиях связи.

     Росли и потери формирований УПА. К 1 июня 1945 года было убито 90.275 и взято в плен 93.610 бандеровцев. Кроме того, явились с повинной 40.395 членов ОУН-УПА. По данным советских документов, было захвачено: 1 самолёт У-2, 40 орудий, 449 миномётов, 566 станковых пулемётов, 4.451 ручной пулемёт, 8.614 автоматов, 33.737 винтовок и многое другое.

     Несмотря на окончание Великой Отечественной войны Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, боевые действия УПА не прекратились и диверсии продолжались.

     Так, в ночь с 14 на 15 июня на мину, установленную на участке Ковель – Сарны, наехал поезд. При взрыве мины был уничтожен паровоз и два вагона, убит машинист и два его помощника.

     В один из дней июня в районе Рафаловки был уничтожен железнодорожный мост.

     Диверсанты группы «Пащенко» в августе подорвали особый поезд на линии Сарны – Ровно.

     20 августа на перегоне между станциями Немовичи и Малынск Ровенской области в проходивший пригородный поезд было брошено несколько гранат. К счастью, жертв и повреждений не было. Проверкой пути впереди поезда была обнаружена заложенная под полотно мина, которую сумели обезвредить.

     В сентябре нападения на железные дороги участились, обстрелам подвергались также бойцы, охраняющие военные объекты.

     За один только день 15 сентября боевикам куреня «Месники» удалось захватить и разгромить небольшие станции Олешичи и Новая Гребля

     Этим же куренем 19 сентября были уничтожены четыре моста, в том числе два железнодорожных, а 20 сентября – железнодорожный мост в районе Олешичи – Суховоля.               

     Пытались нанести ущерб «совитам» и другие части УПА.
 
     25 сентября между станциями Клесово и Томашгород Ковельской железной дороги было заминировано полотно, но мина взорвалась после того, как поезд прошел.

     На следующий день в Станиславской области бандеровцы днем обстреляли железнодорожный состав с лесом. При этом были ранены два красноармейца.

     Успешными для националистов были диверсии 30 сентября. Тогда на участке Станислав — Стрый в результате крушения наливного состава сгорело восемь цистерн с горючим, а два паровоза и два вагона сошли с рельсов и были разбиты. При этом погибло 9 железнодорожников. А на участке между станциями Клесово и Томашгород Ковельской железной дороги на мине подорвался бронепоезд. Путь был поврежден на протяжении 50 метров. Движение смогли возобновить через два часа.

     Вечером 5 октября, ворвавшись на станцию возле Сокаля, националисты сожгли находившиеся на станции 30 вагонов и другие объекты.

     Ровно в полночь 8 октября боевики сотни Бурого взорвали железнодорожный мост через реку Сан.

     По некоторым данным в Любачевском уезде бандеровцы подорвали 2 моста и разобрали полотно железной дороги. Произошло эти диверсии в октябре, однако точные даты не известны.

     Зато известен случай, произошедший на перегоне Марковцы – Отыня 4 ноября в 22.00, когда на 165 км участка Коломыя – Станислав (Станиславская область) пассажирский поезд № 60 наехал на заминированный путь. Два вагона были разбиты, 3 вагона и паровоз сошли с рельс. Имелись человеческие жертвы — убито 2 и ранено 6 военнослужащих.

     Диверсии против железной дороги продолжались и в последующие годы, правда, информация об этом крайне скудна. Имеются сведения лишь о нескольких случаях.

     Например, 13 октября 1946 года бойцы УПА взорвали поезд МВД на линии Долина – Калуш (Станиславская область). Поговаривают, что при этом было убито около 100 чекистов, среди которых были и высокие должностные лица.

     А осенью 1956 года в районе Шепетовки (Хмельницкая область) продолжающие воевать националисты подорвали воинский эшелон с грузами.

     Считается, что 1956 год стал последним годом активной борьбы националистических сил, после чего боевые и террористические действия были практически прекращены. Лишь некоторые мелкие группки по два-три человека и боевики-одиночки ещё несколько лет фанатично продолжали борьбу против коммунистов.   

     Данных о потерях боевой и прочей техники, а также о нанесённом материальном ущербе, отсутствуют.  Нет полных данных и о количестве диверсий против эшелонов и потерях железнодорожного парка. Однако, как можно видеть из приведённой здесь обобщающей информации, насчитывается около 50 случаев успешных диверсий бойцов УПА против поездов и отдельных паровозов, в том числе не менее 10 диверсий, осуществлённых уже после окончания Великой Отечественной войны.   
 
     Разумеется, своими диверсиями на железной дороге УПА не могли нанести существенный ущерб – для этого им явно не хватало сил. Однако они в какой-то степени тормозили наступательные действия Красной армии, срывали поставки фронту воинских контингентов, вооружения и боеприпасов, а после окончания войны мешали перевозкам народнохозяйственных грузов.