Прионтина. Музыкальная критика на музблоге

Олег Данкир
---
Музыкально-Поэтический Альманах Прионтина.
........
Несколько советов как писать про музыку, и как правильно вести свой музыкальный блог.
======================
     Так или иначе любое писание хоть про музыку, хоть про соседа с соседкой – это критика. А чтобы критиковать что-то, нужно в это что-то проникнуть. Нужен диалог, нужно грамотное интервью. Нужно ходить на музыкальные кастинги, нужно посещать музыкальные театры. Здесь музыкальный писатель нарабатывает тот самый фон, на который он наложит информацию из ТВ ящиков, из радио и интернета.
     В музыкальной индустрии есть проблема понимания музыки для тех, кто пытается про неё писать. Можно не знать ничего в нотной грамоте, но при этом выдавать прекрасные эссе о музыкальных событиях. Но это бывает нечасто. Здесь всё-таки чаще мы видим критиков, которые захватили свою территорию, выстроили на ней свои недоступные крепости.
     Каких-то институций, которые готовили бы музыкальных журналистов в музыкальной индустрии нет. И никто не занимается социализацией людей, которые просто интересуются музыкой.
     Тексты о музыкальных событиях, это, прежде всего, всё-таки литература. Их не слушают, а читают. Публикуются они в блогах, где длинные тексты никто не читает. Это короткие сообщения о каких-то событиях, либо соображения по поводу малоизвестного музыкального стиля, о новом ансамбле исполнителей. В конце обычно даются ссылки на полную версию материала. Обычно это на бесплатных сайтах, у солидных критиков заведены собственные сайты.
     Длинную статью, какой-нибудь отчёт о музыкальном мероприятии, особенно заказной, лучше разбить на разделы, которые Вы опубликуете на своём блоге. Сразу всё выкладывать не нужно, стоит подождать отзывы, внести коррективы и публиковать свои мысли о музыке дальше. Только не нужно углубляться в теорию, историю, экологию. Это привлечёт внимание сотрапезников по музыкальном пиру, но не более.
     Основной материал по музыкальным вопросам идёт на английском. Да и сами песни сейчас на основных музыкальных форумах поются тоже на английском. Так что нужно его осваивать, хошь не хошь. Хотя есть переводчики сейчас практически на всех браузерах. Но это технический, первичный перевод. Для понимания нюансов нужны специальные словари по музыкальной терминологии.
     Чтобы написать хорошую статью о чём-либо, не только о музыке, нужно отключить Интернет, выйти на улицу и просто послушать на свежем воздухе пение птиц, кое, это пение, затем можно сравнить с пением или игрой той группы исполнителей, которую Вы выбрали, для того, чтобы вылить на них всю свою желчь.
     Вспомните свой опыт игры на барабане в детстве под стуки по паркету или по отоплению соседки сверху. Прикиньте, отчего это люди слушают эту какофонию. Кроме нот есть ещё социальная, технологическая, политическая и тусовочная стороны музыки сегодня. Обязательно пошинкуйте вопросы экономики, кто сколько и за что заплатил, кто там у них кого кинул. А уж если добудете информацию о том, кто с кем у них это самое, того этого, тут успех и стони тысяч кликов Вам обеспечены.
     Сейчас хороших редакторов почти не осталось, так что ашипки, синтаксис, фразеологизмы, структура Вашего песнопения остаются за Вами. Штудируйте грамматику. Следите также за фактической достоверностью имён, фамилий, городов, стран, названий местностей. Если используете цитаты, то старайтесь их перефразировать.
     Всегда следите за тем, кто читает Ваши вирши, что именно из написанного Вами привлекает внимание народа, что важно читателям. Но инициатива по мыслетворчеству только Ваша.
     Поскольку Ваше изложение музыкального мероприятия является не музыкальным, а литературным произведением, не увлекайтесь музыкальными терминами. А если даёте их, то тут же расшифровывайте, добавив какой-нибудь словесный каламбур. Даже о неудачном музыкальном проекте где-нибудь на том конце Земного шара можно написать изящно и точно.
     В текстах Ваших должно быть больше динамики, действия, музыкальных штормов, просто описать кто где сидел и на чём играл никому не интересно, кроме ваших собутыльников по музыкальному пирогу.
     Любые ярлыки, без которых в музыкальной критике трудно обойтись, должны быть объяснены и красиво литературно изложены. Это называется неймдроппинг. С этим делом можно немного даже пофлиртовать, поиграть словами, люди подумают, что Вы непромокаемый дока в этих музыкальных волнах.
     Для оценки музыкального произведения или его исполнения следует избегать формальностей, типа хорошо исполнили или отлично, которые обозначают только умственную лень. Можно поковыряться в ритмах исполненной музыки, сообщить об особом дыхании второго тона, что-нибудь про полифоничность мелодики, её двоичности, а где-то даже и эготеричности.
     Это по-эстетски, это будет оценено по цеху, а мы прослезимся, потихоньку, про себя скажем, что вот, надо было слушаться бабушку, а не деда, играли бы музыку в симфонии, а не пинали бы мячики, бегая полураздетыми под дождём. Хотя, нынче это разные деньги, за ноги платят больше, чем за пальчики.
     Самый лучший способ понять, что Вы там написали, это прочтение вслух. Несуразности засветятся сразу, но попробуйте уловить ритм Вашего критического эссе и, если поймаете эту ниточку, потяните за неё, поиграйте с ней, текст приобретёт новые краски, вторую основу, тайнопись для посвящённых. Любой, даже непрофессионал, сразу почувствует, что в тексте есть что-то интригующее. Да, есть музыка текста, есть его ритмика, и это то общее, что объединяет музыку и тексты.
     В каждой фразе имеет смысл вставить немного рэпа с намёками на неожиданные смыслы в аллюзиях, в сущности подобие простенькой шутки. Такие вставки будут синхронизироваться в головах у читателей с той музыкой, о которой идёт речь, если, конечно, наши чтецы её слушали.
     Рекомендуется текст сразу не выставлять в Интернете. Пусть полежит ночь, утром прочтите снова, обязательно найдёте слабые места.
     Меньше хвалите всё, касаемое музыки. Это касается и всего остального, что выставляется в Инете. Публика ждёт чего-то неожиданного, именно сохранение критического антуража Вашего эссе привлечёт больше внимания у литературных полотёров. Только пожалуйста, никого не надо громить, иначе почитатели тех, кого Вы разорвали в клочья в своём тексте, перестанут Вас читать.
     Будущее будет за голосовыми сообщениями, ушами люди лучше воспринимают информацию, как ни как, а триста тысяч лет стажа, научишься. Уже сейчас многие подключают к текстовым блогам видеоблоги. Нужно их тоже смотреть, хотя на это уйдёт времени больше, но и слушать надо, поскольку голосом передаётся значительно больше информации, особенно эмоциональной, чем текстом.
     Есть масса полезных сайтов и сервисов, на которые можно ссылаться при выкладывании своих текстов на музыкальные темы. Попытайтесь связаться с сервисёрами этих сайтов и добейтесь обменом ссылками друг на друга. Об оценке пользы такого обмена трудно даже говорить.
     Прислушивайтесь к себе. Доверяйте своей интуиции, которая сосредоточена в Нави, проживающей в Вашем подсознании, это, в сущности, самое дорогое, что у вас есть. Пытайтесь понять, почему вам не нравится конкретная музыка, что вас в ней задевает: возможно, проблема не в музыкальной теме, но ваша реакция будет созвучна ощущениям других людей.
     Когда слушаете музыку, её оценку следует производить с точки зрения, для чего она. Проще всего подкладывать под музыку сказки, лучше фольклорные, они изначально пелись. Многие сказки, кстати, вошли в песенный фольклор.
     Но самое эффективное при оценке любого музыкального произведения, это соединять её с библейскими текстами, не имеет значения с какими. Библейские тексты Ветхого Завета пелись не менее полутора тысяч лет, пока они стали записываться. Так что в них уже заложена музыка, которая обязательно откликнется на любое музыкальное произведение. А Вы просто слушайте в своей голове музыкально-поэтическую её версию.
     Если музыка и тексты сливаются, значит их сотворитель един, и он Создатель всего. От качества синхронизации текста Библии и музыки и пляшите в ваших критиках.
     При оценке того или иного произведения исходите из того, что оно Вам не нравится. В этом случае Вы избежите меломановских фишек, когда один альбом считается неоспоримым по своей значимости, а другой, как-то не очень. Попытайтесь вставить музыкальное исполнение в свою градуляцию, оцените по-своему, а потом внесите корректировки. Противоречить общему хору не обязательно, но при этом удастся выставить и своё мнение. Миллионы людей не ошибаются, но и миллионы зелёных тоже правы.
     Хороший музыкальный критик сегодня должен знать, как строится музыка на средствах цифровой музыкальной индустрии. Есть проги для проигрывания музыки, есть проги для её корректировки, есть проги даже для полной перестройки музыкального произведения. Всё это уменьшает дистанцию между сочинителями, исполнителями и слушателями до такой степени, что все они объединятся в Вашем компе.
     Каждый раз, когда Вы пишете о музыке, не поленитесь начать с вопроса о том, зачем она нужна, какова была её история, как музыка связана с политическим и социальными конфузиями в обществе. Каждый раз отвечайте на эти вопросы по-новому, именно Ваше мнение, история Вашей личности всех посетителей Вашего бога будет интересовать как самое ценное в Ваших исследованиях.
     Не приписывайте себя ни к одному музыкальному братству музыкальному. Расширяйте свои мотивации во все музыкальные аспекты и музыкальные стили. В сущности, и классика и джаз есть одно и тоже, если убрать условности.
     Если Вы услышали нечто, что не вкладывается ни в одну музыкальную страту, просто придумайте этой новости и новое название. Пускай это нечто станет новым жанром, а Вы станете его первооткрывателем. Разве это не сенсация в Вашем тексте на блоге. Мозг человека так уж устроен, что он ищет в окружающем мире что-то новое.
     Любое музыкальное произведение несёт себе что-то новаторское, что-то такое, что противоречит установившимся правилам. Тут важно знать, зачем такая музыка. А Вы наложите её на какую-нибудь Библейскую историю. И вообще, нужно писать о жизни музыки в жизни общества, о её роли в этой истории, в истории страны, где она родилась.
+++++++++++++++++++