Ведьмина метла

Вадим Светашов
                Ведьмина метла.

          После окончания четвёртого семестра до начала сессии образовался промежуток. Первые консультации перед экзаменами начинались через одиннадцать дней, и я решил провести это время у родителей в Кировграде. Там можно было спокойно готовиться к сессии, отдохнуть и в чём-то помочь по дому.
          Приехал вечером, а уже утром получил от отца задание: огородить чёрную и красную смородину, разросшуюся в саду вдоль внешнего забора. До обеда просидел с конспектами, а после – приступил к работе. Сделал заготовки из старого штакетника и начал сооружать рамки. Увлёкшись работой, я не сразу заметил какое-то мелькание в щелях забора, а потом услышал шёпот. Слов, конечно, не разобрал, но заинтересовался. Встав на нижнюю прожилину забора, заглянул через него. Картина, которую я увидел, позабавила меня. За забором находились соседские братья-погодки, Санька и Колька. Старший – Санька, стоял на четвереньках и прижав голову к забору, пытался увидеть кого-то в щель. Младший, нагнувшись стоял рядом и тихо шептал непонятно что. В руке он держал трёхлитровый алюминиевый бидончик.
          -- Эт-то кто тут бродит, работать мешает! – гаркнул я сверху.
Санька, с перепугу, сел на пятую точку, а Вовка вскинул голову и выронил бидончик. Из него на траву вылилась вода вместе с несколькими снулыми рыбёшками.
          -- Д-дядя Вадим… -- слегка заикаясь, протянул Санька – а мы думали, что дед Кузьма тут стучит…
          -- А вам до него какое дело?
          -- Дак, мы хотели спросить, когда Вы приедете? – и заворчал на Кольку – У-у-у, раззява, всю рыбу выплеснул, нельзя ничего доверить…
          -- Я-то вам зачем понадобился?
          -- А вот понадобились. Вы бы вышли и мы расскажем.
          Я слез с забора, вышел за ворота, сел на лавочку и поманил их рукой. Они было пошли ко мне, но Санька вдруг остановился.
          -- Колян, собери рыбу и унеси домой, а то испортится. Потом сразу возвращайся.
         Санька пристроился рядом со мной и начал рассказывать: -- Мы ещё вчерась решили, что если будет хорошая погода, то пойдём на Шуралку, окуней силить. Колька-торопыга проснулся аж в полшестого и меня разбудил. Думали рано ещё, а выглянули в окно, солнце-то во-он уже где! Мамка с папкой спали, дак мы потихоньку оделись, захватили краюху хлеба, бидончик, и утекли. Утром – то красота такая! Удилища мы у реки прятали, неохота каждый раз тащить за собой, а проволока для силка всегда в кармане. Нам повезло: в первой же заводи мне удалось засилить хорошего окуня, потом и Колька поймал.
          -- Он хоть и первый окуня вытащил, а я его обловил, -- подошедший братец сразу влез в разговор.
          -- Ну и чё, я зато щурогайку заловил!
          -- Послушайте, братцы, мне какой интерес в вашей рыбалке?  Мне работать надо! – я поднялся с лавочки.
          -- Дядя Вадим! Подождите, сейчас самое интересное будет! Помните, прошлым летом Вы показывали нам «ведьмиу метлу» на ольхе?
          -- Помню, там же, на Шуралке, только ниже по течению и на противоположном берегу. (Кто не знает, «ведьмина метла» бывает на многих видах деревьев. Это патология растений, вызываемая грибками и бактериями. Аномально развиваются тонкие побеги в одном месте из спящих почек. Эти многочисленные побеги разрастаются в своеобразный шар или в другие причудливые формы. Могут достигать довольно крупных размеров.)
          -- Нет, это на нашем берегу и немного дальше. Она тоже на ольхе, но размером больше.
            -- Я подошёл, и стукнул по ней удилищем, -- снова вклинился Колька -- просто так стукнул. Ни за чем. А из этой метлы выскочила птичка и сразу улетела, мы её даже толком не разглядели. Помене воробья будет, брюшко светлое, а остальное непонятного тёмно-серого цвета и лишь крылья чёрные. Я сказал Саньке, что там, наверное, гнездо этой птицы, но он надо мной только посмеялся. Тогда я хотел залезть на дерево и посмотреть, но брат не разрешил. Он надумал посидеть в засаде, ведь если там гнездо, то птичка обязательно прилетит…
          -- Вдвоём ждать было не интересно, да Колька и не умеет ждать спокойно, всё время крутится, как на иголку сел, -- прервал его старший – дак, я и послал его дальше силить, а сам в куст забрался. А скоро и птица прилетела. Только другая. Вся чёрная-чёрная: и голова, и спина, и крылья, и хвост. А грудь и брюшко не просто светлые, а чисто белые. А ещё белое пятно на крыльях. Птица принесла в клюве длинные сухие травинки, посидела на «метле», и полезла куда-то внутрь. Тут Колян вернулся с одним окунишкой, и я ему всё что видел рассказал. Посудили, порядили и сошлись на том, что птички ещё только строят гнездо и тревожить их не надо. А я вспомнил, что дед Кузьма говорил, мол, Вы должны скоро приехать.
           -- Молодцы парни! Всё правильно сделали. Когда птицы строят гнездо и их в это время спугнуть или потревожить, они легко бросают строительство. Инстинкт подсказывает, что легче и спокойнее построить новое гнездо на новом месте, чем потерять кладку или птенцов. Да и за свою жизнь не поручиться.Но вы меня, конечно, удивили. Никогда не видел, не слышал и не читал, чтобы птицы устраивали гнёзда в «ведьминых мётлах».
          Для меня это неожидання новость. Птичек вы хорошо описали, и я с большой уверенностью могу сказать, что вы наблюдали за мухоловками-пеструшками, причём первой была самка, а второй самец. Самцы у них весной окрашены более ярко и контрастно. Они только недавно, в конце мая, прилетели с зимовки. Пеструшки – птицы дуплогнёздники. Они строят гнёзда в дулах и полудуплах, в своречниках, в трещинах стволов дерева, иногда за отставшей корой. Этот случай уникальный и поэтому ребята, я попрошу вас проследить за гнездом. Но ни в коем случае не пытайтесь даже залезть  на дерево в течение месяца. Если появятся птенцы, вы их услышите. А через месяц попробуйте аккуратно достать гнездо и сохраните до моего приезда. Посмотрим, из какого материала пеструшки строят свои гнёзда.
          Братья выполнили мою просьбу, и в конце июля мы вместе разбирали гнездо, оставшееся после вылета птенцов. А Колька рассказывал, как он по гладкому ольховому стволу добирался до «ведьминой метлы», как обнаружил в ней лаз, похожий на вход в пещерку, и как с опаской, по самый локоть, засунул руку в эту пещерку. Всё боялся, что кто-нибудь схватит его за палец, а наткнулся лишь на сухой комок травы.