Пробежали, пролетели десятилетия с тех славных времён, когда мы были юными и полны надежд. Удивительная память как то избирательно хранит некоторые моменты жизни, выражения и лица знакомых людей, интонации голоса, и при этом начисто стирая целые куски жизни. Тогда мне казалось, что все эти годы, проведённые вместе в техникуме и армии, имена и клички друзей буду помнить всегда.
Спрашиваю себя: зачем я решил написать свои воспоминания о годах службы в Советской Армии? Давно уж нет той Армии, в которой я служил, и того Государства, которому я присягал. Всё считал себя ещё молодым и редко тревожил свою память. Но годы бегут, и чем дальше, тем быстрее. Разговаривая с друзьями, которых остаётся всё меньше, начинаешь задумываться, и остро чувствуешь, что мы уже относимся к последнему поколению, которое ещё застало время правления И.В. Сталина. Сохранились в памяти детские впечатления о печальном дне 5 марта 1953 года, скоплениях людей на улицах, и слезах на лицах взрослых людей. Не забудутся длинные очереди за хлебом в конце сороковых и начале пятидесятых годов прошлого века. Врезался в память эпизод похода в промтоварный магазин. Втроём, мама, старшая сестра Нина и я отправляемся в магазин – обещали «выбросить» в продажу первый советский телевизор КВН-49! Увы, телевизоры не завезли, но зато удалось купить ножную швейную машинку – заветная мечта каждой хозяйки! Зима, мама с сестрой, возбуждённые и счастливые, катят, придерживая на санках машинку, а я расстроенный до слёз плетусь сзади... Помню первый купленный мне на день рождения фотоаппарат «Смена». Немного раньше уже появились фотоаппараты «Любитель», но мне его тогда так и не купили.
К чему это я всё?
Уйдём мы, ещё живые свидетели, и о том времени будут писать «сказочники и историки», описывая «правильно, как надо» нашу жизнь в те годы. Поэтому, считаю, и следует нам оставлять свидетельства о том времени. Конечно, у каждого человека были свои яркие эпизоды, свои события, свои судьбы, но все вместе они составят реальную и правдивую картину того времени.
23 февраля – день Советской Армии и Военно-Морского флота – праздник всего народа в те годы и до сих пор наш праздник, всех, служивших в рядах Советский Армии.
Как давно это было…, прошлый век, другое государство.
Как же это всё начиналось лично для нас?
До седьмого класса я несколько лет занимался в Доме пионеров в радиокружке. В 1959 году после седьмого класса я поступил в Новосибирский радиотехнический техникум (НРТТ). Наша учебная группа называлась 7РУ-Х14: Расшифровывалась она так: 7 – набор после седьмого класса, РУ – радиолокационные устройства, Х – номер курса, менялся с годами 1, 2, 3, и 4, а 14 – номер нашей группы. Полный курс мы закончили в конце 1963 года. Диплом об окончании радиотехникума вручали нам 28 декабря 1963 года. Почему мы так поздно получали дипломы я уже подробно писал на Прозе (http://proza.ru/2015/02/23/2436 ). В нашей группе несколько человек закончили обучение с красными дипломами, и я в их числе. В те времена после окончания учреждений образования было обязательное распределение на работу. Отличникам предлагались на выбор несколько мест. Я выбрал «почтовый ящик» (под такими именами обычно скрывались предприятия среднего машиностроения, работавшие на оборонку), что он производил я, конечно, не знал, но из бытовых приборов он выпускал неплохой по тем временам магнитофон «Комета». И располагалось это предприятие недалеко от нашего техникума.
Не суждено нам было тогда знать, что через 30 лет не станет нашего государства, закроются сотни предприятий, и в их числе тот самый «ящик», и сегодня в бывших цехах этого предприятия располагаются десятки торговых точек, торгующих в основном китайскими товарами, и я иногда приезжаю сюда для покупки подарков своим внукам.
Итак, заканчивался важный этап нашей совместной жизни – учёба в техникуме, а впереди нас ждало неопределённое будущее, в котором у каждого будет свой путь. Правда, у меня и Валеры Шербакова ближайшее будущее было вполне определённым – у нас на руках были призывные повестки, нас ждала служба в СА.
В этот же день в нашей техникумовской столовой был прощальный банкет, с выпивкой и танцами. К концу учёбы, по-моему, в нашей группе уже не осталось трезвенников, даже среди девчонок, может быть за исключением Жени Калялиной. Для Тамары Ивановой этот день был вдвойне праздничным – он совпадал с днём её рождения! Уже не помню, догадались ли мы поздравить её с днём рождения? Зато до сих пор помню, как подвыпившие мы сидели в обнимку с Витей Чирковым на кафельном полу в туалете и с грустью прощались с детством. Что же нас ждёт впереди?
Могли ли мы предполагать, что через 30 лет не станет могучего Советского Союза? Что несколько ребят из нашей группы сопьются и умрут досрочно, а несколько человек умрут от рака и других болезней, не дожив до 70 лет? Несколько ребят и девчат уедут из страны и будут жить за рубежом. Нет уже в живых и Вити Чиркова, который был у меня свидетелем на регистрации брака, и его жены Лили.
Но это будет потом, а сегодня у нас праздник и грусть в душе. У нас была хорошая, дружная группа. Были у нас и лидеры, и заводилы. Девочек и мальчиков в группе было примерно поровну. Из ребят, пожалуй, наибольший авторитет в нашей компании был у Вити Шевцова. Считаю, вполне заслуженно. Он прекрасно катался на фигурных коньках и с удовольствием давал уроки всем желающим, а поклонниц и желающих научиться среди девчонок было превеликое множество!
Среди девчонок выделялись девушки-красавицы: Тамара Иванова и Люда Лапинская. В них влюблены были многие ребята из нашей и соседних групп. Следующими шли две Ларисы, их можно было условно отнести к модницам. Однажды Лариса Клюева пришла в НИИ, где проходила наша практика, с выкрашенными в зелёный цвет волосами. В те времена это для нас было не обычно и дико, её осмеяли, и она в слезах убежала домой. Больше таких попыток выделиться она не предпринимала. Для них, видимо, главной мечтой в жизни было «удачно устроить личную жизнь». Им это удалось, и теперь они живут за рубежом. Мне нравилась вторая – Лариса Белавина, и когда она вышла из больницы после операции аппендицита, я часто навещал её дома и помогал ей по всем предметам. А когда на экзамене у Василия Фёдоровича Воронежского (предмет – передатчики) она получила высокую оценку, я радовался, в этом была и моя заслуга. Правда, наши девчонки этого не знали и завистливо поговаривали, что Лариса строила глазки Василию Фёдоровичу – вот и результат. На банкете Ларисы не было, она уехала встречать Новый год к своему другу в Киев. Познакомилась она с ним в НИИ, на практике. Он был у нас в командировке, инженер из Киева.
Если честно, все девчонки в нашей группе были и остались очень симпатичными и милыми, просматриваю сохранившиеся старые фотографии, и даже на фотографиях с юбилейных встреч: 20 лет после окончания, 30, 35, 40, 45,… Женя Калялина, Люся Ромашова, Люба Борисова,…, славные, чудесные лица.
Особая благодарность, конечно же, Жене Калялиной, это она взвалила на себя тяжелейшую работу по сохранению памяти и дружеских контактов всех членов нашей группы. Благодаря её энергии и героическим усилиям мы не растерялись и на протяжении десятилетий каждые 5 лет встречались в доме детского творчества «Юные таланты», где она творила чудеса со своими талантливыми учениками. Собирались все, кто могли. Поднимались на второй этаж дома детского творчества и… попадали в сказочное царство!
На фото показана лишь малая часть шедевров, созданных её фантазией, её энергией и руками её талантливых учеников. А слева на фото наша чудесная Женя. Спасибо тебе дорогая Женечка!
Снято было в январе 2004 года, на праздновании 40-летия окончания техникума.
И ещё один замечательный факт, так много говорящий о человеке, хотелось бы мне отметить - Женя прожила со своим единственным мужем в любви и согласии 56 лет. К сожалению, в этом году не стало её дорогого Димы.
Удивительные отношения у меня сложились с Тамарой Ивановой, мы были друг с другом как брат и сестра и как два близких друга. Я с ней мог говорить обо всём, мы могли обсуждать и важные, жизненные проблемы. Мы любили и читали и обсуждали романы Достоевского, мне было важно и интересно её мнение по многим проблемам, выходящим далеко за рамки обычных подростковых жизненных ситуаций. Даже с друзьями-ребятами у меня не было таких близких отношений. Прошли годы, нам уже за 70, но мы по-прежнему сохранили тепло дружеских отношений и периодически перезваниваемся.
Пройдёт 5 лет после окончания учёбы, и, будучи уже студентом университета, судьба подарит мне встречу с другим изумительным человеком, с которым почти сразу сложатся очень близкие, душевные отношения. И через год она станет моей женой.
Отступление
В то время на меня особо сильное впечатление произвёл роман «Идиот». Уже не вспомню, что было раньше – посмотрел ли я фильм с князем Мышкиным – Юрием Яковлевым или прочитал роман Достоевского. И роман, и фильм меня потрясли, многие дни и месяцы я оставался под их впечатлением. Жаль, что фильм ограничился только первой частью романа и не имел продолжения. Уже теперь я понимаю, что этот роман надо читать в подростковом возрасте, когда ещё не утрачена детская чистота, вера и стремление к идеальному, когда реалии жизни ещё не приземлили душу человеческую. Когда хочется быть похожим на князя Мышкина, и любовь к нему основана на интуитивном восприятии праведности героя. Гармония в душе ребенка созвучна удивительному «детскому» состояния души героя. Вспоминаются слова Иисуса Христа: «…будьте как дети».
Конец отступления, продолжение текста
Совсем немного осталось в живых наших ребят, которые в 60-х годах служили в рядах Советской Армии и в ВМФ. Эдик Молдованов служил в подразделении вертолётчиков, Володя Добрынкин - в ракетных войсках.
Давно ушёл из жизни Гриша Зиновьев, тоже отличник, служивший в ВМФ на Дальнем Востоке. Мы с женой были у него на свадьбе. Навсегда запомнился мне прекрасный тост молодым, предложенный одним из его друзей: «Я хочу поздравить Люсю и Гришу и пожелать им, чтобы эта свадьба была у них не последней»… мёртвая пауза, все затихли… и продолжил: «хочу пожелать, чтобы были у них ещё свадьбы - серебряная и золотая!». Буря аплодисментов! К большому сожалению, до золотой свадьбы он не дожил, сердце подвело. Последним на сегодня ушёл Женя Немков, несколько лет он мужественно боролся с раком, перенёс 10 операций, единственный в нашей группе служивший по специальности – обслуживал локационную установку.
Много лет назад не стало Валеры Щербаков, с которым с первого и до последнего дня мы прослужили вместе. Вместе призывались, вместе прошли учебку в Саратове и приняли присягу, вместе выбрали место постоянной службы в радиомастерской под Москвой, и вместе демобилизовались.
Датой нашего с Валерой призыва значится 30 декабря, но … нам дали возможность встретить Новый год и отправились в дорогу мы 2-го января 1964 года. Никакой призывной комиссии мы не проходили, никаких пышных проводов тоже не было, и к месту службы нас никто не сопровождал. Вручили нам проездные документы, и мы самостоятельно поездом добирались до учебной части в Саратове. Осенняя призывная кампания давно закончилась, и мы должны были сходу встраиваться в отлаженную жизнь учебного подразделения…
Продолжение
http://proza.ru/2021/11/10/1072