Чужаки

Наталья Уусихакала
Чужаки  бывают  разными.
Когда  незваный  комар  залетает  в  вашу  спальню  и  зудит  над  ухом,  не  давая  уснуть,  вам  хочется  его  прихлопнуть.  Когда  муха  садиться  на  вашу  котлету,  вы  не  ждёте,  когда  она  насытиться,  а  хватаете  тряпку,  чтобы  уничтожить  эту  грязную,  отвратительную  божью  тварь,  которая  наверняка  только  что  копалась  в  помойке.

Весной  семнадцатого  года  я  сняла  временную  квартиру  с  прекрасной  планировкой  на  окраине  Хельсинки,  недалеко  от  бывшего  дома.  Дом  напротив  был  заселён  сомалийцами.  Их  балконы  и  окна  были  занавешены  мрачными  длинными  тканями,  напоминавшими  их  паранджу.  Окна  и  шторы  они  никогда  не  открывали,  и  дом  напоминал  таинственную  мрачную  тюрьму.  Что  творилось  внутри  квартир  и  паранджи,  никто  не  знал. 
Изредка  я  видела  группу  ходячих  чёрных  палаток,  зовущих  своих  отпрысков.  Дети  их  бешено  гоняли  на  велосипедах  по  улице,  орали  и  мусорили  везде,  где  успевали  побывать.  Они  казались  совсем  дикими.  За  счёт  большого  количества  сестёр  и  братьев,  они  не  нуждались  в  местных  друзьях,  отсюда  не  умели  вести  себя  как  подобает  в  этой  стране.  Родители  их  ничему  не  учили.  Получая  огромные  пособия  от  финского  государства,  они  не  желали  работать.  Живя  скромно,  для  видимости,  деньги  отправляли  в  Сомали  на  покупку  земель  и  домов.  Быстро  раскусив  пугливых  финов  и  прикрываясь  расизмом,  они  требовали  всё  больше  льгот.  Чем  больше  пособий  они  получали,  тем  хуже  относились  к  местному  населению.  Дошло  до  того,  что  дети,  вынося  речи  взрослых  на  улицу,  стали  открыто  называть  белых  своими  рабами. 
Мы,  другие  иностранцы,  не  понимали  этой  чёрной  кухни  в  Финляндии,  нас  никто  не  баловал,  поэтому  злились  и  ненавидели  сомалийцев.  Под  наши  злые  языки  попадали  и  другие  чёрные,  хотя  они  были  совершенно  не  причём.

Несколько  рассказов  местного  населения.

Знакомый  финский  журналист.
-  Последние  десять  лет  мы  с  женой  спокойно  жили  в  своём  уютном  доме  в  ряд,  гуляли  вечерами  у  моря,  наслаждаясь  отдыхом.  Пока  в  наш  в  дом  не  подселили  сомалийцев.  Их  бесчисленные  дети  с  утра  до  вечера  орали,  колотили  чем - то  тяжелым  по  батареям  и  стенке.  Находиться  дома  становилось  пыткой.  Родителям  их  жаловаться  было  бесполезно,  те  лишь  делали  вид,  что  не  понимают  финского.  Дошло  до  того,  что  их  чёрные  дети  стали  преследовать  нас  и  вне  дома,  обзывая  непристойными  словами.  Мелкие  кидали  в  нас  палками  и  камнями,  девочки  тинейджеры  несколько  раз  плевали  в  нас,  зло  усмехаясь.  Мы  стали  бояться  выходить  на  улицу,  особенно  по  вечерам.  Они  пытаются  выселить  отсюда  всех  финов  и  заселить  все  пять  квартир  своими  многочисленными  жёнами  и  детьми. 
Самцам  удобно,  когда  все  самки  под  одной  крышей,  подумала  я  тогда.

Финский  ветеран.
-  Я  давно  на  пенсии.  Живу  в  этом  доме  потому,  что  тут  низкая  аренда.  Пенсия  у  меня  мизерная.  КЕЛА  помогает  совсем  мало.  Года  три  назад  в  дом  поселили  сомалийцев.  Вскоре  их  дети  стали  преследовать   меня.  Видите,  в  каком  плохом  состоянии  я  нахожусь,  я  почти  не  хожу.  Сомалийские  подростки  уже  не  раз  избивали  меня,  грозя  искалечить.  Они  требуют  выкупа.  Их  старшая  девочка  приходит  в  день  выплаты  моей  пенсии  и  требует  с  меня  пятьдесят  евро.  Мне  приходиться  платить,  чтобы  жить  в  спокойствии  и  безопасности.  Если  я  вовремя  не  плачу,  они  бьют  железякой  по  батареям  весь  вечер.  У  меня  начался  психоз,  я  часто  плачу  от  бессилия.  Сейчас  у  них  родился  шестой  ребёнок  и  сомалийка  потребовала  дополнительных  десять  евро.  Для  меня  это  огромные  деньги.  Я  не  состоянии  переехать  отсюда,  нет  ни  сил,  ни  денег.  И  где  нынче  найдёшь  такую  дешёвую  аренду?  Вы  только,  пожалуйста,  не  говорите  им  ничего.  Мне  пригрозили,  если  пожалуюсь,  будет  хуже. 
Закончил  свой  рассказ  ветеран.

Сколько  таких  жалоб  передаётся  из  уст  в  уста  в  Хельсинки,  один  бог  знает.  Заправляют  всем  чёрные  подростки.  Попробуй  на  этих  угнетённых  чернокожих  пожалуйся,  местные  власти  тебя  же  и  сожрут  первым.  Ещё  за  расизм  засудят,  в  пользу  жестокой  сомалийской  нации  пиратов  -  убийц  (исторический  факт).

Я  работала  в  большой  стоматологической  клинике,  когда  на  прием  пришла  молодая  сомалийка.  Она  боялась  и  очень  нервничала,  крутилась  в  кресле,  как  уж  на  сковородке.
-  Вколи  мне  побольше  анестезии.
Попросила  она.
Мы  подождали,  пока  не  занемело  пол  лица.  Только  я  склонилась  над  ней,  она  резко  отпрянула.
- Я  ударю  тебя,  если  мне  будет  больно.  Или  укушу.
Мы  с  медсестрой  замерли,  глядя  друг  на  друга.  Глаза  сомалийки  горели  торжествующим  огнём. 
Я  переваривала  услышанное.  Медсестра,  будучи  вредненькой  в  душе,  с  любопытством  ждала  моей  реакции.
Не  дождётесь,  подумала  я,  разозлившись  на  обеих.  Громко  и  отчётливо  я  ответила  пациентке.
-  Если  ты  ударишь  меня,  я  ударю  тебя  в  ответ.  Когда  меня  обижают,  я  становлюсь  очень  злой  и  не  контролирую  себя.  Я  ничего  не  боюсь,  я  русская.
В  кабинете  повисло  напряженное  молчание.  Финская  медсестра  смотрела  на  меня  выпяченными  глазами,  как  я  посмела  сказать  такое  пациенту!
- Я  предупредила,  а  теперь  за  работу.
Вывела  я  их  из  ступора.
Мы  не  дрались  и  не  кусались.  К  моему  большому  сожалению,  пациентка  оценила  мою  наглость  и  зауважала  меня  до  того,  что  отказывалась  ходить  к  другим  врачам.  Она,  как  пациентка,  была  действительно  сложной.  В  следующие  приходы  она  не  грозилась  бить  меня,  она  царапала  свои  руки  до  крови.  Я  была  в  ужасе.
-  Ты  можешь  не  царапать  себя?  Иначе  я  свяжу  твои  руки.
Я  пихала  ей  в  руки  разные  мелочи,  которые  находила  в  кабинете.
-  Вот  тебе  небольшие  предметы,  перебирай  их,  но  не  смотри  на  руки.  Попробуй  угадать,  что  это.  В  конце  лечения  скажешь.
Ничего  не  помогало,  она  истязала  себя,  пока  не  поднималась  с  кресла.  Позже  она  рассказала,  что  замужем,  но  нет  детей.  У  меня  закралось  подозрение,  что  у неё проблемы  дома  с  мужем  из - за  отсутствия  наследников.  Вполне  возможно,  что  он  её  избивает.
У  каждого  свои  тараканы  и  не  мне  их  травить.

За  моим  временным  домом  было  море  и  отличный  променад.  В  последние  годы  ближневосточные  беженцы  облюбовали  его  и  всё  лето  проводят  на  его  песчаном  берегу.  Вроде  бы,  какая  разница  кто  отдыхает  на  песке?  Оказывается  огромная.  Парни  включают  на  всю  громкость  свою  восточную  музыку  с  песнями,  стараясь  заглушить  своих  же  соплеменников  с  такой  же  громкой  музыкой,  сидящих  рядом.  И  отдыхают.  Им  пофиг,  что  при  этом  чувствуют  остальные.  Местные  начинают  исчезать  с  пляжа,  ища  местечко  потише. 
Знакомая  доктор,  живущая  напротив  пляжа,  рассказывала.
-  Летом  невозможно  тут  находиться.  До  полуночи  слышны  громкие  песни  и  крики.  Слава  богу,  у  меня  есть  дача.  Я  уезжаю  в  лесную  тишину  и  возвращаюсь  назад  только  в  конце  сентября.  Дождь  и  холод  отпугивают  южан  и  на  берегу  царит  тишина.
На  этот  пляж  в  дорогом  районе  арабы  приходят  в  надежде  познакомиться  с  богатенькими  финками.  Молодые  крепкие  накачанные  тела  действительно  красивы,  но  проблема  заключается  в  скудном  содержании  черепной  коробки.
Эти  люди  совершенно  чужды  холодным  финнам.  И  не  только  им,  но  и  всему  Западу.  Это  люди  прошлой  эпохи,  совершенно  из  другого  времени  и  чуждых  нам  устоев.  Их  обычаи  и  культура  застопорились  во  временах  феодализма.
Вновь  прибывшие  восточные  мальчики  гуляют  по  дорогому  магазину  Стокманн,  лелея  тайную  надежду  подцепить  себе  богачку.  Случайный  взгляд  обратиться  в  большую  любовь,  так  они  поют  в  своих  песнях  и  верят  в  это. 
Кто  знает?  В  этом  мире  тоже  происходят  чудеса.

Совсем  недавно  русские  женщины  тоже  были  чужими  в  Финляндии.  К  ним  относились  довольно  подозрительно.  Я  помню,  как  финны  оборачивались  на  русскую  речь.  Мы  старались  говорить  тише.  Сейчас  к  русским  другое  отношение. 

Коронавирус  нам  сегодня  чужд  и  страшен.  Через  пару  лет  все  переболеют  им  и  будут  воспринимать  его  как  обычный  сезонный  вирусу  гриппа.
Как  надо  воспринимать  чуждое?  Изгонять  или  впускать?
Где  и  когда  смывается  грань  между  своим  и  чужим?
Можно  ли  разглядеть  момент,  когда  чужой  становиться  своим?

Фото  из  интернета.
16.11.2021
Хельсинки