Спички

Валентина Сергеева
Одно время у нас дрались мальчишки в начальной школе. Жестоко. Что называется, не на живот, а на смерть. Казалось бы, мелочь пузатая, чего б им делить?! Ан, нет. И ведь лупят с таким остервенением друг друга, что прямо оторопь берёт, пока дежурные учителя или классные руководители не растащат по сторонам. А уж если новенький в классе появится – задолбят. Между прочим, каждый в отдельности очень даже неплохие ребятки, но вместе – свора да и только. Уж и беседовали при родителях, и как только не убеждали, – никакого толку.

Пришёл в 4-ый класс в середине года мальчик. Белобрысенький такой, тихий, с бездонными голубыми глазами, что твоё выстиранное небушко. На уроках не высовывается, сидит себе один «на галёрке», на перемене старается из кабинета не выходить. И к нему никто не подходит. А класс задиристый.

Урок музыки раз в неделю (министру образования кажется, что этого достаточно, чтобы приобщить детей к высокому искусству, и с его помощью воспитать в детях лучшие черты гражданина России).
При мне, зная мой острый язык, детвора особенно старается не шуметь, да им, когда увлекутся, и некогда. Так что, повода вмешиваться с расспросами не было. В конце концов, если что - классный руководитель есть, разберётся. Но, так сказать, под колпак более пристального внимания себе мальчишку взяла. А как-то раз вижу, у новичка глаза красные. Промолчала. Ладно, думаю, притрётся. А через пару уроков -  уже и с синяком под глазом на урок явился! Но не жалуется. Спросишь – ответит. Не спросишь – руку не поднимает. Но на лице вселенская печаль. Вот, говнюки, думаю, - лупят, не иначе. Класс учился во вторую смену. Однажды по какой-то причине расписание изменили, и урок музыки поставили последним. Прозвенел звонок, ребята ринулись в раздевалку, а новичок сидит, возится чего-то там с портфелем. Смотрю, несколько мальчишек - те ещё оторвы! - за дверью в коридоре трутся. Я подошла, села за парту напротив мальчишки. Чувствую, напрягся в ожидании.
- Лёшк, как тебе у нас, привык, нет?   
- Нормально.
- А нормально, – улыбаюсь, - это хорошо или плохо?

Лешка пожал плечом и опустил глаза.
- Ты чего молчишь, не хочешь со мной разговаривать?
- Нет.

Я недоумённо вздёрнула брови, и только было открыла рот, чтоб спросить, за что ж это мне такая немилость, как тут же пришлось закрыть.
- Да нет… не не хочу, - смущённо буркнул под нос  Лёшка.

Опять наступила пауза. Я пыталась рассмотреть, что там в голове мальчугана. А он внимательно изучал... носки своих ботинок.
- По своей школе скучаешь до сих пор? - тихо спрашиваю.

Молчит.

Кое-как всё-таки разговорила. Потом мальчишка, поняв, что я про синяк под глазом и ни о чём другом таком спрашивать не собираюсь, стал отвечать смелее и немного доверчивее смотреть.
- У тебя друзья-то из наших появились или ещё не завёл?

Лёшка пытливо зыркнул на меня исподлобья глазами, потом помолчал и, отрицательно боднув в сторону головой, снова потупился.

- Неужели совсем никто не нравится? – спрашиваю, а сама замечаю, что мальчишки в коридоре так и не уходят домой и тайком заглядывают в кабинет. Лёшка это тоже заметил и, нет-нет, – да покосится в ту сторону. Я встала, прикрыла дверь, опять села рядом с Лёшкой.

- Что, прямо уж никто-никто? Да ладно, не поверю.
- Ну, так… с Димой немного подружились.
- А! Димка мне тоже нравится, хороший парень, а что ж он тебя не подождал? Вместе бы пошли?!
- Не знай. Ну, мы так, не очень.

В это время  в кабинет заглянули двое мальчишек (не выдержали-таки!):
- А чо Вы его держите, а? Чо он сделал?
- А вам-то какое дело? Много будете знать – усы до пят вырастут.
- Не, ну пра-авда!
- Слав-ка! - рыкнула я на сорванца полу-шутя, полу-сердито.
- А?!
- Б! Закрой дверь… по-хорошему! Дай поболтать с новым учеником, выяснить, что он за фрукт! А то человек учится у меня больше месяца, а я о нём ничего не знаю.... Кому сказала?!

Дверь тихонько прикрылась. Продолжать дальше разговор стало труднее. Мы помолчали.

- Ну, ладно, - говорю, - домой пора, ты домой-то идёшь или ждёшь кого?
- Иду.
- Ну, пошли тогда вместе, мне тоже пора. Ты где живёшь?

Лёшка ответил.

- Хорошо, значит, нам по пути. Подождёшь, я журнал отнесу?

Мальчишка охотно кивнул, чуть посветлев лицом, - значит, всё-таки хотел переждать в школе, когда одноклассники разойдутся по домам. 
Закрыв кабинет на ключ, я сунула свою сумку в руки растерявшегося Лёшки и направилась в учительскую. Мальчишки, поджидавшие в коридоре новичка, бросились за мной, - любопытство всё же преобладало над желанием как можно скорее подраться. И забегая вперёд, наперебой засыпали вопросами:
- А чо он такого сделал, а?
- Чо, Вы его, ругали, да? Ругали?
- Ну, здра-а-сте вам! - отвечаю, - Наговариваете, однако, вы на меня, дяденьки! Почему «ругала»? С чего вы взяли? Ничего подобного.
- Ну, Вы ж его не отпускали?!
- И что?.. Нормальный парень, почему бы мне не познакомиться  с ним поближе? Мне что, запрещено что ли?
- Ну, Вы ж не "классная"?
- Интересно, - остановилась я, - раз я не «классная», значит, по-твоему, не имею права? Так что ли?
- Да нет…
- Так «да» или «нет», что-то я не поняла тебя?
- Ну, да, то есть нет - имеете, - совсем запутался пацан.
- Ну?.. И разве с тобой, Славка, и с вами со всеми я не разговаривала? Просто так, не ругая?
- Разговаривали…
- Со мной тоже разговаривали.
- Так, парни, вы чего ко мне сегодня прибодались-то, я никак не пойму? А ну марш домой, там уж пирожки остыли, поди, вас дожидаючись!
- А он?
- И хто «он»? – куражусь.

Мальчишки вновь разулыбались.
- Ну, этот… Лё-оха?
- А вот "этот... Лё-оха" пообещал меня проводить. А вы тут меня задерживаете. Всё? Ещё вопросы будут? Тогда до встречи на следующем уроке! Или вы хотите с нами пойти? Нет? До свидания.

По дороге мы поговорили с Алёшей обо всём и ни о чём конкретно. Когда дошли до перекрёстка, где наши пути расходились, я спросила:
- Хочешь бесплатный совет, как быстрее подружиться?

Лёшка промолчал, но глаза поднял.

- Вот скажи мне, ты как здороваешься с мальчишками, когда приходишь в школу?

 Лешка, чуть скривив губы, пожал еле заметно плечами.

- Понятно – никак. А ты попробуй, как это делают старшеклассники – за руку. Не со всеми, конечно, хотя бы с теми, кто тебе приятен, для начала с тем же Димой, например. Просто, ничего не говоря, протяни руку вместо приветствия. Попробуй.

Я терпеливо наблюдала, как мальчишка взвешивает мои слова, и очень надеялась, что магическое слово «старшеклассники» возымеет свое действие.

- Ну, ладно, Алёша, пора нам прощаться, спасибо, что проводил.
- Вы здесь живёте?
- Да, вот в этом доме. А тебе далеко ещё топать?
- Нет, я тоже вон в том, за аптекой который сразу.
- О! Совсем рядышком! Ну, беги, мама, наверное, уже беспокоится.
- До свидания, - улыбнулся, наконец, Лёшка.
- До свидания, Лёша.
- До свидания! - ещё раз повторил он, - А когда ещё будет музыка?
- В пятницу, как всегда.
- Ага. До свидания!

Неделю спустя со звонком на урок чуть не кубарем ввалились ватага мальчишек, а среди них с улыбкой от уха до уха – Лёшка. Когда урок закончился, он немного задержался, будто ожидая от меня вопроса, и я тихонько спросила:
- Всё нормально, Лёш?
- Да, спасибо.
- Ну и хорошо. Удачи!
- Спасибо, Вам тоже!
- О, да, мне она тоже не помешает, - подмигнув, отвечаю.

От неожиданности, мальчишка распахнул глазищи и рефлекторно тоже подмигнул. Потом, смутившись, улыбнулся и убежал. А я облегчённо вздохнула.
Это был всего лишь один из немногих благополучно закончившихся случай. Тем не менее, драки в начальной школе так и не прекращались.

Как-то раз, включив телевизор (для фона), начала домашнюю возню. И шмыгая туда-сюда из кухни в комнату и обратно, зацепилась взглядом за мультфильм... про спички. Прежде я его не видела. Мультфильм уже заканчивался, поэтому названия я не узнала, но увиденный отрывок заставил задуматься. Еле нашла его потом в Интернете, - «Конфликт». Он о том, как две спички из разных по цвету коробков повздорили из-за пустяка, который вылился в войну. В финале сгорели оба коробка.  Скачала.
Долго ждала удобного случая. И тут он, наконец, подвернулся: внезапно заболела учительница начального класса. Завуч, заглянув в класс, спрашивает:
- Возьмёте два класса?
- Возьму.

И вот урок близится к концу, до звонка минут десять осталось.

- Хотите, - спрашиваю, - мультфильм про себя посмотреть?
- Да ла-адно! Прям чо, правда про нас?
- Про вас, рыбки мои, про вас.

Ребятня недоверчиво рожицы скорчили, а глазки уже блестят. Ещё бы! Чтоб они, да отказались от мультфильма?! Да к тому ж на уроке, ХА!
- Хоти-и-м!

- Ладно, - говорю, - смотрите.

Я села около окна, наблюдаю, как они будут реагировать. Все смотрят, а сами между собой:
- Хи-хи-хи, ха-ха-ха…! – и тут же шикают друг на друга:
- Тихо ты!
- Сам тихо!
- Я за синих!
- А я за зелёных! – и опять, - Хи-хи-хи, ха-ха-ха…!

Молчу, стараясь не показывать эмоции. Когда на экране вспыхнули «синие» спички, болельщики за «зелёных» возопили:
- Ур-ра-а-а!!! Мы победили!

Но тут воспламенился и отряд «зелёных» спичек. Тут взревели другие болельщики:
- Ур-ра-а-а! Теперь мы победили!..

И вот уже пылают обе стороны спичек!..

Наступило тягостное молчание. Нет, это надо видеть, как оба класса напряженно, и расстроено смотрели на экран, где в кроваво-красном пламене войны чернели обугленные спички. Кто-то, покусывая губы, хмурился, кто-то морщился исподлобья, кто-то нервно грыз ногти. Но глаз с экрана не сводили.

От возникшей  тишины мне самой стало не по себе.

Прозвенел звонок. Притихшая детвора даже не дёрнулись с места (в другое б время, окажись у них на пути, - на двери бы вынесли, глазом не моргнули!), - все смотрели на меня (и никто друг на друга, словно были виноваты!).

- Понравился? – спрашиваю, выждав театральную паузу.

Молчат.

- Ну? И стоило было начинать конфликт?.. Чего добились враждующие?

Молчат.

- А теперь вопрос на засыпку: догадались, почему я сегодня вам это показала?

Дети только слегка кивнули головой, некоторые еле-еле шевельнули губами, а кто-то просто опустил глаза. У меня было такое впечатление, что им горло перехватило от такого трагического финала, ведь мультфильм прежде ими воспринимался, как удовольствие, развлечение и не более....

В этом молчании, глядя на изменившиеся лица и растеряно-задумчивое выражение детских глаз, теперь уже у меня внутри гремело победное "Ура!". А вслух я сказала:

- Я вам только одно скажу, ребятки, не торопитесь вспыхивать, когда об вас чиркают, подумайте, кому это выгодно, и надо ли это - вам?.. Знаете, есть такое очень старое, но мудрое выражение: "Ссорятся только глупые, а умные - д о г о в а р и в а ю т с я". Подумайте об этом, и определите, к какой категории вы себя причисляете, прежде чем набрасываться с кулаками на того, с кем сейчас делите школьную парту, кабинет, столовую, актовый зал, или даже просто общий коридор. Вы растёте очень быстро, ребятки, и может статься так, что во взрослой жизни вы вынуждены будете обратиться за помощью к тому, кого унизили грубым словом или ударили в детстве. А если он будет хирургом, стоматологом или судьёй, а?.. Вот застрянете вы где-нибудь в горах, на льдине или ещё где, а он прилетит вас спасать. Тот, кого вы бьёте сейчас, потом, даже если вспомнит, всё равно выполнит свой долг. А вот вы - вы нет, не забудете никогда, и станет очень неловко, - ведь стыд никто не отменял. Вам вот это надо, скажите?..

Дети напряжённо слушали и молчали. А я смотрела на них думала: никогда на уроке у меня не получалось добиться такого внимания....

- Или вот вы, например, девчонки. Ну, почему вы так зло реагируете, чтоб там ни сказали мальчишки? Ну, задел он тебя. Ну, за косичку дёрнул. Ну, не оторвал же?

Ребята засмеялись, но это ещё не столько веселье, сколько нервное.

- Вы подумайте только, - это же они только сейчас "мальчишки", а потом-то они станут нашими ЗАЩИТНИКАМИ! Ведь, не дай Бог, война, - мы ж с вами, цыпаньки, лишь слёзы да сопли на кулак будем наматывать, а они - винтовку в руки и айда на передовую!.. Ну, что вам, трудно что ль улыбнуться, воротник сегодняшнему балбесу поправить, бутербродом поделиться?! - детвора засмеялись уже иначе.

- Кира Андреевна, а теперь в армии не винтовки, а ракеты.

- О! Молодец, Игорь! Вовремя подсказал. А что нужно для управления ракетами и всякими такими замудрёнными машинами, а? Я даже пытаться не буду их назвать, я в этом деле - таракан.

При этом детвора, выйдя, наконец, из оцепенения, захохотали.

- Ой, ну, Вы прям всегда скажете....
- А что я больно-то сказала? Просто призналась, что я в военной технике ни бум-бум. Мы все разные, и вы тоже. Одни - арифметические примеры, как орешки, щёлкают; другие - проводочки какие-то там подсоединят, - и у мамки на кухне сковородка, как танк, поедет; третьи - стихи пишут или песни....
А вместе-то мы - О-ГО-ГО! СИЛА! Ну, это ж здорово!..
Так вы не ответили, нужно-то ЧТО для управления такими махинами с кнопочками?
- Знания?
- Знания? Хорошо, у меня есть знания, есть высшее образование. Значит, я смогу управлять, да?
- Н-не-е-ет, - отвечают, смеясь, - Другие надо, специальные!
- Опять "нет"!.. На вас не угодишь. Так ж что тогда?!
- Учиться.
- Во-от!  Тогда... вы догадались, что я хочу вам пожелать? Отлично.  ЖА-ЛА-Ю!..
А теперь - домой! Мы с вами ужас, как задержались! Ваши мамы меня убьют, - и правильно сделают!
- Да прям! Не убьют, - отвечают, хихикая и уже собирая портфели.
-  А я б ещё столько посидел, - вдруг тихо произнес самый оторви-голова.
- И я тоже.
- И я.
- И я...
- Не-не-не! - дурашливо заголосила я, - Домой-домой-домой, рыбки!
- Тогда уж по аквариумам, Кира Андреевна!
- Вот именно, Анечка, - по аквариумам!
- Кира Андреевна, а давайте как-нибудь ещё "Конфликт" посмотрим.
- Да! Давайте, а?
- А почему нет, всё в наших руках. Как только получится уплотнить урок, так, чтоб всё успеть по программе, мы на оставшееся время посмотрим ещё раз. Хорошо? Договорились.  А в чём, кстати, мудрость мультфильма?..
- Не чиркать.
- Да, Димка.... Точнее не скажешь.
- И не вспыхивать, как дураки!
- Тоже верно, Маришка. Горячая голова - это признак или болезни, или глупости.