Сравнение амплитуды формант гласных звуков речи

Александр Константинович Макеев
В России совершено научное открытие естественного алгоритма причинно-следственных отношений (закона природы), связывающее типы позиционирования  в ротовом отделе речевого аппарата одной из 3 нижних участков к одному из 5 верхних участков в процессе физиологически оптимальных артикуляций согласных или гласных звуков-знаков речи-мышления. Научная публикация на эту тему: Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

- - - - - - - -

Мыслящими существами нас делает устная и мысленная речь, формирующая мировоззрение, отражающее реальность и выдумки. Речь это информационное средство и метод обозначения, описания, объяснения, просто общение с самим собой (мысленно) или с другими людьми.

Устно и письменно речь-мышление оформляется языковым кодом, привязывающим смысловое содержание к словам, состоящим из одного звука речи или двух и большего количества последовательно и (или) одновременно производимых звуков-знаков устной речи и мысленных образов звуков-знаков мысленной речи.

Код языка содержит инструментарий (протокол) расположения в прямое и обратное причинно-следственное отношение цепочки последовательности разных типов слов-понятий обозначения, описания (качеств, свойств) слов устной, мысленной и письменной речи, как средство общения, так и средство обозначения, описания и объяснения строения и функции мироздания, природы, человека и общества.

Речь является инструментом, формирующим базовое мировоззрение и эволюционирующим в расширенное и углублённое универсальное и (или) специализированное индивидуальное мировоззрение людей и сближающим мировоззрение людей сообщества до степени социальной общности, принимающими и понимающими как общепринятые пакеты смыслов общих ценностей индивидуального и совместного бытия.

Мысленная речь недоступна для непосредственного восприятия другим людям. Устная и письменная речь (а также жестовая речь) доступна для восприятия другими людьми, которые обучены некоторому общему языковому коду. Для восприятия письменной речи, надо обучиться коду (протоколу) отображения смыслового содержания слов. Архаичные системы письма иероглифика и пиктограммы не отображают устную речь, отображают только смысл. Буквенная письменность передаёт неполный звуковой состав слов, как например, архаичная консонантная письменность, отображающая графическими знаками только согласные звуки речи, игнорируя гласные звуки речи. Слоговая письменность отображаёт сочетание согласных с согласными, согласных с гласными, гласных с гласными (дифтонги) звуками речи.

Ни одна из прежних и применяемых в настоящую эпоху систем письма не передаёт идеально точный по-звуковой, по-знаковой состав слов устной речи.

Чтобы передавать в письме смысл устной речи в привязке к звуковому составу слов, надо применять буквенную систему. Где каждому звуку речи соответствует один и только один индивидуальный графический символ. Желательно, чтобы тип формы графического знака строго соотносился с типом артикуляции отображаемого звука речи. И чтобы вариант формы типа графической знака отображал место (зону) артикуляции отображаемого звука речи.

Отсюда следует, что надо все звуки речи выстроить в естественную классификационную систему (периодическую таблицу) звуков речи по типам статического и динамического позиционирования нижних и верхних участков ротового отдела речевого аппарата в зоне артикуляции, и по зонам артикуляции звуков речи, расположенных вдоль ротового отдела речевого аппарата.

Наибольшую трудность в проблеме научной классификации звуков речи лингвисты встретили в отношении гласных звуков речи.

Высококвалифицированные учёные фонетисты и фонологи методами инструментальных исследований не обнаружили и поэтому огульно отрицают локальное место артикуляции в ротовом отделе речевого аппарата гласных звуков речи. Лингвисты утверждают, что у гласных звуков речи вообще нет чётко различимого места артикуляции. Лингвисты фонетисты, фонологи размыто обозначат гласные так: гласные переднего ряда, среднего ряда и заднего ряда. Видимо, авторитетные и рядовые академисты лингвисты корпоративно смирились с тем, что гласные звуки речи артикулируются как-то не так, как до банальности понятные согласные звуки речи, значит, сами гласные звуки речи виноваты в невозможности их классификации по параметру локализации их артикуляции.

Зато практики логопеды в некоторой степени разбираются в артикуляции гласных звуков речи. Например, логопеды точно знают, что гласный звук речи [Ы] производится глубоко.

Как не ортодоксу профессиональной лингвистики, не верующему в обязательные для всех правоверных лингвистов фонетические и фонологические научные догмы, именно мне и удалось построить общую классификацию и согласных, и гласных звуков речи на основе фактов артикуляционных экспериментов, проводимых мною на своём речевом аппарате. В этой классификации, названной Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи, 6 типов артикуляции отражаются в соответствующих 6-ти параллельных столбцах. 5 мест-зон артикуляции звуков речи в ротовом отделе речевого аппарата отображается сверху в низ в каждом столбце параллельной последовательностью от самых внешне артикулируемых до самых внутренне артикулируемых.

Причём, гласные звуки речи артикулируются не сближением нижних и верхних участков ротового отдела речевого аппарата, а наоборот в раздвижении, с формированием резонаторной полости. Отсюда стало понятно, что сближение и раздвижение, последовательное и одновременное сочетание сближения и раздвижения верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата, с голосовым тоном, или без голосового тона, формируемого голосовыми связками гортани, характеризуются типы артикуляции и модуляции звучания звуков речи.

6 типов артикуляции:

1. Плотное сближение смычных (сонорных) согласных звуков речи.

2. Разомкнутая артикуляция гласных звуков речи.

3. Одновременное сближение и раздвижение до щелевого просвета глухая щелевая артикуляция щелевых (шипящих) согласных звуков речи.

4. Одновременное сближение и раздвижение до щелевого просвета звонкая щелевая артикуляция щелевых (шипящих) согласных звуков речи.

5. Из плотного сближения взрывное раздвижение глухая взрывная артикуляция взрывных согласных звуков речи.

6. Из плотного сближения взрывное раздвижение звонкая взрывная артикуляция взрывных согласных звуков речи.

- - - - -

5 зон артикуляции:

1. Нижняя поверхность верхней губы - верхняя поверхность нижней губы.

2. Задняя поверхность резцов - передняя часть языка.

3. Задняя поверхность дёсен резцов - передняя часть языка.

4. Переднее нёбо - передняя часть языка.

5. Заднее (мягкое) нёбо - задняя часть языка.

- - - - -

Моя классификация звуков речи не противоречит достоверным фактам инструментальных наблюдений и экспериментов авторитетных и рядовых учёных фонетистов и специалистов практиков логопедов. Что убедительно проявилось в сопоставлении с полученными профессиональными лингвистами относительными величинами формант (частотно-амплитудных параметров) акустического спектра гласных звуков речи.

Привожу иллюстрацию, обобщающую внешние признаки артикуляции: степени величины площади между губами (1-2-3-2-1), степени величины опускания нижней челюсти (1-2-3-2-1) и относительной величины расстояния между уголками губ (1-2-3-4-5), проявляющихся по мере производства гласных от самых внешне артикулируемых до самых внутренне артикулируемых: У-О-А-Э-Ы.

На этой же иллюстрации приведены данные инструментальных фиксаций относительной величины амплитуды (громкости) формант (частотных спектров) фонограмм гласных звуков речи. Это обработка данных из источника в интернете: https://habr.com/ru/post/427813/. Причём, не известно мне насколько физиологически оптимальной (элементарной) артикуляцией производились гласные звуки речи того человека, форманты гласных звуков речи, производимых им, приведены в иллюстрации. Я предполагаю, что форманты гласных звуков речи, производимых физиологически оптимальной артикуляцией, ещё более точно отражало бы порядок зон артикуляции гласных.

Мною лишь переставлены столбцы гласных звуков речи в порядке зон их артикуляции от самых внешне артикулируемых до самых внутренне артикулируемых. И расположение формант переставлено: снизу меньшая частота, сверху большая частота формант гласных звуков речи.

Речевой звук "И" исключён из этой таблицы. Потому что "И" это палатализованный (мягкий) гласный звук речи "Ы" (ЬЫ = ЙЫ). Аналогично стоящим в словах после согласных звуков речи мягким гласным: "Ю" (клЮв = кльув = клйув), "Ё" (клЁн = кльон = клйон), "Я" (клЯп = кльап = клйап), "Е" (крЕн = крьэн = крйен).

Звонкий щелевой согласный звук-знак речи палатизатор-йота Ь = Й, позиционно по разному проявляется в звучании. После согласного и (или) перед гласным это палатализатор, не имеющий собственного звучания, смягчающий предшествующий согласный и (или) последующий гласный звук речи. Как самостоятельный звонкий щелевой согласный звук речи и после гласного это йота, имеющая собственное мягкое короткое звучание, аналогично взрывному согласному.

Видно, что форманты наибольшей амплитуды и другие форманты не меньше чем 0,09 в сравнении с формантой самой высокой амплитуды 1,00, соотносятся с зонами артикуляции гласных звуков речи и с относительной величиной площади раствора губ или степенью опускания нижней челюсти во время артикуляции гласных звуков речи, и с относительным расстоянием между уголками губ. Это полностью подтверждает данные по артикуляции гласных звуков речи, приведенными в моей научной публикации (см. ссылку ниже). И радикально противоречит ортодоксальным представлениям, принятым за абсолютную истину профессиональными лингвистами (фонетистами и фонологами). Это невозможно опровергнуть, а всякие подтасовки, извращения и вопиющая ложь со стороны ортодоксов лингвистов будет видна каждому здравомыслящему человеку, даже не специалисту в лингвистике.

Научный источник:

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf


Автор Макеев Александр Константинович на сайте Энциклопедия Известные учёные https://famous-scientists.ru/11635/

About the author: Makeev Alexander Konstantinovich on the Encyclopedia website Famous scientists https://famous-scientists.ru/11635/