Улыбка подсолнуха. Глава 2

Богатова Татьяна
http://proza.ru/2021/11/22/1598

Глава 2

Три месяца назад. Август.

Возвращаясь утром, отработав ночь, Ася остановила служебную "Ниву" на обочине асфальтированной дороги, чтобы осмотреть поле подсолнечника.
"У нас, пожалуй, шляпки покрупнее будут, - отметила она, имея в виду агрофирму, где работала агрономом, после увольнения год назад из сельскохозяйственного предприятия, чьи угодья располагались вблизи села, в котором жила Ася. - Посеяли поздно, вот в чём дело, - с сожалением заключила она, не испытывая ни малейшего чувства превосходства. - Так, ладно, пора домой, кормить-поить птицу. Может и завтрак успею соорудить к приезду Вени".

Тридцатилетний сын Аси, Вениамин, работал машинистом грузовых поездов и жил с родителями. Вернувшись домой, Ася обнаружила домашнюю птицу выпущенной из сараев, снабжённую кормом и водой, а сына застала в кухне.

- Веня, привет, - улыбнулась мать. - Как поездка? Всё благополучно?
- Привет, мамуль! Нормально. Маршрут был короткий, до Кочетовки.
- Поэтому и приехал пораньше. А я собиралась сырников напечь. Может, подождёшь?
- Когда тебе? Сама с ночи. Я уже омлет соорудил, - парень снял крышку со сковороды, где красовался пышный ярко-жёлтый омлет, - на двоих.
- Папаню не застал?
- Нет. Походу, как обычно, отбыл чуть свет. Он тут воды птицам налил. Я только комбикорм и зерно насыпал, да гусят и мулардов в загоны перегнал.
- Вы мои помощники, - улыбнулась Ася, заваривая чай.
- Папаня вообще как терминатор, - улыбнулся в ответ Вениамин, отламывая пальцами хлеб. - И когда только спать успевает? На поле ведь его в половине шестого забирают. Это по любому в четыре надо встать, чтобы управиться с водой для птиц, да умыться, да перекусить. И ночью поздно приезжает.
- Как он говорит, зимой успеем отоспаться.
- Всё, ма, я на боковую, - сказал Вениамин, завершив завтрак. -  Чур, посуда не моя. По честному? - подмигнул он матери. - За мной завтрак, за тобой посуда.
- Ясное дело, по честному, - тепло улыбнулась Ася, прекрасно зная, что сын и муж терпеть не могут мыть посуду. - Спасибо, Вень, что накормил и меня, и птичек! Отдыхай. До какого часа у тебя свободное время?
- После трёх ночи могут вызвать. Ты бы тоже прилегла. Я гусятам и уткам побольше корма сыпнул. Может, до обеда хватит.
- Успею, высплюсь. Мне только завтра в день. Так что, вся ночь в моём распоряжении. А сейчас к Светлане пойду.
- Красоту наводить?
- Ага. Я же к ней за месяц записалась.
- Танюшке-одноклашке привет передавай, - сказал Вениамин.

***
- Как тебе новый цвет? - нанося широкой кистью краску на корни волос подруги, поинтересовалась Светлана, миловидная стройная женщина, с аккуратной стрижкой "каре" на блестящих волосах, цвета золотистой соломы, длиной до середины высокой шеи.
- Супер, - искренне восхитилась Ася.
- Значит, такой и оставляем, - уточнила Светлана.
- Само собой.
- Вот, я же говорила, что будет классно, - с гордостью произнесла Светлана. - А ты боялась превратиться в блондинку, - рассмеялась она. - Доверять надо мастеру.
- Да я доверяю, Светик, - смутилась Ася. - Просто, сама понимаешь, в нашем возрасте опасаешься выглядеть легкомысленно. Я же и на стрижку не сразу решилась.
- Ага, лучше было с хвостом как у тебя. И каштановый оттенок уже оскомину набил, - скривила губы Светлана.
- Правда, Светуль, и хвост надоел, и рыжина. Только жаль было ту причёску с волосами до плеч. Но я же всё равно с распущенными почти никогда не ходила. Так что, правильно ты меня на стрижку раскрутила. И цвет подобрала прямо почти как мой натуральный.
- А про возраст ты напрасно. Сейчас всё изменилось. Ты вспомни, как выглядели наши мамы в пятьдесят три. Конечно, не как старухи, но во всяком случае, гораздо солиднее, чем мы.
- Это уж точно, - согласилась Ася, обладательница стройной фигуры, в одежде отдававшая предпочтение узким джинсам, пуловерам, футболкам и похожим на мужские рубашки блузам.

- Да и Васе твоему никто больше сорока не даст, хоть он и на год нас старше. Вот что значит непьющий мужик. Не то что мой Костя-красавчик. Считай, в тридцатник на тот свет отправился. Думал перепьёт всю водяру на свете. Ещё ни один её, заразу, не одолел.
- Вот же, - грустно подтвердила Ася, - и не говори. Может, от безысходности. Помнишь, какая жизнь была? Работы днём с огнём не сыскать ни в деревне, ни в городе.
- Ой, да вечно мы им оправдание находим, - отмахнулась Светлана. - Что-то Вася твой ни дня дома не просидел. Не получилось после института агрономом устроиться, так он сразу в механизаторы подался. И хозяйство вы всегда держали.
- Это да. Пока я с Веней в декрете сидела, Вася механизатором работал. А потом, когда появилась возможность агрономом устроиться, он практически уступил мне место.
- И вообще он у тебя хороший. С хозяйством тебя никогда не угроблял как другие. Вы ведь сроду поросят не держали, да? И коров не было.
- Нет, Светик, только птицу. Свекровь, правда, вечно ворчала. Всё пилила Васю, что мы ни коров, ни свиней не заводим. А он ей говорил, у нас не семеро по лавкам, чтобы скотины полон двор держать. Она потом отступилась. Но в разговоре, особенно с чужими, нет-нет, да подковырнёт, что, мол, невестка попалась никчёмная. Ни корову подоить, ни свиньям дать. А, главное, сроду мешка с зерном не уворовала, - рассмеялась Ася. - Она и Сергея, своего младшего, вечно пилила, когда он бригадиром работал и тоже ничего с работы не таскал.
- Тёть Зина ведь его и с первой женой развела? - уточнила Светлана.
- Похоже на то. Когда мы с Васей после института поженились и в Гудовку приехали, то мне "добрые" кумушки сразу нашептали. Мол, у них в семье так заведено: первые супруги не ко двору. К тому времени Сергей уже с первой развёлся и на Ирине женился. Да и Надя рассталась с парнем, за которого в семнадцать вышла.
- Ну, Вася оказался крепким орешком, - засмеялась Светлана. - Не поддался на мамашины происки.
- Хорошо ещё, что сразу отдельно жить стали, а то бы неизвестно, как оно сложилось.
- Да ну, - усомнилась Светлана, - Васька всю жизнь по тебе с ума сходит. Слов нет, "моя Ася, моя Ася". Как вас там в институте дразнили?
- С первого курса звали "Ася и Вася", - с улыбкой вспомнила Ася.
- А с жильём вам с Надей точно повезло. Можно сказать, запрыгнули в последний вагон. Тогда как раз последние дома совхоз достраивал.
- Совхоз только коробки ставил. А уж достраивали сами. Но всё равно удачно получилось. Хотя и денег особо не было, зато кредит давали на щадящих условиях.
- Вот же. И дома нормальные. Всё как в городской квартире: ванна, туалет. Большое дело. Слушай, Ась, я что-то забыла, а почему Серёга дом упустил?
- Ой, да свекровь отговорила. Живите со мной и всё тут. Мол, нам и этого дома на сто лет хватит. Он и послушал мать. Ладно хоть у Нади ума хватило. Она тогда уж третьего ждала. Где бы они с мужем ютились впятером?

- Ага, а сейчас и тёть Зина у дочери живёт. Она когда её забрала?
- Как полступни отняли, так и перебралась к Наде, прямо из больницы.
- Ох, сахар - коварная штука, - сказала Светлана, снова натягивая резиновые перчатки и принимаясь распределять краску расчёской по всей длине волос Аси.
- Да уж, то ли ещё будет. Пока вроде остановилось. А вначале думали, что выше ногу отнимут. Трофическая язва три месяца не заживала. Боялись, как бы гангрена не началась.
- Я вроде слышала, тёть Зина какое-то время у вас жила. Или что-то путаю?
- Жила, Свет. Надя тогда в больницу попала. Щитовидку оперировали. Муж-то у неё к тому времени умер. Дети, сама знаешь, все отдельно живут. Вот мы с Васей свекровь и забрали.
- А чего не Серёга с Иринкой?
- Когда им? Они же каждый день работают. А я всё-таки когда в ночь, когда в день. Мне сподручнее было за ней ухаживать. Я предлагала насовсем забрать. Наде самой до себя, с её болячками. Но свекровь ни в какую. Только дочь из больницы, она на следующий же день заставила Васю перевезти её. Братья, конечно, Надюшке помогают, но всё равно трудно ей. Зина - тяжёлый человек. Издевается над дочерью. Надя ещё не всё рассказывает. Но иной раз не выдержит, пожалуется мне. Зина истерику закатит, типа того, жить надоело, повешусь. Надя говорит уж не выдерживаю, говорю, да вешайся или хоть с окна бросайся. Сама потом переживает, ночь не спит, капли от сердца глотает. А Зина в семь ляжет и храпит, хоть бы что.
- И ты хотела такого монстра себе на шею повесить?! - возмутилась Светлана. - Ась, не до такой же степени доброй быть!
- Ладно тебе, Свет, - виновато глянула на подругу Ася. - Просто Надюшку очень жалко. На сколько её хватит, если так нервничать?
- А тебя на сколько хватит? Ась, опомнись, она тебе не мать родная!
- Вот именно, не мать. Пойми, Свет, я же не буду переживать из-за неё как Надюшка. Опять-таки, может, у нас свекровь свой пыл поумерит. Знает же, что никто в нашей семье не поддастся на провокации. Разговоры её, что все вокруг плохие, я никогда не поддерживала. Успокаивать, чтобы не вешалась, не собираюсь, и плясать вокруг неё тоже. Накормить-напоить вовремя, вымыть, ногу обработать и всё. На остальное времени нет. Сын, муж, работа, хозяйство.

- Да уж, - вздохнула Светлана, - в каждой избушке свои погремушки. Но всё равно легче, когда вдвоём. А я вот всю жизнь одна лямку тяну. Ещё спасибо, что удалось в городе пробиться. Теперь всё как у людей.
- Верно, Свет, Далеко не у всякого так складывается. Дом родительский в деревне и, считай, на две квартиры в городе заработала. И себе, и дочери помогла.
- Это точно.
- Правда, работаешь без выходных. В городском салоне по-прежнему ежедневно?
- Почти. Пять дней в салоне, а по выходным дома стригу. И так три недели. А потом вот неделю в деревне клиентов обслуживаю.
- С личной жизнью так же?
- А чего менять? - пожала плечами Светлана. - Любовники только молодые и только не женатые. Ни проблем, ни обязательств. Надоело, разбегаемся без обид. И здоровье в порядке, и душевное состояние в норме. Никакому алкашу и бездельнику в глазки не заглядываю.
- А вдруг влюбишься в кого-нибудь? - улыбнулась Ася.
- Вдруг только кошки родятся, - фыркнула Светлана. - Я раз и навсегда своим Костиком от любви привитая. При слове "любовь" у меня глаз дёргается. Тот самый, помнишь, под который он мне фонарь поставил.
- Помню, конечно. Это когда ты к нам с Танюшкой среди ночи прибежала?
- Угу. Он на утро, как прохмелился, приполз прощения просить, звал вернуться. Только я не пошла. А как развелись, его на полгода хватило, пока не опился. Так что, любовь, Асенька, это не про меня.
- Хорошо хоть Танюшка твоя устроена. И муж, и деток двое.
- Танюшка, честно говоря, тоже пашет как лошадь со своим маникюром. Ещё несколько сертификатов получила на визаж и косметологию.
- Трудяга, как и ты.
- Будешь трудягой. Зять-то вроде ничего, не пьющий. Но заработать это не про него. Лишний раз палец о палец не ударит. Как получал пятнадцать, так и получает. Это на семью из четырёх человек, прикинь!
- Он всё так же, наладчиком?
- А то где же. Работает два через два. Мог бы на выходные куда-нибудь устроиться. Нет, лежит на диване. Устаёт, блин!
- Так всё время и лежит? Даже с детьми не занимается? Тогда Танюшке на самом деле трудно в одни руки.
- Не-е, с детьми занимается, - нехотя подтвердила Светлана. - Играет, гуляет. Даже иной раз в садик не водит, когда на выходном.
- Ну вот, а говоришь ничего не делает. С детьми заниматься это же самое главное.
- Главное, - вспыхнула Светлана. - Только его ли это дело? Мужик должен семью обеспечивать. А уж при деньгах женщина и сама с детьми управится.
- Всё равно вы с Танюшей счастливые, - мягко заметила Ася. - У неё деток двое, у тебя внуки.
- Так-то да, только видимся редко из-за моей работы. Ну и от любовников, честно сказать, не могу отказаться, чтобы к внукам лишний раз смотаться. Не могу без этого, понимаешь, Ась?
- Ну... понимаю, конечно, - смущённо улыбнулась Ася.
- Ничегошеньки ты не понимаешь, - заявила Светлана. - Во всяком случае, не ценишь.
- Это ещё почему?
- Да потому, что всю жизнь у тебя Вася под боком. Влюблённый, не пьющий, симпатичный. И такой проблемы как поиск секса на стороне у тебя сроду не было. Что, скажешь, не права?
- Да я как-то не задумывалась об этом.
- Потому что у тебя в этом плане всё хорошо. И слава Богу! Повезло тебе. Да и Танька моя везучая, - сказала Светлана, возвращаясь к обсуждению дочери. - Так, пойдём-ка, пора краску смывать.


http://proza.ru/2021/11/23/1127



Фотоколлаж исполнен Татьяной Микулич из фотографии с ресурса Яндекс-картинки и фото Владислава Микулича