Пустота и красота шахмат

Евгений Пимонович
 

      
     «И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?»
    Строки о Красоте классические, хорошего советского разлива, Некрасивой девочке написал Заболоцкий.
   Напомнив о пешке Золушке,  у которой всё впереди! Мерцал бы огонь...
    Выбор Автора ненавязчиво подталкивает читателя в сторону «огня».
   «Сосуд в котором пустота» - антитеза, но тоже плодотворная!
     Не о пустоте ли думал Мюссе, отвергая упреки в подражании Байрону: «Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана», трезво осознавая: «Пусть мое искусство и незначительно, но оно самобытно».

   «Красота – хорошо, а Игра лучше!», - так может сказать любой шахматист.
 В VI веке до нашей эры в Индии забрезжило почти закатившееся сегодня солнце Шахматной Идеи.
    В «чёрном ящике цивилизации» (вернее, в чёрно- белом!) 32 фигурки и 64 клетки.
   Похоже на сеть с драгоценным уловом?!

 -- А где Сеть, там и кликающий Золотую рыбку пользователь «Чего-ему-надобно»!

   Ко мне эта рыбка явилась, обернувшись   генератором ЧИФР.

 
 (http://proza.ru/2020/07/04/1121 поможет подробностями).

   Полтора десятка зёрнышек, квадрат и крест из диагоналей позволяют сварганить за четверть часа комплект фигур. Плоских, составленных из треугольников, вырезанных из чёрных и белых клеток.

  Труднее с королём. Он – фигура выдающаяся, из ряда вон выходящая.
   Вернее, не из ряда, а из плоскости двух измерений шахматной доски в Пространство Игры!

   Играючи можно сопоставить только что сгенерированные шахматные фигуры с гексаграммами из Книги Перемен "И-цзин".
   А почему бы и нет?!

   Следуя по порядку номеров, заданных двоичной системой; по ступенькам нотного стана, перебирая как аккорды сочетания нулей и единичек (0 – прерывистая, покой; 1 – непрерывная, огонь).

  Под перебор струн гексаграммы расставляем вырезанные фигурки на доске: первая струна зажата – это треугольная пешка на клетке a2.

    Звучит вторая – ставлю пешку на b2, звучат вместе первая со второй – соткалась треугольная пешка на c2.

   И так далее, пока под звучание всех четырёх струн не проявится на доске ферзь, полная задора и огня, насыщенная возможностями до краёв!

  Генератор чифр весь свой ресурс выработал, остановился.

   Откуда же возьмётся Король?

– Из пространства непостижимого для плоского треугольного представления.

  С точки зрения шахматных фигур – из Ничего!
  Использование аналогии с гексаграммами всё объясняет.

   Если ферзь, составленный четырёх треугольников звучит аккордом из четырёх струн, то отображается он гексаграммой (001111).
  Выходит, следуя по ступенькам гексаграммы вверх, король – это (010000). Только одна непрерывная линия, высоко звучащая струна.
    На недоступном для свиты короля уровне, в неслышимом диапазоне – Пустота!

    «А Король-то голый», - так может ПОКАЗАТЬСЯ пешке с «огнём мерцающим в сосуде».

... играя, мы привыкли с детства оживлять деревянные фигурки, насыщать даже их деревянные головы своими вибрациями...

   Что уж говорить о живших ДО нас людях, в том числе о мифическом изобретателе шахмат?!

    Фигуры в моём воображении: и плоские из треугольников испечённых выдуманным генератором чифр, и реальные объемные деревянные, и звучащие четырьмя струнами гексаграмм, - это часть игры, её продолжение.

  Создатель не предусмотрел для фигур на доске другой судьбы.

...они все разные и все ограниченны.   
  Даже проходная пешка не может стать Королём.
  Аватаром Игрока. Волшебником черно-белой доски.

  Волхвом.

  Пустотой с большой кириллической буквы «Покой»!

  «Мы видим вещи не такими, каковы они есть, а такими, каковы мы сами», - мне созвучно замеченное Кеном Кайесом.