Проза. Ру - 3000 читателей

Борис Докторов
Около полугода назад я начал размещать некоторые из собственных текстов на портале Проза.Ру, а в начале сентября подвел первые итоги http://proza.ru/2021/09/05/1672. Кончался  тот текст словами: «4 сентября число читателей достигло 1004. Это немного, но каждый мне дорог». А 4 декабря, ровно через три месяца, количество читателей моей страницы достигло 3000. Дело случая, никакой подкрутки статистики посещения читателей не может быть.
Пришло время продолжить подведения итогов.


Конечно, я испытывал некую робость, вынося свои социографические и биографические материалы в пространство литераторов, людей пишущих романы, повести, пьесы, фантастику и произведения, исполненные в другом прозаическом формате. И если социографические очерки все же близки к литературе, то биографии, написанные в последние два десятилетия, я все же относил к истории социологии, более широко – к истории науки.
В начале июля я ввел раздел «Лаборатория биографического анализа», намереваясь в нем представить собственный опыт жизнеописания социологов и людей других творческих профессий. Коллекция такого рода текстов стала быстро расти, и мне прошлось на базе данного раздела ввести новые группы материалов. Так появились рубрики: «Кабинет биографического анализа им. Б.Г. Кузнецова», «Их отличает креативность и смелость» и недавно - «Микробиографии». Все, что здесь делается, это попытки собрать написанные биографии, чтобы постепенно, в процессе их изучения точнее определить место этого направления биографического анализа в методологии и практике биографического анализа как общенаучного метода и литературного жанра. 


Кабинету, более привычно говорить - «лаборатории», я решил дать имя историка и социолога науки Б.Г. Кузнецова, прежде всего потому, что он оставил большое и весьма ценное наследие биографических книг и статей. В конце 30-х и во второй половине 40-х это были биографии великих русских ученых: Ломоносова, Лобачевского, Менделеева и Тимирязева, политическая «оттепель» открыла ему доступ к анализу жизни и творчества Галилея, Ньютона, Спинозы, Бруно и многое сделать в освещении жизненного пути Эйнштейна. Через изучение становление американских опросов общественного мнения и уже многолетнее исследование современной российской социологии я подошел к освоению некоторых аспектов общей проблематики развития истории науки в СССР / России, но, чтобы охарактеризовать роль Б.Г. Кузнецова в ней, сошлюсь на недавнюю статью двух экспертов – сотрудников Института истории естествознания и техники РАН И. Грининой и С. Илизарова: ««Борис Григорьевич Кузнецов (1903–1984), сколь банально бы это не звучало, занимает совершенно особое, только ему принадлежащее место в историографии истории науки. Без его желания, воли и умений не был бы открыт в 1944/1945 гг. Институт истории естествознания АН СССР, и можно только гадать о вероятностных путях развития у нас истории научно-технических знаний как профессии. Как оригинальный исследователь, автор многих выдающихся трудов по истории и философии науки Б. Г. Кузнецов во второй половине XX в. был не только научным лидером, но и тем, кто олицетворял советскую историю науки в ее лучших чертах перед мировым историко-научным сообществом».


Два других «биографических» раздела – тоже находящихся в развитии - дополняют указанный, обладая при этом заметной самостоятельностью. В первом - «Их отличает креативность и смелость» размещены биографии ряда американских классиков рекламы. Мне повезло, когда в первые годы этого века я начал погружаться в абсолютно не знакомое мне прошлое рекламной индустрии, я сразу познакомился с людьми удивительных судеб. Не просто талантливыми, креативными, полностью отдававшими себя делу, но максимально свободными в своем творчестве. Деятельность советских социологов регулировалась, контролировалась партийными и административными структурами, другими словами, государством. В мире рекламы все детерминировалось рынком, положениями Конституции и моральными установками, тогда это были нормы протестантской этики.


Мне трудно сказать, как будет наполняться новый раздел «Микробиографии». Для себя я определил микробиографии как особый жанр,  а не просто небольшие биографические тексты. Это может быть несколько сюжетов из жизни человека, которые раскрывают отдельные, значимые этапы прожитого им или стороны сделанного им. Здесь может быть хронологичность, но может и не быть ее. Конечно, в них присутствует недосказанность, она создает пространство для размышлений читателя.


Есть еще один раздел - «Память  помогает, удивляет и пленит нас», он – о роли памяти в работе над биографиями людей, которых знал или знает пишущий, в том числе и над автобиографическими сюжетами. В этих случаях главным инструментом работы автора становится его память. Ибо все, о чем он рассказывает, проходит через его память или порождается ею. Память помогает автору, иногда радует, бывает – мучает. Нередко она вдруг удивляет его. Это когда он вдруг вспоминает то, что, казалось, навсегда забыто и о чем, естественно, он не предполагал писать. В таких ситуациях хочется остановиться и проверить себя. Неужели такое возможно? Как это так? Почему никогда не вспоминал и почему вдруг давно забытое высвободилось? Память пленит, поскольку невозможно освободиться от того, что вспомнил, освежил, оживил. Наоборот, хочется продолжить эти воспоминания, развить их, добавить что-то к ним. И в целом, прошлое, прошедшее через этапы воспоминания, превращается в настоящее. Оно утолщается.


Без малого сорок лет я знаком с содержанием небольшой, обоснованно говорить – автобиографической книги Б.Г. Кузнецова «Встречи» (1), но сейчас я снова ее перечитываю и обнаруживаю в ней много «нового», несомненно, ранее читанного, но не продуманного. Приведу сказанное им в этой книге, что смягчает мои сомнения по поводу выхода в пространство Проза.Ру: «...каждая биографическая, да и автобиографическая книга – это философская книга. Она отвечает на вопрос; как отразился мир и его познание в жизни, думах и поступках одного человека. Этот вопрос объединяет биографии и автобиографии с художественным произведением, которое, как говорил Аристотель, есть отображение бесконечности в конечном.  (1, с. 6).
Раз так, буду продолжать.


1. Кузнецов Б.Г. Встречи. М. 1984.