Лубсан-Нима Дармаев

Игорь Муханов
(1890-1960)

Лубсан-Нима Дармаев, будущий глава Центрального духовного управления буддистов СССР (Пандито Хамбо-лама XVII), родился в Джидинском районе республики Бурятия, в семье скотовода.
В этой семье было много детей, и Лубсан-Нима вырос в обстановке доверия, дружбы и помощи своим родителям.
В те времена в бурятских семьях существовала традиция: отдавать учиться на ламу одного из сыновей. Отдавали, как правило, самого способного к учёбе. И в этой семье выбор пал на Лубсан-Ниму.

*

Лубсан-Ниму отдали учиться в Сартуул-Булагский дацан, где он успешно освоил буддийскую философию и по окончании учёбы получил звание «габжа».
Молодой лама принимает деятельное участие в жизни Сартул-Булагского дацана, приобретая среди ламского сословия прочный авторитет. И в конце 1920-х годов избирается настоятелем Сартуул-Булагского дацана.

*

В 1928 году, на III духовном Соборе буддистов, Лубсан-Ниму избрали членом Центрального Духовного Совета буддистов Восточной Сибири.
Председателем этого Совета избрали Хайдупа Галсанова, ламу из Аги, ученика и первого помощника Хамбо ламы Агвана Доржиева.

*

В 1937 году Лубсан-Ниму арестовали и посадили в Кяхтинскую тюрьму, после чего отправили на строительство железной дороги Наушки-Кяхта.
Полуголодное существование и тяжёлая работа привели к тому, что однажды надзиратели нашли Лубсан-Ниму без сознания. Его приняли за умершего и бросили в канаву. Лубсан-Ниму случайно нашёл житель села Торей Сосоров Гомбожап, проезжавший в тех местах, и спас от смерти.

*

Поднявшись на гору, расположенную возле села Торей, Лубсан Нима роет себе землянку, в которой проводит трёхлетний ретрит.
Именно в эти годы местные жители наблюдают, как дождевые тучи, летящие над Джидинской долиной, обходят эту гору стороной.

*

В 1940 году, в день окончания ретрита, к землянке Лубсан-Нимы прибегает раненая косуля, преследуемая охотником. Лубсан-Нима видит в этом знак свыше и решает сдаться властям. Жизнь вне закона, рождающая страх, подозрение и другие негативные клеши, больше его не устраивает.
Возле землянки Лубсан Нимы появляется охотник, и «беглый» лама просит отвести его в Сельский совет.

*

Предвоенная жизнь, с её острым ощущением грядущих событий, по-своему распоряжается судьбой Лубсан-Нимы.
В тюрьме он не числится, от закона не пытается бежать. И местные власти, занятые мобилизацией населения на фронт, решением продовольственных проблем и другими неотложными делами, не обращают внимания на бывшего ламу.

*

В годы войны Лубсан-Нима находит Хайдупа Галсанова, своего друга и соратника по работе в Центральном Духовном Совете, и вместе с ним занимается сбором пожертвований в Фонд обороны страны.
Денег, собранных ими, хватает на строительство самолёта.

*

В 1943 году органы НКВД повторно сажают Лубсан-Ниму в тюрьму. Но к тому времени он уже имеет защиту – благодарственную грамоту, выданную Сталиным. И органы НКВД, продержав у себя больше месяца, отпускают его на свободу.

*

В 1944 году Хайдуп Галсанов, постоянно бывающий в Москве по делам, связанным с Фондом обороны, присутствует на военном параде.
После речи, произнесённой Иосифом Сталиным, на трибуну выходит православный священник и благословляет войска, уходящие на фронт. Хайдуп Галсанов понимает, что настали другие времена, и загорается мечтой возродить работу Центрального Духовного Совета буддистов.
Хайдуп Галсанов пишет Сталину письмо. И ему, имеющему немалые заслуги перед своей родиной, разрешают с ним встретиться.

*

Хайдуп Галсанов познакомился со Сталиным в 1920-х годах, присутствуя  вместе с Агваном Доржиевым на приёме у Ленина. И Сталин, встретившись с ним снова, вспоминает эту давнюю встречу.
Руководитель страны разрешает возродить духовную жизнь в Республике Бурятия, и требует в связи с этим бумагу за подписью 16-ти лиц.

*

Хайдуп Галсанов приезжает в Улан-Удэ, где ищет людей, которые поставят свою подпись. И тут выясняется, что найти их не так-то легко. Годы расстрелов и массовых ссылок в лагеря сделали своё дело.
Бидия Дандарон, уже отсидевший к тому времени в тюрьме, был первым, кто поддержал Хайдупа Галсанова и подписал бумагу. За ним потянулся молодняк, но его оттеснили старые ламы. «Пусть лучше мы пострадаем», – решили они и поставили нужные подписи. В числе подписавшихся был и Лубсан-Нима Дармаев.

*

Лубсан-Нима лично ездил с Хайдупом Галсановым в Москву, был на приёме у Сталина и привёз своему народу долгожданную весть: деятельность Буддийской Церкви на территории Бурятии возобновляется!

*

В мае 1946 года в Улан-Удэ открывается Съезд представителей верующих буддистов и ламского сословия, на котором обсуждаются принципы отношений Буддийской Церкви и Государства. Съезд, проходивший в атмосфере единства и воодушевления, единодушно избирает главой Центрального Духовного Управления буддистов СССР Лубсан-Ниму Дармаева.

*

Находясь на этой должности 10 лет, Лубсан-Нима Дармаев внёс неоценимый вклад в возрождение Буддийской Церкви в России. В годы его правления был построен Иволгинский дацан, ныне являющийся резиденцией Пандито Хамбо лам и центром духовной жизни всего бурятского народа.
Жизнь Хамбо ламы Лубсан-Нимы Дармаева была целиком посвящена своему народу, распространению буддизма не только в Бурятии, но и по всей стране.
Облик этого человека навеки пребудет в сердце буддиста.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)