Концепция экологической личности

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.






КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



Введение.

Личность – суть человека, которая проявляет себя через будущие действия, а её форма зависит от накопленных качеств, т.е. энергий определённых типов, получаемых через знания, действия, поступки, мышление; совокупность всего этого приобретённого влияет на последующие особенности поведения личности и её характер.

Экология – наука, изучающая фундаментальные законы взаимодействия живых организмов (включая человека и человеческое общество в целом) с окружающей средой (мирозданием), круговой оборот вещества, информации, энергии, делающих возможным жизнь.

Мироздание – совокупность всего, что существует физически.

Экология мироздания – комплексная система, фундаментальный способ понимания явлений мироздания и экологического взаимодействия в нём человека.

Экология личности – психология целостной личности.

Психология – наука, изучающая закономерности функционирования психической деятельности человека, объединяющая в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Концепция экологической личности.

Экологической личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом сознания, которое характеризуется главными особенностями:

1. Психологическая включённость человека в мир природы:

- базируется на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы (взаимосвязанность мироздания);

- человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного
из элементов в сложную систему взаимосвязей (экологическая осторожность);

- отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм и на окружающую человека природу (экологическая умеренность);

- не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества (экологическая активность).

Суть учения русского космизма:

- человек – составная часть природы;

- человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве;

- человек и всё, что его окружает – это части единого целого – Вселенной.

Общие законы экологии (по Коммонеру):

- всё связано со всем; никто и ничто в мире не может существовать и действовать изолированно от всего мира в целом;

- всё должно куда-то деваться, всё, что можно называть «отбросами» деятельности, имеет свойство постепенно накапливаться и превращаться в проблему «загрязнения» негативными влияниями сфер обитания;

- ничто не даётся даром, за всё приходится платить, всё, что ведёт к негативным последствиям, может обойтись несказанно дороже временных преимуществ;

- природа знает лучше, так определяется самый оптимальный способ добиваться любых изменений при взаимоотношении с окружающей природой.

2. Субъективный характер восприятия природных объектов:

- природные объекты относятся личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности, и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.;

- природные объекты могут выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, природе и другим людям;

- природные объекты могут выступать в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности;

- мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, нравственно-духовного развития человека. Поэтому экологическая личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться нравственно-духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.

3. Стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы:
- эстетическое освоение природных объектов и их комплексов;

- познавательная деятельность обусловленная интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;

- практическое взаимодействие с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;

- участие в природоохранной деятельности, которое диктуется соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью) сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения, и потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Личность при формировании экологической культуры:

1. Чувственная сфера (формирование общей эмоционально-психологической культуры):

- воздействие на органы чувств: формирование культуры восприятия, чувства красоты и гармонии мироздания;

- положительное состояние психики: возникновение положительных эмоций и чувств на основе благоприятного влияния природы на нервную систему организма человека;

- формирование положительных качеств личности на основе постоянных положительных эмоций и чувств доброты, отзывчивости, открытости, искренности, сознательности, активности;

- формирование ощущения родства и нравственно-духовной связи с природой: привязанность к природе, потребность взаимодействия с ней, уважения к ней;

- формирование общего чувства любви к мирозданию, природе вообще, к планете (патриотизм в широком смысле).

2. Интеллектуальная сфера (формирование научного мировоззрения):

- формирование общей эмоционально-психологической культуры;

- знание законов мироздания, всей природы (от молекулярного уровня её организации до биосферного, планетарного и Вселенского);

- знания об организации биосферы как самой крупной экосистемы, функциях
биосферы, о её развитии, эволюции;
- знания о связях человека с мирозданием, природой на разных масштабах: глобальном, региональном, локальном; знания о перспективах взаимосвязи человека и природы.

3. Деятельностная (волевая) сфера (формирование  экологических умений и навыков):

- непосредственное общение с природой;

- изучение природы;

- творческая работа в природе;

- природоохранная деятельность.

Общая схема формирования экологической личности:

Общая эмоционально-психологическая культура - Научное мировоззрение - Экологические умения и навыки.
|
Экологические убеждения: система знаний, чувств, умений и навыков, и потребность поступать в соответствии со своими знаниями, чувствами, умениями.
|
Экологическое мировоззрение: видение мира через призму экологических убеждений.
|
Экологическое сознание: осознание своего экологического мировоззрения и его значения по отношению к природе; осознание роли экологического мировоззрения в нравственно-духовном и физическом здоровье человека.
|
Экологическая личность: носитель высокой экологической культуры.
|
Мотив: стремление быть в гармонии с Природой.
|
Ответственность по отношению к родной природе, её охрана, забота о ней.
|
Ответственность по отношению к природе всей планеты, её охрана,
забота о ней.

Истинный мотив быть в гармонии с Природой рождается только у экологической личности, а также только она обладает истинной ответственностью по отношению к природе.

Цель экологической педагогики и психологии - создать методы и формы эффективного развития экологической личности и высокой экологической культуры.

Формирование экологического сознания человечества началось, происходит становление сосуществования, соразвития, коэволюция Человека и Природы – а значит, и Разум, «подаренный» Человеку Природой, приобретает силу. Это характеризует качественно новый скачок в развитии человечества, ведущий в сторону новых ценностных ориентиров, гармоничных и мудрых взаимоотношений.

Список литературы

См. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Словарь космической философии. – М.: Амрита-Русь, 2020.

Астахова О.А. Формирование экологической личности с высокой экологической культурой. – Мичуринск, 2003.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК. – Коломна, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Экология мироздания http://proza.ru/2021/12/08/1046.

Концепции естествознания http://proza.ru/2021/10/14/1231.

Экология личности: управление состоянием http://proza.ru/2021/10/01/345.

Концепция мироздания http://proza.ru/2021/10/16/772.

Законы мироздания http://proza.ru/2021/12/11/602.

Концепция матрицы мироздания http://proza.ru/2021/09/14/627.

Концепция биосферы и ноосферы http://proza.ru/2021/07/13/1075.

Формирование нравственно-духовного здоровья http://proza.ru/2021/05/02/1749.