Встреча с композитором Е. П. Родыгиным

Алексей Кожевников 3
               

        Мои предки были казаками Оренбургского казачьего войска и потому, как и мои родители, знали много старинных песен. А отец – Николай Иванович – полных восемьдесят лет, начиная с пятилетнего возраста, даже играл на различных гармошках. Обучил он этому старшего и младшего сыновей, но меня не пришлось – потому что я рано покинул родительский дом. Однако петь в нашей многодетной семье любили все. (Для убедительности прочтите здесь рассказ «Дедова хромка»).
        До службы в армии я никогда не участвовал в художественной самодеятельности - не до этого было. С пятнадцати лет работал в строительном управлении и одновременно - с 8 по 10  классы - учился в вечерней школе, а после окончания её, на первом курсе железнодорожного техникума, откуда и был призван в её ряды.
        Именно в ней началось моё увлечение художественной самодеятельностью, а больше всего – пением. Подготовка к гарнизонному конкурсу была очень серьёзной. Мне никогда не забыть строгости отбора профессионального отбора его участников. Много лет спустя, я поведал о нём в рассказе «Малыш» (см. здесь же). На нём наш хор занял первое место, и моим родителям ушло в Челябинск благодарственно письмо от командира части.
        Окончив службу в январе 1957 года, я вернулся в Челябинск. Областное управление связи сразу же направило меня в Свердловское техническое училище № 2 учиться на механика по ремонту радиотелевизионной аппаратуры. В конце 1950-х годов в СССР только началось активное строительство телецентров, открытие телеателье. Специалистов по их  обслуживанию очень не хватало, поэтому вместе со мной в группе обучались юноши и девушки из Мурманска, Одессы, Омска и других крупных городов страны. Меня избрали старостой группы.
        Стипендия была небольшой, почти все учащиеся группы проживали на частных квартирах и потому мы подрабатывали к ней на железнодорожном вокзале. Не забывали и об отдыхе. В училище я тоже стал активным участником художественной самодеятельности (см. рассказ «Полонез Огинского»).
        По окончании училища, 17 июня 1959 г. меня направили в Полевскую радиотелевизионную мастерскую, вскоре переименованную в телеателье. В нём я оказался первым дипломированным радиотехником и потому через два года был назначен его директором.
        Как-то отправили меня в одну семью - на установку только что купленного телевизора. В избе оказалась одна бабушка. После необходимой подготовки, включил аппарат и тотчас заполнила горницу красивая мелодия песни про рябинушку, в исполнении Уральского народного хора.
        Старушка слезла с печи, подошла к окну и какое-то время постояла перед ним, глядя на улицу. «Бабушка, вы кого-то ждёте?» - спросил я. Она повернула голову в мою сторону и с недоумением спросила: «На чём же они приехали? Автобуса-то  не видать». «Кто?» - не понял я. «А эти артисты, что поют», - и она кивнула в сторону экрана.
        Услышанная в  тот день песня «Уральская рябинушка», стала  у меня первым шагом к знакомству с творческой биографией Евгения Павловича Родыгина.
        В 1959 году на Северском металлургическом заводе началось строительство самого крупного в стране трубоэлектросварочного цеха №  2, а в 1961-м я влился в его рабочий коллектив. В ту пору заводским домом культуры было здание бывшей Свято-Троицкой церкви и мне довелось выступать в нём, как в составе хора так и с сольными номерами.
        В это время в стране звучали уже новые песни Родыгина: «Едут новосёлы», «Белым снегом», «Песня о Свердловске», «Куда бежишь, тропинка милая» и другие.
        В исполнении цеховых и общезаводских хоровых коллективов, членом которых довелось быть и мне, зазвучали они и со сцены нового Дворца культуры Северского, теперь трубного, завода.
        В начале 60-х годов в ДК СТЗ приехал с отчётным концертом сам Евгений Павлович. Здесь-то я и познакомился с ним, а ветеран завода, фотограф-любитель  Дмитрий Васильевич Ваганов сфотографировал нас вдвоём.
        До сего дня, я бережно храню этот снимок.               
                24.10.2020 г.