Вспоминая мастерскую

Анна Мержвинская
   Почему-то вспоминается временами художественная мастерская живописного факультета от Академии художеств им. И. Е. Репина. Находилась она на Васильевском острове, недалеко от метро "Василеостровская". Помню плотно стоящие, старинные высокие здания вплотную друг к другу. Номер дома не помню, название улицы - тоже. Как-то стёрлись они из памяти за 26 лет. Но я хорошо помню, что надо было зайти в полутемную парадную, подняться на 2-й (может 3-й?) этаж. На этаже была всего одна квартира. Звонок был нерабочий и мы, студенты, всегда стучали. Меня удивляло тогда что кто-то мог слышать этот стук в дверь. Удивляло после того как я уже однажды побывала внутри. Узкий, длинный коридор. Из него был вход справа в комнату. Но мы редко сами туда заходили. Шли дальше по коридору до поворота и попадали в помещение с  одним окном, выходящим во двор-колодец. Окно всегда было пыльное. Стены помещения были какие-то выцветшие, давно не крашенные. Высокий потолок. Из этого помещения можно было пройти в соседнее, без окон, оно примыкало к этому, но без дверного проема - просто, чуть поворот в него был. Каждый студент стоял со своим этюдником, холстом и рисовал композицию маслом. Одна композиция была в помещении с единственным окном, другая - в смежном с ним помещении. Кому какую композицию рисовать - всегда выбирал сам преподаватель (Мельников Сергей Федорович). В отдельной, меньшей по размеру, комнате , которая была справа по коридору - творил сам наш преподаватель. Там было его пространство. Много картин разного формата, чаще большого - 200 на 150 сантиметров, 100 на 150 сантиметров и так далее. Я запомнила одну картину, над которой он тогда работал и она была почти готова. Попала я в эту комнату тогда, когда мы с Сергеем Фёдоровичем выбирали место где мне начать писать картину "по своему сюжету" (наконец, мне разрешил это преподаватель), этому предшествовали многие месяцы композиции не по моему выбору. До этого, я только однажды видела как там писала композицию ещё одна его студентка (Света). Надо сказать что Сергей Федорович пускал туда всегда только кого-то одного, никогда там не было одновременно несколько пишущих. Да и разрешал там что-то писать - не многим. Сколько я ходила в эту мастерскую (1 год) - видела там только Свету, вторая - была я. Работа, которую я там написала маслом, до сих пор висит у меня в комнате дома, на стене. Смотрю на неё и вспоминаю то время. Было это с сентября 1995 года по июнь 1996 года, 1-й курс. К сожалению, на 2-й я уже не смогла пойти. За время 1-го курса один из наших студентов организовал выставку в Песочном, в онкоцентре. Как говорили, всем там очень понравились работы нашего курса (все приняли участие, каждый подготовил по одной картине). В начале января 1997 года Сергей Федорович неожиданно скончался.

   Очень благодарна за многие подсказки, за всё что дал тогда мне Сергей Федорович на курсе. Я тогда поняла, что та мастерская и все кто там был - это то место где я "как дома", " среди своих". Мы мало общались пока шел процесс написания композиций. Разговаривали понемногу либо на кухне, либо в небольших перерывах и только в коридоре, не мешая другим, кто не прерывался. На кухне можно было в любое время зайти и выпить чаю. Там же и приходили покурить (кто курил). Пока там находились, вели разговоры. Иногда даже сам Сергей Федорович приглашал попить чаю и много разговаривал. Однажды, как-то было немного народу, был выходной день. Я пришла и Сергей Федорович сразу позвал меня попить чая. Пока мы пили его, он говорил о своих планах. Потом, повел в свою комнату-мастерскую и мы с ним пообсуждали разные его работы. Сильно запомнилась его работа "Сергей Есенин". Очень большая по формату и очень яркая. На ней Есенин практически в полный рост, сидит и задумчиво, грустно смотрит на зрителя, подперев одной рукой щеку. На сочном, темно-зеленом фоне, светлый поэт. Картина сразу привлекла внимание. Сергей Федорович почему-то всё считал что она пока не закончена. Возвращался к ней, присматривался, обсуждал её не только со мной, но и с другими студентами.

   Доброе время было и счастливое для моей души. Запомнила его навсегда. Рада что знаю - там, среди художников, я была среди своих, там моя душа "летала на крыльях".