2. Про пленных немцев и ЗэКа

Галина Леонова
№2 
НАЧАЛО -
http://proza.ru/2021/12/29/1008 - На Великих стройках Коммунизма в 1951 году!


  По настоянию друзей и недругов страны нашей, я продолжаю исследование строительства Волго-Донского канала.
Дабы, убрать все домыслы и кривотолки.

  На строительстве Волго - Дона действительно, кроме вольнонаёмных работников, были задействованы пленные немцы, и наши ЗК - заключённые.
Про пленных немцев смешно читать "жалельщиков" из интернета.
Никто не звал фашистов в НАШУ страну - Советский Союз!
Попали в плен - пусть работают на СССР! Отрабатывают пайку.
Кто против - сразу ставлю в БАН ("чёрный список!) - НАВЕЧНО!
  Для меня лично - "жалельщик" фашистов - личный враг №1!
Моего умнейшего шикарного деда-полковника фашисты убили в боях под Москвой в 1942 году.
  Мой отец-десантник и орденоносец - всю войну прошёл. Контужен. Рано умер уже после войны.
Неужели, я буду "жалеть" пленных фашистов? - НИКОГДА!

  Несколько лет, как закончилась тяжёлая, кровопролитная война. Которая унесла много жизней трудоспособного населения СССР. Особенно - мужчин. На строительство Волго - Дона были направлены лучшие кадры образованных людей Страны Советов. Сюда попадали и выпускники вузов и техникумов, демобилизованные из армии.
Но, людей катастрофически не хватало. Потому, были задействованы - пленные фашисты, и заключённые:

  Всего за годы строительства в них побывало заключённых = 236778 человек, из которых 103884 трудились на возведении гидроузла. Большинство – осуждённые за мелкое хищение, хулиганство, мошенничество. В основном лагерники – рабочие от станка и от сохи. Не исключались, конечно, рецидивисты. «Политических» (по 58 статье) было немного.
  Итак, всё по порядку:

  1. Со времен скифов
Людей всегда привлекало место наибольшего сближения двух великих рек – Волги и Дона. Еще в VII веке до нашей эры скифы, населявшие плодородные степи севернее Черного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел.

О соединении Волги и Дона мечтали персидский царь Дарий I и Александр Македонский.
Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешел «волоком» на Волгу и спустился со свой дружиной к берегам Каспия. Тем же «волоком» пользовались генуэзские и венецианские купцы.

В 1563 году турецкий султан Сулейман, а затем его сын Селим II решили в донских степях копать «турецкий канал». Затея оказалась неудачной.

  2. Задумки Петра I
Первая серьезная попытка создания канала была предпринята на рубеже XVII-XVIII столетий при Петре I. В 1696 году войска Петра I освободили Азов от турок. При этом важную роль сыграл Волго-Донской водораздел, через который были переправлены с Волги на Дон лес для строительства  военного флота и 20 тысяч войск.

В этом же году Петр решил соорудить канал между Волгой и Доном, рассматривая эту задачу значительно шире, чем просто соединение рек. Был составлен план канала между Камышенкой и Иловлей, к работе приступили землекопы. Но в 1701 году началась война со Швецией, и Пётр I был вынужден приостановить строительство.

Пройдут столетия, в государстве Российском будут меняться вожди и режимы, но неизменной останется мечта о соединении Волги и Дона. Более 30 проектов будут найдены и изучены позднее.


Продолжение №3 -
http://proza.ru/2022/01/04/1000 - Великая стройка Коммунизма! Волго - Дон

_______________________________________

На фото:
Фото слева - Место наибольшего сближения двух великих рек – Волги и Дона .
Фото справа -
Строительство бетонной плотины Цимлянской ГЭС.

Использованная литература:
1. Газета "Аргументы и факты" (Ростов)
2. Краеведение Ростовской области. ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КОММУНИЗМА
Волго-Донской канал. Е. Ю. Свечникова
(СМИ)