Греча. Повесть, часть первая, глава первая

Владимир Цвиркун
               
    Дон начинает свой путь с маленького ручейка недалеко от города Новомосковска, что в Тульской области. Река цепляет своим правым берегом самое знаменитое на Руси поле: Куликово. Для каждого русского Куликово поле, Бородинское поле, Московское поле – гордость на все времена.

  У  М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» река всегда покорна, спокойна и тиха.  Однако бородатые старики говаривали, что иной весной она так разливалась, что   дубы и вербы, которые созерцал и Пётр Первый, почти полностью погружались в её мутные воды. И лишь макушки отдельных деревьев указывали на глубину разлива. Были годы, когда голубая дорога так мелела от засухи, что в отдельных местах её переходили  вброд, не замочив колен. Никто не знает точной даты рождения Дона, но каждый, кто живёт на его берегах, говорит сейчас  с сожалением: «Не та река, не та вода».

  Нынешний посёлок Епифань, что стоит на берегу Дона, в былые времена слыл просто городищем, потом городом, пограничным поселением Московского  русского государства. А рядом с ним, всего в нескольких километрах, через сотни лет, после Великой войны с фашизмом, когда страна  очень нуждалась в угле, родился новый город – Климовск. Теперь это районный центр Тульской области. Туда в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в районную газету на работу по окончании университета приехал Иван Ивиркин.

  После  различных знакомств, обустройства семейной жизни, Иван, наконец, отвоевал у текучки время и поехал на родину своих предков по материнской линии. Благо, что на это ушло всего полчаса из большого выходного дня.
Походив по улицам Епифани, оказался у обезглавленного храма.  Когда-то это была Успенская церковь. Время, а главное люди, оставили здесь, на святом месте, свои нескромные следы…

  Порой, находясь у намоленного места, задумываешься над тем, как легко совратить человека с правильного пути. Сотни людей - наших предков - многие годы и десятилетия, молясь трижды в день, приходили и возводили храм Божий. Сотни лет день за днём, месяц за месяцем в верующем человеке укоренялась красота архитектурная и духовная. И, казалось, что никакой ураган - ни внешний, ни внутренний - не сможет   развернуть  русского человека с истинного пути. А, поди ж, наяву получилось так, что пришёл другой духовный инвестор, и люди, послушав его, покорно разрушили великое Здание прошлого.

  Природа не терпит нецелесообразности в своём развитии, а вот человечество запросто уничтожает  творения своих предков. Это ж, до какого безумства надо было дойти, чтобы рушить в себе духовный стержень. Парадокс, не правда ли? Однако лично построенный для себя, в своём хозяйстве, даже маленький курятник, он ломать бы отказался. А тут Божий храм - основа духовности каждого россиянина, храм,  политый потом и кровью, запросто рушится мужицкой кувалдой.

  Ещё в 1578 году при царствовании Ивана Грозного основали это поселение. Рядом простиралась Рязанщина с её двойной внешней политикой. А куда было деваться бедным  рязанцам:  с востока – татары, с запада – Московия. Вот и приходилось служить двум господам. А в принципе самим себе, чтобы выжить.

  По рассказам  деда  Ивана Данилы Ефимовича  Гречухина,  где-то в этих местах начинался их род. В каком поселении точно ни дед, а тем более Иван, не знали. «Где-то в Епифане», – говаривали старшие рода.

  На  озадке посёлка перед  глазами Ивана предстало заброшенное строение. Покосившийся домик-мазанка, да полусгнивший остов колодца напоминали о житье- бытье здесь людей. Несмотря на ветхость, на табличке отчётливо читалось: «Улица Полевая, д. 101».  Иван вдруг ощутил, как невидимые силовые волны стали проникать не только в голову, но и внутрь тела. Зона  молчания мозга откликнулась на это возбуждение, в душе защемило приятной болью. Что-то подсказывало:  это твоё, иди…
Долго не раздумывая, Иван пошёл искать председателя поселкового Совета. И хотя день был выходным, тот оказался на рабочем месте.  Познакомились. Гость спросил о заброшенном строении.

  – А чем приглянулся Вам этот неказистый домик? – поинтересовался Степан Степанович…

  – Пока точно  сказать не могу.

  – Давайте решим так: приходите в понедельник, и мы постараемся уладить все Ваши дела.

  –  Хорошо,  обязательно  приеду. Возможно,  что-нибудь напишу в газету о ваших делах, а заодно поговорим о том, как можно приобрести  тот участок.

  – Ну, какие у нас дела. Живём помаленьку, не скулим. А почему, Иван Дмитриевич, Вас заинтересовал именно этот участок? Может, там клад зарыт? – снова заинтересованно спросил председатель.

  – Насчёт клада, Степан Степанович, не знаю, но по наитию чувствую, что ноги привели меня сюда неспроста.

  – Ну, что ж. Дело Ваше. Поможем, чем сможем.

  – До свидания, рад был познакомиться, – сказал горожанин.

  – До встречи, – ответил чиновник.

  Иван поднял руку в знак наилучших пожеланий и зашагал к автобусной остановке.

    Продолжение.  http://proza.ru/2022/01/02/770