Под N330 в списке подразделения Мухоморова, готовившего политбойцов в июле 1941 года при Полтавском тракторном училище, был означен СЕМЁН Константинович КОЛОМИЕЦ.
Многие его товарищи по учебе служили потом политруками, оставили следы в электронной базе данных Министерства обороны «Память народа». Остались на Стене Памяти Полтавских курсантов
http://proza.ru/2020/12/22/1731.
Только не он: не числится. Нет ни единой записи…*)
Фронтовики Великой Отечественной войны, которых почти не осталось сегодня, были неразговорчивы. Это отметили все, кто жил рядом с ними.
Об этом же изречение Лао-Цзы:
"Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает".
Но патриотическое воспитание – палка о двух концах. После Победы в Великой Отечественной наступила Холодная Война. Ей на смену пришла Гибридная!
Молчать, бездействовать смертии подобно, «на войне как на войне» все средства хороши.
По мере удаления от дня Победы, по дороге домой, к мирной жизни число военных рассказов и повестей, сериалов и песен возрастало…
Василий Владимирович Быков, писатель-фронтовик, (это его фото перед заголовком) всегда был честен и немногословен. Моё знакомство с его творчеством началось – хорошо помню – с книжки в мягкой обложке.
Купленная в магазине «Украинская книга» на Арбате, она и сейчас стоит на полке, напоминая о студенчестве: «Вовча зграя». Повість. В. В. Биков. «Тартак». Повість . Іван Пташников. (Пер. з білорус. Олеся Жолдака та Миколи Шудрі. - К. : Дніпро, 1975).
В 2004 году в Беларуси был запрещен показ документального фильма о Василе Быкове.
26-минутная лента Ирины Письменной и Николая Динова называлась "Дорога домой. Реквием".
Фильм был приурочен к 80-летию Быкова и годовщине его смерти.
Не приглашенная на заседание Госрегистра кинокритик Алла Бобкова с иронией вспоминала о пафосных аргументах "запретителей": "Это решение надо бы вывесить на всеобщее обозрение, а внизу написать изречение польского писателя Станислава Ежи Леца: "Часто пафоса эхо так и трясется от смеха".
Не вписался писатель Василь Быков в пафосную и политическую парадигму Беларуси.
Искусство требует жертв! – Не стало исключением и искусство политической борьбы «за мир во всем мире». Имеющее на вооружении арсенал клише и лозунгов.
Кстати о лозунгах!
…еще и в тридцатые годы фраза «Искусство требует жертв» употреблялась по преимуществу в ироническом смысле – например в фельетонах Ильфа и Петрова (1932 год, «Когда уходят капитаны»).
В 1941 году детский писатель Яков Тайц опубликовал автобиографический рассказ «Про Ефима Зака».
Герой рассказа, дореволюционный «художник вывесок», вспоминает:
– Мой знаменитый земляк Исаак Левитан учил меня: «Главное, Ефим, это натура!». (…) И еще он говорил: «Искусство требует жертв (…)».
Ирония авторского повествования очевидна.
Зато после войны эту сентенцию уже совершенно всерьез, как завет основателя Художественного театра, привел оперный режиссер Павел Румянцев, вспоминая о создании в 1926 году Оперной студии Станиславского:
«Лозунгом того времени, как и вообще во весь период существования студии, были слова К. С. Станиславского: “Искусство требует жертв”» («Система К. С. Станиславского в оперном театре», опубл. в «Ежегоднике МХАТ. 1947»; год издания: 1949).
Других подтверждений того, что Станиславский говорил именно это, не имеется.
Войны в сознании невоевавших претерпевают такую же трансформацию.
От неуместной обиходной окопной правды, становящейся неизвестной до пафосных лозунгов, сформированных чередой послевоенных юбилеев…
С легкой руки Василя Быкова, похоже, наше поколение (родившихся после смерти Сталина но до полёта Гагарина) получило прививку от равнодушия и пафоса.
Чтобы ревакцинироваться, перечитайте, например, «Политрук Коломиец», с Хэмингуэевской концовкой:
«...кряжистый мужчина в форменной фуражке, — задержался возле политрука.
— Коломиец? — негромко спросил он, вглядываясь в лицо политрука.
— Я.
— Пройдемте со мной.
Коломиец все понял: это был начальник особого отдела дивизии. Тот отделил политрука от полковой колонны и повел куда-то во двор скособоченной мазанки, стена которой тускло белела за цветником.
Больше политрука Коломийца в полку не видели».
ПРИМЕЧАНИЕ.
*) В «Памяти народа» остался только непохожий на Полтавского курсанта именем и местом призыва в армию
Коломеец СЕРГЕЙ Константинович
Дата рождения: __.__.1917
Место рождения: Полтавская обл., Полтавский р-н, с. Кротенковка
Дата призыва: 28.06.1944; Шкловский РВК, Могилевская обл., Шкловский р-н
Воинское звание: ефрейтор
Последнее место службы: 70 сд 252 сп
Дата выбытия: 04.03.1945
Причина выбытия: погиб
Первичное место захоронения: Восточная Пруссия, Земландский край, х. Войтникен, северная окраина, 11 км юго-восточнее г. Раушен (сейчас Светлогорск, Калининградская область).
Информация об архиве: ЦАМО_фонд 58, опись А-71221, дело 2.